Pokazuha.ru
Автор: sr44
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=884453

Советские грузовики: ЗиЛ-131
Картинки > Автомобили


После признания дальнейшего развития модели "165" нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ были продемонстрирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, получившего индекс ЗИЛ-131 и кабину с "оперением" от гражданского (опытного на тот момент) ЗИЛ-130. Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль ЗИЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.
В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Но как это часто случалось в истории ЗИЛа, сроки освоения новой техники все время переносились, и если ЗИЛ-130 начали в массовом порядке выпускать с 1 октября 1964 года, то производство ЗИЛ-131 было развернуто лишь в 1966 году.
Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по 1986г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Основной прицеп - СМЗ-8325 (армейский).
Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования.
С 1986 года выпускается модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н непосредственно ЗИЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на УАМЗе, традиционно изготавливающем автомобили ЗИЛ, производство ЗИЛ-131Н продолжается и поныне.
Интересная деталь из "афганского" прошлого (а теперь - и "чеченского" настоящего) ЗИЛ-131: для прикрытия колонн часть армейских грузовиков (не только ЗИЛов) была на месте переоборудована в «боевые единицы» – машины вооружали «рогатками» (двуствольными зенитными установками ЗУ-23-2 (см. страничку ГАЗ-66)). Со временем инициативу "узаконили" и, например, переделка ЗИЛ-131 велась на одном из армейских автомобильных заводов. Работа не занимала много времени – производились демонтаж верхней части бортов для расширения сектора обстрела и изготовление крепежа для того, чтобы установка при стрельбе не скакала по грузовой платформе. Но странно, что совмещать эти мероприятия с установкой защиты кабины почему-то не стали.
Технические характеристики
• Колёсная формула 6 х 6
• Снаряжённая масса:
o без лебёдки — 6135 кг
o с лебёдкой — 6400 кг
• Полная масса:
o без лебёдки — 10 185 кг
o с лебёдкой — 11 925 кг
• Грузоподъёмность:
o по дорогам с асфальтобетонным покрытием — 5000 кг
o по грунту — 3500 кг
• Допустимая масса прицепа:
o по дорогам — 6500 кг
o по грунту — 4000 кг
• Длина — 7040 мм
• База — 4600 мм
• Ширина — 2500 мм
• Колея — 1820 мм
• Высота (по кабине) — 2480 мм
• Дорожный просвет:
o под передней осью — 330 мм
o под задней осью — 355 мм
• Двигатель: — ЗиЛ-508.10 (карбюраторный бензиновый, 8 цилиндров)
• Мощность двигателя — 110 кВт (150 л.с.)
• Рабочий объём двигателя — 5 996 см³
• Коробка передач — механическая, пятиступенчатая
• Подвеска:
o передняя — рессорная
o задняя — балансирная рессорная
• Максимальная скорость — 80 км/ч
• Объём топливных баков — 2 х 170 л
• Расход топлива на 100 км и скорости 40 км/ч — 40 л
• Запас хода — 850 км
• Радиус поворота — 10,8 м
• Тормозной путь со скорости 50 км/ч — 29 м