Где я нахожусь?
         

Многоцелевая атомная подводная лодка пр.971 - AKULA Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 19 Декабря 2013
Картинки > Разное

мук13
>50
  Прислал(a): мук13
  Добавить мук13 в избранные авторы   Фотолента мук13 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
апл [все теги сайта]

Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.
Проектирование: Технический проект лодки разработан с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.
Производство: подготовка к производству серии лодок пр.971 на Судостроительном Заводе в Комсомольске-на-Амуре (завод №199) велась с 1978 г. Головная ПЛА К-284:
- заложена в конце 1980 г.
- первый блок оборудования установлен в прочный корпус в июне 1983 г.
- закладная доска установлена 6 ноября 1983 г.
- официальной датой закладки значится 11 ноября 1983 г.
- сборка прочного корпуса завершена в феврале 1984 г.
- ПЛ К-284 выведена из цеха в транспортно-спусковой плавдок "Амур" 16 июля 1984 г.
- начало транспортировки ПЛ в плавдоке на сдаточную базу в п.Большой Камень - 16 октября 1984 г.
- спуск на воду из плавдока в бухте Чихачева, пуск ППУ - до 25 октября 1984 г.
- поступила своим ходом на сдаточную базу завода в п.Большой Камень и была посажена на мель (оказались забиты грязью циркуляционные трассы) 25 октября 1984 г.
- два неудачных этапа заводских ходовых испытаний - по причине невыхода ППУ на мощность более 50% (из-за забитых грязью циркуляционных трасс) - с 7 декабря 1984 г.
- чистка циркуляционных трасс - 7-20 декабря 1984 г.
- третий удачный этап заводских ходовых испытаний - до конца декабря 1984 г.
- подписание приемного акта ПЛ К-284 - 30 декабря 1984 г. (с указанием перечня работ перенесенных на 1985 г.)

Испытания и принятие на вооружение. Заводские испытания К-284 начаты 7 декабря 1984 г. и официально ПЛ К-284 сдана ВМФ подписанием Акта о приемке 30 декабря 1984 г. после чего с базированием в п.Большой Камень приступила к доводке оборудования и испытаниям систем. Акустическая доводка ПЛ К-284 выполнена в период с 1985 по 1987 г.г. Окончательная отделка и покраска - 1986 г. С 1986 г. головная ПЛ обеспечивала так же испытания серийных ПЛ пр.971. Мореходные испытания проведены в 1986-1987 г.г. Первые пуски КРБД "Гранат" - январь 1987 г. Проверка технологии и трудоемкости навигационного и докового ремонтов проведены в 1987 г. и в 1989 г. ГАК и часть систем вооружения дорабатывались и приняты в эксплуатацию в 1988 г., первое погружение на предельную глубину состоялось 1 июля 1989 г. К этому моменту ПЛ К-284 прошла более 50000 миль и имела наработку основных механизмов около 10000 часов. Испытания всех систем ПЛА завершены только в 1990 г.
ПЛА пр.971 строились на заводах в Комсомольске-на-Амуре (завод №199, с 1983 г. по настоящее время) и в Северодвинске ("Севмаш" - завод №402, цех №50, с 1985 г. по 2001 г.) и по первоначальным планам планировалось построить 25 ПЛА (было заложено 20 ПЛА). По умолчанию данные ПЛА пр.971.
Конструкция ПЛ - двухкорпусная, кормовое оперение с обтекателем буксируемой антенны ГАС на верхнем вертикальном руле. Прочный корпус выполнен из стали новой марки с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR) и разделен на 7 отсеков. На этапе проектирования решалась задача значительного (примерно в 5 раз по сравнению с ПЛА 2-го поколения) снижения шумности с использованием проработок малошумной ПЛА пр.991. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛА установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в многопалубных аммортизационных блоках ("этажерках"), являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вне и внутри прочного корпуса ПЛА используются вибропоглощающие и виброизолирующие покрытия. По некоторым данным используются активные средства снижения шума. Оборудование ПЛА отвечает нормам виброакустических характеристик ВАХ-74. На ПЛА улучшены условия обитаемости экипажа.
Реакторный отсек прочного корпуса ПЛА был сконструирован с изолированным помещением над реакторной и насосной выгородками с биологической защитой. В помещении располагались щиты второго эшелона электроэнергетической системы ПЛА.

Начиная с ПЛА К-322 (заводской №513) внедрены 25 мероприятий по снижению шумности включая амортизированный главный подшипник валопровода.

Начиная с ПЛА К-391 (заводской №514) устанавливаются пороховые генераторы продува циcтерн главного балласта. Начиная с ПЛА К-391 на ПЛА устанавливается забортная арматура циркуляционных трасс типа "Плавник" - форма заборника становится плоской в сечении вместо круглой.

Начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) на лодки устанавливается 34 новых механизма с соответствием нормам виброакустических характеристик ВАХ-80.

По некоторым данным на ПЛА пр.971 используется система воздействия на пограничный слой омывающей корпус воды с целью снижения сопротивления, которая, вероятно, отработана на опытовой ПЛ пр.1710 "Макрель"
Двигатели:
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650М.01 (на К-284 и остальных ПЛА) мощностью 190 МВт (создана на основе базовой модели ОК-650.БЗ). Два двухсекционных парогенератора. Конструкторы ППУ - Симонов Р.И,, Фарафонтов Ю.И., Богданович В.П., Рынский М.В. ППУ установлена на П-образные консольные балки заделанные в поперечные переборки (включая бак водяной защиты). ППУ позже использовалась на ПЛА других проектов. ППУ оснащена системой аварийного безбатарейного расхолаживания с забортными титановыми теплообменниками, легкой герметичной цистерной водной биологической защиты с системой компенсации.

- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9М (на первых ПЛА выпуска завода в Комсомольске-на-Амуре) и ОК-9ВМ с улучшенной аммортизацией мощностью 43000-50000 л.с. (по разным данным, вероятней 50000 л.с.). На головной ПЛА К-284 - ПТУ ОК-9В. ПТУ смонтирована на амортизированной промежуточной раме опирающейся на межотсечные переборки с выносом главных циркуляционных насосов в смежные отсеки.

- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках ОК-300 (главный конструктор - А.М.Кузьмин).
Движители - один вал, один 7-лопастный винт фиксированного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Дейдвудный подшипник основного вала оснащен системой самопроточного охлаждения, что значительно снижало шумовые показатели. Два откидывающихся подруливающих устройства ОК-300. Винты для пр.971 изготавливались с использованием купленных у компании Toshiba в обход ограничений КОКОМа высокоточных металлообрабатывающих станков (использовались так же для ПЛ других проектов 3-го поколения). Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные. Система охлаждения с заборниками воды в центральную трассу (начиная с К-391 типа "Плавник" - более эффективные).

Энергетика - два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока.
Резервное электропитание - две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 2 х дизель-генератора ДГ-300 мощностью по 750 л.с. (по др.данным 1 х АСДГ-800-1 или АСДГ-1000 - возможно. на разных подсериях разные дизель-генераторы) с обратимым преобразователем, запас топлива - 10 суток.
Начиная с ПЛА К-391 устанавливаются аварийные электросиловые сети, а начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) устанавливаются забортные аварийные силовые сети.

Система спасения и жизнеобеспечения - всплывающая спасательная камера (ВСК) - агрегат ВСК - развитие и аналог ВСК ПЛА пр.705. На ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И установлена ВСК новой конструкции (см.рис). Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная противохимическая) с рабочим веществом-огнегасителем хладоном 114В2 (фреон). Спасательный универсальный комплекс КСУ-600Н-4 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (4 шт, только на ПЛА К-335 "Гепард", система разработана ЦКБ "Лазурит").

Система регенерации воздуха "Астра-3". Новая совмещенная система электро-химической регенерации воздуха (ЭХРВ) - начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК).

ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 73 чел (в т.ч. 33 офицера)
Длина:
- 108,25 м (по техпроекту май 1977 г.)
- 110,3 м (AKULA, Improved AKULA)
- 113.3 м (AKULA-II / пр.971У и К-335 AKULA-III)
Ширина - 13,5-13,6 м
Ширина по кормовым горизонтальным рулям - 15,4 м
Осадка средняя - 9,68 м
Диаметр прочного корпуса (на примере реакторного отсека) - 10.9 м

Водоизмещение надводное:
- 7540 тонн (по аванпроекту ТТЗ)
- 7740 тонн (по техпроекту май 1977 г.)
- 8140 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 8470-8500 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)
Водоизмещение подводное:
- 12770 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 13400-13800 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)

Скорость надводного хода:
- 10 уз
- 20 уз (по западным данным)
- 11.6 уз по др.данным ( в т.ч. К-152 "Нерпа" ?)
- 12 уз (пр.971У)
Скорость подводного хода:
- 6-9 уз (тихий ход)
- 33 уз
- 35 уз (по западным данным)
Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях - 5 уз
Глубина погружения предельная - 600 м
Глубина погружения рабочая:
- 480 м (AKULA, Improved AKULA)
- 520 м (AKULA-II и в т.ч. К-152 "Нерпа" ?, но, возможно, для всех ПЛА проекта)

Автономность - 100 суток (по запасам)

Шумность и дальность обнаружения ПЛА пр.971 по разным отрывочным данным:
- Максимальная дальность обнаружения лодки пр.971 ГАК AN/BQQ-5 (ПЛА Los-Angeles) - 10 км (данные 1995 г).
- При скорости хода 6-9 уз первые корпуса ПЛА пр.971 не обнаруживались средствами ПЛО США (данные 1995 г).
- Шумность ПЛА К-284 на 12-15 Дб или в 4-4.5 раза ниже шумности ПЛА пр.671РТМ VICTOR-III (Jane"s)
- Шумность ПЛА К-335 ниже шумности К-284 в 3.5 раза
- При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛ пр.971 составлял 60-70 дБ - серия ПЛ и условия замеров неизвестны, Камчатка
- При этом ПЛА пр.971 считаются более шумными, чем ПЛА SeaWolf или Improved Los-Angeles (без уточнений). По западным данным (1994 г.) шумность ПЛА пр.971 Improved AKULA на скоростях 5-7 уз аналогична или ниже шумности Improved Los-Angeles

Ориентировочная стоимость ПЛА пр.971 - 1.55 млрд. USD (в ценах 1995 г.)

Вооружение:
4 х 650 мм носовых ТА (боезапас 12 торпед 65-76, ракет ПЛРК РПК-7 "Ветер")
4 х 533 мм носовых ТА (боезапас 28 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД 3М10 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК РПК-6 "Водопад").

ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И - 8 х 533 мм носовых ТА
Система подготовки ТА "Гринда"
Боекомплект - общий - 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

Согласно советско-американским договоренностям 1989 г. в составе вооружений не применяются боеприпасы с ядерными боевыми частями.

Начиная с ПЛА К-391 (зав.№514) пр.971 / 09710 AKULA на лодках устанавливается 6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых пусковых установки РЭПС-324 "Шлагбаум" для запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (начиная с ПЛА К-391 - заводской №514) - т.е. часть AKULA, Improved AKULA, AKULA-II и AKULA-III, кроме К-152 "Нерпа"). Боекомплект - 6 СГАПД. Первоначально на Западе данные ПУ были восприняты как пусковые установки вертикального пуска для КРБД "Гранат" / SS-N-21 SAMPSON.
СГАПД:
МГ-74 "Корунд-2"
МГ-104 "Бросок"
МГ-114 "Берилл"
ПЗРК "Стрела-3" или "Игла" - 3 ПУ, 12 ЗУР.

Оборудование:
Гидроакустическое оборудование и БИУС:
пр.971 AKULA
пр.971 Improved AKULA
пр.971 AKULA-II
пр.971 / пр.971М (?) (К-335) - AKULA-III

БИУС МВУ-132 (?) "Омнибус" разработки ЦНИИ "Агат". На ПЛА пр.971М К-335 "Гепард" - "Омнибус-У".

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 "Скат-3" SHARK GILL с цифровой обработкой информации разработан ЦНИИ "Морфизприбор", г.Санкт-Петербург, главный конструктор Какалов В.А. НИОКР велись начиная с 1980 г. на базе МГК-500 "Скат". По своим возможностям ГАК МГК-540 не уступает американским аналогам - модернизированным ГАК AN/BQQ-5 и AN/BQQ-6. Испытания окончательной комплектации ГАК проводились в 1986-1987 г.г. в Японском море и завершены только в 1988 г. (ПЛА К-284 "Акула" пр.971 AKULA):
- наладочные и заводские испытания опытного образца ГАК на головной ПЛА К-284 - 1985-1986 г.г.
- государственные испытания опытного образца ГАК в т.ч. в океанских условиях - 1986-1987 г.г.
- доработка ГАК и испытания в морских условиях - 1988 г.
- комплексная проверка боевых свойств ПЛ - 1988 г.

На ПЛА второй серии - планировавшихся к постройке после К-335 "Гепард" предполагалось провести модернизацию ГАК.

Состав ГАК:

1. Аппаратура общего назначения с выводом информации на пульт управления;

2. Аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации);
- прибор №1 - носовая пассивно-активная ГАС поиска и атаки (SHARK GILL), работающая на средних и низких частотах; обтекатель основной антенны ГАК - безнаборный стеклопластиковый.
- 2 х бортовых конформных антенны "Акула" большой протяженности;
4. Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника МГ-70 (встречается обозначение МТ-70 - сомнительно);

5. Аппаратура звукоподводной связи и госопознавания МГК-80;

6. Подсистема №6 - аппаратура шумопеленгования на низких частотах с использованием буксируемой протяженной антенны МГБС-541 "Скат-3" (расположена в обтекателе-гондоле УПВ-1-3 на верхнем вертикальном руле).

7. Аппаратура классификации целей с использованием цифровой библиотеки шумов; НИР "Основа", "Мелодия", "Метод", "Мыс", "Сигнал" проведены ЦНИИ "Морфизприбор" в 1979-1987 г.г. В это же время на ГАК МГК-540 решена задача классификации целей по информации от всех подсистем ГАК;

8. Аппаратура контроля работы комплекса.

Кроме того совместно с комплексом работают следующие ГАС:
- ГАС миноискания МГ-519 "Арфа-М"
- ГАС измерения скорости звука в воде МГ-543 "Отражатель" или "Жгут-М"
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 "Винт-М"
- эхоледомер МГ-518 "Север-М"
- навигационный обнаружитель разводий во льдах НОР-1
- навигационный обнаружитель круговой НОК-1

Дальность обнаружения ГАК в 3 раза превышает дальности обнаружения ГАК ПЛА 2-го поколения.
Дальность обнаружения целей - 220-230 км (по разным данным)
Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - 30

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • +1
    anymax77 19.12.2013 13:18   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    автору большой респект! очень интересная тема!!
  • >50
    Бендер-бей  [12] 19.12.2013 18:01   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    Рекомендую ВСЕМ, кто в теме ВМФ, прочесть повесть А. Покровского "Расстрелять"...
  • +1
    007007007 20.12.2013 08:29   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    отлично!!! спаксибо

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1183812
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1183812">Многоцелевая атомная подводная лодка пр.971 - AKULA </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1183812]Многоцелевая атомная подводная лодка пр.971 - AKULA [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта