Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1567205

Отрубленная и сохранённая голова Петера Кюртена, печально известного «Дюссельдорфского Вампира»
Разное > Люди


Переведено автором публикации.

Отрубленная и сохранённая голова Петера Кюртена, печально известного «Вампира из Дюссельдорфа», остаётся одним из самых будоражащих экспонатов коллекции музея Рипли «Хотите верьте, хотите нет!» (Ripley’s Believe It or Not!). Преступления Кюртена, казнённого на гильотине в 1931 году за серию жестоких убийств и сексуальных насилий, потрясли Европу и сделали его одним из самых отъявленных серийных убийц. Его мрачное прозвище появилось вследствие его утверждения, будто он пил кровь некоторых из своих жертв, подробности, которая в дальнейшем обеспечило ему место в анналах бесчестия.

Петер Кюртен родился в 1883 году в Кёльне в ужасной бедности. Отец его был алкоголиком, жестоким и буйным; битьё было регулярным, случалось в семье и сексуальное насилие. Кюртен позже заявлял, что его самые ранние воспоминания об удовольствии были связаны с кровью и болью – видеть, как забивают животных или наносят раны. Ещё в переходном возрасте он уже совершал поджоги, кражи и нападения, попадая в исправительные учреждения и тюрьмы и выходя из них. Такой образ жизни определил его вступление во взрослую жизнь: короткие промежутки свободы, перемежаемые заключением. Каждое освобождение, однако, лишь усугубляло его жестокость.

В 1929 году Дюссельдорф был охвачен паникой. Стало известно о нападениях – женщин и детей находили зарезанными, забитыми до смерти или задушенными. Некоторые жертвы выжили и рассказывали о тихом, вежливом человеке, который внезапно становился свирепым. Но выжили не все.

Кюртен часто пил кровь своих жертв, иногда он возвращался на места своих преступлений, чтобы заново пережить ощущения. Газеты ухватились за самую сенсационную подробность, и прозвище «Дюссельдорфский вампир» быстро распространилось. Городская полиция была обескуражена; потоком лились ложные признания, всюду сеялся страх, а ночная жизнь почти остановилась.

Поимка Кюртена случилась не благодаря блестящим действиям следователей, но через отношения. Он поведал о своих преступлениях жене, Августе Кюртен, и сказал, что хочет, чтобы его поймали. Перепуганная, она обратилась в полицию. Будучи арестованным, Кюртен признался с пугающим спокойствием. Он описывал свои преступления с хирургической точностью, пояснив, что жажда крови приносила ему сексуальное удовлетворение. Психиатры исследовали его всесторонне; будучи явным садистом и беспокойным субъектом, он казался с юридической точки зрения здоровым и полностью осознавал совершённые им злодеяния.

13 апреля 1931 года Кюртен предстал перед судом Дюссельдорфа. Он был обвинён в девяти убийствах и в семи попытках убийств. Рассмотрение дела началось с того, что прокурор официально зачитывал каждое из обвинений против Кюртена перед тем, как зачитал официальное признание, данное им полиции после ареста.

«Нет. И никогда я не чувствовал в душе какого-то опасения; никогда не думал, что то, что я делал – дурное, пусть человеческое сообщество это и осуждает. Моя кровь и кровь моих жертв должна быть на головах моих мучителей… Наказания, которые я перенёс, разрушили все мои чувства как человека. Вот почему у меня не было жалости к моим жертвам». – Петер Кюртен, отвечая на вопрос председательствующего судьи о том, считает ли он себя виновным (1931 год).

Суд длился десять дней. 22 апреля жюри присяжных удалилось, чтобы вынести приговор. Присяжные вели обсуждение менее двух часов, после чего пришли к решению: Кюртен был признан виновным в девяти убийствах и приговорён к смертной казни. Его также признали в семи попытках убийств. Кюртен не проявил никаких эмоций, когда приговор был оглашён, хотя в последнем слове заявил, что теперь понимает, что его преступления «столь ужасны, что [он] не желал как-то извиняться за них».

Кюртен не обжаловал приговор, хотя обратился с прошением о помиловании к министру юстиции, известному противнику смертной казни. В прошении было официально отказано 1 июля. Кюртен оставался спокойным, выслушав эту новость, и попросил дозволения увидеться со своим исповедником, написать письма с извинениями родственникам жертв и прощальное письмо жене. Все эти просьбы были удовлетворены.

Вечером 1 июля 1931 года Кюртен получил последний ужин. Он заказал венский шницель, бутылку белого вина и жареный картофель. Кюртен всё съел и попросил добавки. Тюремщики не отказали и в этом.
В 6 утра Кюртен был обезглавлен гильотиной на территории кёльнской тюрьмы Клингельпютц (Klingelpütz). Палачом был Карл Грёплер (Carl Gröpler). Преступник подошёл к гильотине без посторонней помощи, по бокам от него шли тюремный психиатр и священник.

Перед тем, как положить голову на гильотину, Кюртен повернулся к тюремному психиатру и спросил: «Скажите… после того, как мне отрубят голову, услышу ли я, хотя бы на миг, звук крови, хлещущей из моей шеи? Это было бы наивысшим из всех удовольствий». Когда Кюртена спросили, хочет ли он что-нибудь сказать перед смертью, он улыбнулся и ответил: «Нет».

Дело Кюртена оставило глубокий след в немецкой уголовной истории. Оно выявило пределы охраны правопорядка в начале XX века, разожгло споры о степени безумства уголовников и повлияло на криминологию в последующие десятилетия. После казни Кюртена учёные разрезали пополам и мумифицировали его голову, чтобы найти причины его поведения; в его мозге не обнаружили никаких аномалий. Сейчас его голова выставлена в музее Ripley’s Believe It or Not! В Висконсин-Деллс (Wisconsin Dells), Висконсин.

История Кюртена вдохновила Фрица Ланга на создание фильма «М» (M, 1931). [«М» — художественный фильм режиссёра Фрица Ланга, созданный в 1931 году; фильм стал его первой звуковой картиной. Классический триллер о маньяке-убийце, предвосхитивший многие стилистические находки фильмов-нуар].