Где я нахожусь?
         

Нестандартные бомбоубежища Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 13 Мая 2014
Разное > Истории

Нет аватара
+40
  Прислал(a): pypkin vasia
  Добавить pypkin vasia в избранные авторы   Фотолента pypkin vasia 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
теги у этой публикации не заданы [все теги сайта]

Когда в ходе Второй Мировой войны союзники и Красная Армия вступили на территорию Германии, они стали сталкиваться с различными странными сооружениями, аналогов которым ни в СССР, ни в остальной Европе не было.

Среди иных немецких загадок обнаружились в ряде городов Германии и многометровые, построенные из прочного фортификационного бетона башни, напоминающие сегодня баллистические ракеты, готовые к старту.

Разумеется, командование союзников, имея доступ к этим башням, к технической документации, а также к живым строителям и пользователям этими башнями, быстро разобралось в том что это такое и для каких целей построено.

Узнали, и... утратили к ним всякий интерес.
После войны, когда в соответствии с Потсдамскими соглашениями производилась полная демилитаризация побежденной Германии, эти сооружения, хотя и попали в число военных объектов, подлежащих сносу и уничтожению, к их разрушению относились без какой либо спешки. Их сносили в основном, если они начинали мешать мирному строительству или уж слишком портили ландшафт. Например, из 34 башен, построенных для Вермахта, на начало XXI века сохранилось 7. Остальные постепенно сносились в период с 1947 по 1997 г.

Так и остались стоять во многих местах эти странные, пугающие иностранных туристов торчащие в небо башни.

Ну а когда в девяностые годы после того как Европа чуть-чуть приподняла Железный занавес, и в Германию хлынули российские туристы, они тоже стали встречать эти диковинки. Но у нас в стране про них обыватели раньше не слышали вовсе, и никакой информации по этим башням у граждан не было.
Правда, в Вюнсдорфе, где находился штаб Группы Советских войск в Германии (ГСВГ) стоят несколько таких башен. Но наши военные отлично знали что это такое и для чего. А посему интереса к ним не проявляли и дома про них не рассказывали, поскольку эти башни просто скучны.

А вот умствующие российские интеллигенты, как всегда склонные к мистике и самозапугиванию, тут же принялись искать черных кошек в темных комнатах, где их никогда не было. Одним из очень популярных мифов стала версия, что сие это некие спецсооружения, с помощью которых Гитлер "лично связывался с космическим разумом", "получал указания от высших инопланетных сил". Ну на худой конец, это "причальные мачты космических летающих тарелок инопланетян", которые очевидно толпами летали в те времена над Германией..

Вынужден разочаровать любителей всего мистического, таинственного и "неподвластного человеческому разуму". Это сугубо утилитарные и весьма простые по конструкции и внутреннему содержанию сооружения под названием "Luftschuetztuerme", что в переводе означает "воздушно-защитные башни".

Проще говоря это бомбоубежища для персонала расположенных рядом учреждений и предприятий. И для населения близлежащих домов.

Почему не под землей, а над ней?
А просто архитектор Лео Винкель, предложивший эту идею, рассчитал, что стойкость таких башен к авиабомбам ничуть не меньше, чем подземных убежищ, при существенно меньших затратах на их строительство и дальнейшую эксплуатацию.
В чем же, собственно состояла идея Винкеля? А вот в чем:

По сути дела убежище-башня, аналогична подземному убежищу цилиндрической формы такой же вместимости. Но только повернутое на 90 градусов. Иначе говоря, "поставленное на попа". Это дает следующие преимущества:

1. Вероятность попадания авиабомбы в проекцию сооружения уменьшается в 2-3 раза. (В.Ю.Г. согласитесь, что вероятность попадания бомбы в круг площадью 25 кв. м. существенно меньше, нежели в прямоугольник площадью 67.2 кв.м. ).
2. При строительстве исключается извлечение грунта объемом порядка 300-500 куб.м. И это только для объема самого сооружения без учета необходимости заглублять его (!) С учетом выйдет все 700-1000 куб. А всего для подземного убежища потребуется перемещение более чем 1500-3000 куб.м. грунта, тогда как для башни почти ничего.
3.Расход же бетона и железа для обеих типов сооружений примерно одинаковый.
4. Исключаются проблемы с гидроизоляцией и защитой сооружения от грунтовой воды.
5. Резко упрощается вопрос - как быть с ранее проложенными и мешающими подземными коммуникациями (водопровод, газ, канализация, электрокабеля, кабеля связи и т.п.).
:6. В значительной мере упрощается вопрос поиска места для возводимого убежища, что особо важно вблизи и на территории городов, предприятий, железнодорожных депо, вокзалов и т.п.

Уже отсюда ясно, насколько башня Винкеля дешевле обычного подземного убежища.

Плюс к этому:

7. В случае обрушения рядом стоящих зданий нет опасности, что будут засыпаны входы, оголовки воздухозаборных труб, а убежище начнет затапливать вода из разрушенного водопровода или того хуже канализационная вода.
8. Паникующим людям не нужно искать убежище и тем паче вход в него. Башня то видна со всех сторон.
(От автора. Я вырос в насмерть разрушенном Кёнигсберге (Калининграде) и в мою память навечно впечатались оставшиеся со времен войны черные жирные стрелы с бу квами "LS-UB" на стенах городских руин, указывающие на входы в подвальные убежища. И в пятидесятые годы, когда стали разбирать развалины и восстанавливать город, не раз строители наталкивались на заполненные останками людей подземные убежища. Люди, не пострадавшие от самих бомб, часто не могли выбраться из под рухнувших стен своих же домов и навечно оставались в убежищах. Ирония жизни - то, что было призвано спасать людей, их же и убивало. Башню же засыпать невозможно. К тому же входы в башни (с лестницами) имелись на втором-третьем... и даже шестом этажах.)
При этом Винкель считал, что стойкость его башни к попавшей в него бомбе уж во всяком случае не меньше, нежели обычного подземного убежища при одинаковом расходе бетона.
Ведь фугасная бомба, падающая на подземное убежище, целесообразно использует и свою кинетическую энергию (пробивает грунт на какую то глубину) и силу взрыва, причем практически вся сила взрыва (если не считать части силы взрыва, уходящей наружу через канал, пробитый в грунте бомбой) направляется в сторону наименьшего сопротивления, т.е. на стенки убежища, за которыми воздушная полость. На языке взрывников это называется "размещение заряда ВВ с забивкой".

А вот при попадании бомбы в башню Винкеля, она рикошетирует от стены, поскольку угол встречи бомбы с преградой очень мал (не больше 10 градусов) и ее кинетическая энергия расходуется не на пробивание стенки, а на заглубление бомбы в грунт на некотором удалении от основания башни. Образно говоря, башня отбрасывает попавшую в нее бомбу подальше от себя. А вот подземное убежище этого делать не может.

Заметим, что взрыватели фугасных бомб срабатывают не мгновенно, а с некоторым замедлением, дабы дать возможность фугасной бомбе в обычных условиях углубиться в землю (пробить здание и т.п.). Таким образом бомба, попавшая в башню, рикошетом отлетает в сторону и взрывается возле уровня земли или под землей, где расположен только фундамент башни. Как правило, нет непосредственного контакта бомбы в момент ее взрыва с сооружением. Следовательно, на башню действует лишь воздушная ударная волна (если бомба взорвалась на поверхности). А к воздушной ударной волне сооружения типа труб (башня Винкеля, это по сути дела труба) стойкие до изумления. Это подтверждается многочисленными снимками времен войны. Даже в Хиросиме трубы устояли там, где не уцелело больше ничего.
Если же бомба взорвалась в грунте, то сейсмическая ударная волна в грунте действует лишь на основание башни. Расчет согласно Руководства по подрывным работам 1969г. дает нам такие цифры: радиус опасного сотрясения от взрыва бомбы калибра 500кг. до 13 метров. Т.е. возможно повреждение фундамента башни (фундамента, а не всей башни !) если бомба взорвется в грунте ближе 13 метров. При этом, повреждение бетона (растрескивание) происходит при взрыве бомбы ближе 9 метров.
К сожалению, это лишь расчеты. Какой в действительности была стойкость башен Винкеля к бомбам остается неизвестным. Нам не удалось добыть сведений о результатах реальных падений бомб вблизи башен Винкеля, за исключением единственного случая.
12 октября 1944 во время очередной (двадцать четвертой по счету) бомбардировки Бремена американская фугасная бомба (калибр неизвестен) попала в башню на территории фирмы Фокке-Вульф в районе Хемелинген и взорвалась возле наблюдательной амбразуры, основательно повредив оголовок башни. Погибли 5 полицейских службы ПВО, которые несли там службу. Больше никто не пострадал. Иных повреждений башня не получила.
Любопытно, что территорию завода в этот день бомбили 190 бомбардировщиков В17, каждый из которых нес по 2.7 тонн бомб (если считать в количестве бомб, то это пять или шесть 500-фунтовых бомб). Следовательно, на территорию завода упало порядка 950 бомб.
Все ныне не существующие башни были разрушены в послевоенное время, а не во время союзнических бомбардировок 1940-45 гг. Ни одна из них во время войны серьезно не пострадала.

Винкель также полагал, что используемые для защиты подземных сооружений стальные плиты с куда большим эффектом могут быть использованы в его башнях. Сталь может потребоваться лишь для покрытия остроконечной крыши для отражения бомбы, и возле основания для защиты от ударной волны взрыва.

Винкель также предлагал использовать свои башни (без остроконечной крыши) и для размещения на них зенитных орудий, что особенно актуально для немецких городов с их очень плотной застройкой. Из-за этого крайне сложно было находить места для размещения зениток и трудно обеспечивать нужные сектора обстрела. Правда, это предложение не было принято и на башнях-убежищах зенитки не устанавливали. Для этого сооружались специальные зенитные башни (Flaktuerme), которые, впрочем, тоже использовались и как убежища.

Еще одно военное и одно мирное применение могли найти по замыслу Винкеля эти башни. На башнях можно было устанавливать оросительное оборудование для нейтрализации ядовитых газов. А после войны башню можно переоборудовать в водонапорную.

Проект нашел полную поддержку у министра авиации Г.Геринга, который, однако, потребовал уменьшить расход металла для башни.

Испытательная башня.

В 1935 году на полигоне Люфтваффе Рехлин близ Мютцензее была построена башня Винкеля (очевидно проекта 1934г.) для проведения испытаний на стойкость к бомбам.
.8 января 1936 на нее была сброшена первая бомба. Несколько дней пикирующие бомбардировщики Ju 87пытались попасть в нее, израсходовав около 50 бомб, но ни одна бомба не так и не попала в собственно башню.
Тогда башню стали испытывать, закрепляя бомбы весом 500 и 1000 кг. непосредственно у наружных стен в верхней, средней и нижней части и взрывая их. Во всех случаях отмечались лишь некоторые наружные повреждения без откола бетона внутри башни. При взрыве башня совершала два-четыре колебания и оставалась в вертикальном положении. Правда, подопытные животные (козы), которые были внутри башни привязаны вплотную к стене, теряли слух.
На основании испытаний было предписано размещать людей в башне не ближе 30 см. от наружных стен.

27 июля 1937г. по результатам испытаний министерство авиации выдало фирме "L.Winkel & Co" разрешение на продажу строительным фирмам лицензий на возведение сооружений, получивших официальное наименование Luftschutzturme "Bauart Winkel" (Башня противовоздушной защиты "Проект Винкель"). Сокращенное обозначение LS-Turm Winkel.

При этом были установлены стандартные типы башен, различающиеся емкостью:
-железобетонные:
*Тип 1 для 400 человек;
*Тип 2 для 315 человек;
*Тип 3 для 247 человек;
*Тип 4 для 168 человек

-бетонные:
*Башня 1 для 500 чел.,
*Башня 2 для 391 чел,
*Башня 3 для 305 чел.,
*Башня 4 для 220 чел.,
*Башня 5 для 164 чел.

Расход металла для одной железобетонной башни составлял 2600 тонн арматурной стали, 150 кг. стальной проволоки, и 1200 тонн котельной стали.

Первые построенные башни.

Однако, еще до официального утверждения в министерстве авиации, как частное сооружение, первая пригодная к использованию башня Винкеля была построена в 1936 году на заводе газового и водопроводного оборудования фирмы Тиссен в Дуйсбурге.

Вторая железобетонная башня Винкеля, уже утвержденного проекта - Тип 3, емкостью на 247 человек была построена в 1937 году на территории электростанции Зигерланд в Зигене. Она должна была обеспечивать защиту как сотрудников электростанции, так и сотрудников фирмы Sieger Kreisbahn GmbH. Башня вместо отводной канализации имела выгребную яму. Она была построена за два месяца (с 10.10.1937 по 16.12.1937).
Первые серийные башни.

Первыми серийными, которые были заказаны Управлением гавани Дуйсбурга (Duisburg-Ruhrorter Haefen AG) фирме "Франц Брюггерманн" (Franz Brueggemann) 4.11.1937 г. башнями стали две башни вместимостью по 391 чел. каждая, построенные в гавани Дуйсбурга.

Заметим, что это не означает, что в гавани не было иных укрытий и убежищ. Хотя, вообще, строительство убежищ в Германии началось не ранее 1935 года, под них в основном тприспосабливались различные подвалы жилых и общественных зданий

Башни получили обозначения:
"Luftshutz-Turm 1 Ruhrort" (LS-Turm Nr.1 Ruhrort),
"Luftshutz-Turm 2 Duisburg" (LS-Turm Nr.2 Duisburg).

Обе башни относились к Тип 2.

Башня №1 (LS-Turm Nr.1 Ruhrort) предназначалась для размещения оперативной группы ликвидации последствий авиабомбардировки. На этаже, расположенном выше технического этажа 87 человек 1-й аварийной смены (группы тушения пожаров, медицинская, химической защиты, восстановления).
На последующих этажах 106 человек 2-й аварийной смены.
На верхних этажах 30 сотрудников железной дороги, 45 работников группы восстановления, 25 жителей близлежащих домов улицы Веселерштрассе.
Башня №1 будет взорвана администрацией гавани в 1950 году, т.к. ей не найдут дальнейшего применения.

Начало строительства башни №1 вследствие обычных для мирного времени бюрократических проволочек затянулось. Строительная фирма "Франц Брюггерманн" (Franz Brueggemann) только 1 июня 1938 заявила о своей готовности к началу работ. Однако, начавшиеся работы часто приостанавливались из за нехватки цемента, оборудования, рабочей силы. Башни в гавани Дуйсбурга закончили строительством только зимой 1939 года.
Тут нужно напомнить, что в это же время все строительные ресурсы и материалы страны были брошены на выполнение первоочередной задачи - возведение Западного Вала (Линия Зигфрида, как ее часто называют). Как уже писалось в серии статей о Западном вале (сайт "Сапер"): "...16 июля 1938 года Гитлер отдает распоряжение о свертывании всех иных стратегических строительных работ с переброской всех стройматериалов, техники, финансов и рабочей силы на выполнение Лимеспрограммы".

Заметим, что промышленно развитой Германии не хватало цемента на возведение на западной границе своей "линии Сталина", то бишь Западного Вала, который был более чем втрое короче нежели советская. При этом, в 1938 году производство цемента в СССР составляло 13% от производства его в Германии.

И кто то еще упрекает советское руководство в недостаточном внимании к строительству пограничного оборонительного рубежа, который по мнению наших современных доморощенных экспертов военного дела "безусловно мог остановить наступление Вермахта в июне 1941". Позвольте вас спросить, господа, вы можете подсказать Сталину где взять в СССР цемента на 1850 километров оборонительной линии, когда Германии его не хватало на 600 километров?

По этим же причинам неоднократно приостанавливалось и строительство башни №2 (LS-Turm Nr.2 Duisburg).

Первоначально строительством башен Винкеля занимались семь фирм:
* Хохтиф АГ (Hochtief AG),
*Франц Брюггерманн (Franz Brueggermann),
*Дикерхофф и Видманн (Dyckerhoff & Widmann),
*Вимер и Трахте (Wiemer & Trachte),
*Босвау и Кнаур (Boswau & Knauer),
*Филипп Хольцманн (Philipp Holzmann),
*Вауcc и Фрейтаг (Wayss & Freytag).
Позднее их количество возросло до двенадцати.

Башни нового проекта.

В 1938 году Винкель патентует новый проект башни-бомбоубежища (патент №702711 от 22 февраля 1938г.).

Башни нового проекта из железобетона могли иметь емкость 400, 315, 247 и 168 человек, а из монолитного бетона - 500, 391, 305, 220 и 164 человека. Это стандартные вместимости. Реально, вместимость некоторых башен могла иметь вместимость от 20 до 628 чел.

Сооружение целиком располагается на поверхности земли (т.е. не имеет подземных этажей). При этом фундамент заглубляется не более, чем на 1.04м.

Новая башня, если рассматривать проект вместимостью 500 чел., более широкая. Ее диаметр в основании 11.54м.(64кв.м.), высота 23 метра.
Толщина стены на уровне земли 2 метра и она уменьшается на 5 см. на каждый метр высоты. Это если бетон монолитный. С высоты 10 метров толщина 1.5 метра и выше уже не утоньшается.

Если башня из железобетона, то на уровне земли толщина стены 1.1.м. с утоньшением на 3 см. на каждый метр высоты. Минимальная толщина 80 см. на высоте 10 м., и выше имеет ту же толщину.
Толщина крыши при монолитном бетоне 2 м., для железобетона 1.4 м.

Справка. Крыша сооружения выдерживает попадание фугасной авиабомбы:
*толщина 1.4 м. - 500-фунтовая бомба (230кг.),
*толщина 2м. - 1000-фунтовая бомба (465 кг.),
*толщина 2.5м. - 2000-фунтовая бомба (920кг.)

Конец справки.

Высота помещений в свету 2 метра. Толщина междуэтажных перекрытий от 5 (железобетон) до 10 см. (бетон). В потолочной части плита перекрытия имеет противооткольную одежду (сетка и доски исключающие падение на людей отколовшихся от перекрытия кусков бетона).
Крыша башни и нижняя часть не покрыты сталью, как это предполагалось в башнях первого проекта. Стены башни и межэтажные перекрытия бетонные или железобетонные. С этажа на этаж ведут прямые двухмаршевые широкие бетонные лестницы, размещающиеся в центре башни. Это обеспечивает быстрое заполнение башни людьми.
Доступ людей внутрь возможен с трех входов, расположенных по одному на каждом из трех нижних этажей... Причем входы располагались с поворотом на 120 градусов относительно друг друга. Таким образом заполнение башни было возможно в три непересекающихся потока людей с трех разных направлений.

( Когда объявляется воздушная тревога, то счет идет на минуты. Гражданские люди, особенно женщины, дети, а уже испытавшие ужас бомбежек вдвойне, склонны к панике, которая легко возникает в случаях задержек на входе. Паника же неизбежно приводит к давке. А столь продуманное расположение входов позволяет избежать паники. )
Тамбуры, являвшиеся одновременно шлюзами газоубежища имели в плане треугольный вид.
Внутренняя часть башни имела лестничную клетку, ряды сидений были расположены как в продлении лестничных ступеней, так и на больших дугообразных площадках.

На одну бетонную башню емкостью 500 человек расходовалось всего 2.9 тонн остродефицитной для Германии стали.

Обитаемость башни проекта 1938г. была существенно выше. Она оснащалась электроосвещением, правда, от городской электросети. Собственного источника электропитания башня не имела, хотя в технических условиях это предусматривалось.
Также башня была подключена к городскому водопроводу и канализации. Один унитаз полагался на каждые 30 человек. Там, где подключение к канализации было невозможно, устраивались выгребные туалеты.
Конечно, лучше всего иметь собственный электрогенератор и хотя бы колодец. Ведь при массированном налете велика вероятность, что городские коммуникации будут повреждены. Либо сами власти отключат на время налета электричество в городе с целью избежать коротких замыканий и пожаров вследствие электроаварий. И башня останется без воды и света. Но собственные источники сильно удорожают конструкцию башни, требуют обслуживающего персонала.
Людям, как потом показала война, приходилось просиживать в убежищах по 8-10 часов непрерывно. Да и испытываемый при этом стресс обычно повышает потребность в воде и в туалетах. Это было принято во внимание.
Разумеется, не худо было бы давать возможность людям поспать. Но это снижает емкость убежища.
Никакого отопления в башне изначально не предусматривалось. Однако, морозная зима 1939/40г. показала, что даже при работе в нижнем этаже 4-киловаттного электрокамина на верхних этажах при не включенной системе вентиляции температура была ниже нуля ( -6 - -8 градусов). Это делало невозможным пребывание в башне людей в случае использования башни в зимнее время, поскольку при работающей вентиляции температура в башне оказалась бы равна температуре снаружи. Для того, чтобы избежать размораживания водопровода, всю зиму 39/40 башни пришлось держать без воды в трубах, что тоже препятствовало нормальной эксплуатации башни.
Фирма Дрёгер в марте 1940 предложила устанавливать в вентиляционную систему электрокалориферы для подогревания поступающего воздуха. Они же могли обеспечивать более скорую просушку вновь построенной башни. Расчеты показали, что башне №1 для нормального функционирования в холодную зиму требуется 12 электрокалориферов общей мощностью 12 квт. В средних условиях можно было обойтись 6 калориферами.

Сведений о проектном оснащении башни телефонной связью у автора не имеется. Осмотр некоторых из сохранившихся однозначного ответа тоже не дает. В некоторых башнях обнаружены следы, указывающие на то, что в них размещались телефонные коммутаторы, телеграфные аппараты, радиостанции. Очевидно это оборудование устанавливалось уже пользователями в зависимости от потребностей.
Также нет точных сведений о том, могли ли эти башни соединяться подземными переходами наружу или в другие здания. Судя по чертежам - нет.

Однако, в башне на дверях были установлены громкоговорители, соединенные с городским Центром ПВО, позволявшие оповещать людей, находящихся в башне, о воздушной обстановке, о возникших разрушениях в городе и порядке дальнейших действий.

Сами двери для этой и других башен могли изготавливаться из стали или особо высокопрочного железобетона от фирм Mauser из Кёльна, Marcus Metallbau из Берлина, Hazet-Werkstatten из Берлина и Peltz-Geldschrank-Werke из Дюсельдорфа

По проекту башня должна была в целях маскировки окрашиваться под цвет окружающей обстановки и обсаживаться деревьями. Однако, повсеместно это не выполнялось. Известно буквально два-три случая, когда башни имели маскировочную окраску, да и то это были башни для Вермахта.

От автора. Башни-бомбоубежища едва ли могли быть персональными целями для авиации союзников. Во-первых, это не ключевая цель, поражение которой приводит к серьезным для Германии последствиям. Союзники знали, что эти башни просто бомбоубежища для населения или рабочих заводов.

Во-вторых, больше половины налетов союзнической авиации выполнялось ночью, когда даже с использованием осветительных бомб отыскать с высоты 9-10 тыс. метров среди городских строений объект диаметром около 10 метров просто нереально.

В-третьих, бомбардировщики общим числом 400-800 машин летят плотным строем и ни у кого из них нет возможности маневрировать и точно заходить на свою персональную цель.

В-четвертых, точность бомбометания с больших высот очень низкая. По немецким данным только 40% бомб союзников падали ближе 300 метров от точки прицеливания, еще 20% на удалении от 300 до 600 метров, и остальные 40% падали на расстоянии больше, чем 600 метров. Это днем при ясно различимой визуально цели!
Ночью же при прицеливании с помощью по радиолокатора только 2 бомбы из 1000 падали ближе 300 метров от цели.

Реально ли попасть бомбой по башне, даже если очень сильно хотеть? Попадание могло быть только случайным, когда одномоментно на город высыпается несколько тысяч бомб.

Да что там говорить о точности бомбометания по конкретной цели, если сама задача отыскать целый огромный город и вывести на него армаду бомбардировщиков решалась союзниками с большими потугами. Напомню лишь знаменитый налет союзников на Дрезден в ночь на 14 февраля 1945. Группа американских B17 в составе 60 машин потеряла в полете соседей, в результате чуток ошиблась и вместо Дрездена сбросила бомбы на Прагу. Посмотрите на карту и убедитесь, что между двумя этими городами порядка 125 километров.
Конкурент Винкеля Пауль Цомбек.

В том же 1938 году у Лео Винкеля появился конкурент, который попытался, используя недостатки и недоработки проекта Винкеля, потеснить его на рынке башен-бомбоубежищ. Им оказался инженер из Дюссельдорфа Пауль Цомбек (Paul Zombeck). Он предложил башни цилиндрической формы значительно большего диаметра, которые имели большую вместимость и больший комфорт при меньшем расходе бетона.
Возникла даже идея объединить в одном проекте достоинства обеих проектов. Однако Винкель усмотрел в этом нарушение его патентных прав и выиграл судебный процесс.
Вместе с тем, какое то количество башен Цомбека было построено в нескольких городах Германии. В частности, в Гамбурге, в Берлине, в Вильгельмсхафене.

Башни-бомбоубежища Винкеля строились в основном с 1939 по 1941 год. Известно о примерно 129 сооруженных башнях 16 различных проектов, которые однозначно идентифицируются как башни Винкеля. В том числе и довольно значительно отличавшихся по виду друг от друга. Из них около 85 находятся в северной, западной и юго-западных частях Германии. И еще было построено около 100 похожих башен полулегально различными мелкими фирмами, которые брали за образец башни Винкеля.

Башни Винкеля для Вермахта.

Вермахт проявил значительный интерес к башням Винкеля. Всего с 1939 года Вермахт заказал и построил для своих нужд 34 башни Винкеля. Из них 19 на территории, занимаемой штабом Главнокомандования Армии (OKH) в Вюнсдорфе/Цоссен.

Остальные из 34 башен для Вермахта:

Четыре башни были построены возле армейских казарм в западно-германском городе Гиссене (Земля Гессен). Все четыре сохранились

*Одна башня на армейском ремонтном заводе в Санкт Венделе (Земля Саарланд). Сохранилась.

*Четыре башни в Вильдпарк-Вердер возле Потсдама для Главнокомандования Люфтвафе (Объект "Курфюрст"). Во времена ГДР эти четыре башни использовались Армией ГДР в военных целях.

*Три башни в Баруте на востоке Германии в Земле Бранденбург. (Не сохранились).

*Одна на военной верфи в Вильгельмсхафене (Взорвана)

* Одна для Люфтваффе на полигоне в Рехлине у озера Мюритцзее (Взорвана).

К настоящему времени из 34 башен Винкеля, построенных для Вермахта, сохранилось около семи.
Здесь какое то несоответствие с официальными данными и показаниями свидетелей. Они утверждают, что первые башни Винкеля в Вюнсдорфе начали строить еще в 1936 году. Можно предположить, что Главнокомандование Армии было больше обеспокоено безопасностью своих штабных сотрудников, нежели бюрократическими процессами согласований, утверждений в высших государственных инстанциях. И заказало башни, так сказать, подпольно, не сообщая о них наверх.

Эту территорию в послевоенное время занимал штаб Группы Советских Войск в Германии. В период между 1947 и 1956 годами 11 башен Винкеля в Вюнсдорфе были разрушены. Двенадцатая башня в Вюнсдорфе была взорвана самими немцами 23 октября 1997г. Семь башен сохранилось.

И не стоит здесь вешать собак "на этих русских". Просто СССР в основном выполнял Потсдамские соглашения о демилитаризации Германии, сохраняя некоторые из них либо для своих нужд, либо для армии ГДР (четыре башни возле Потсдама). Точно также поступали и бывшие западные союзники. При этом в Западной Германии башен Винкеля сохранилось куда больше, нежели в Восточной.

Так что нам стоит твердо усвоить раз и навсегда : Любая западная держава может быть дружелюбна к нам только когда перед ними стоит альтернатива - либо союз с Россией, либо гибель. И ни единым днем дольше. Российские же трудности и проблемы интересуют их меньше, нежели трудности пингвинов в Антарктиде.

Примечание. Тем самым становится ясно, что башни Винкеля не были абсолютными близнецами по конструкции и внешнему виду, как например, танки или самолеты одной марки. Всякий раз проектировщики исходили из конкретного предназначения той или иной башни, требований заказчика, его вкусов и пристрастий.

Кстати, многие башни Винкеля, построенные для гражданских заказчиков имеют на верхнем этаже смотровые щели (амбразуры), каких, как правило нет на башнях для Вермахта.

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    kneis  [12] 13.05.2014 13:54   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +3 Понравился комментарий
    У нас такая недалеко от дома. Кому интересно наберите в гоогле/википедии Mozartturm (Darmstadt).
  • +1
    md  [10] 18.05.2014 10:59   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Спасибо. Очень подробная публикация на данную тему.
  • +0
    Sergei Pumba  [12] 18.05.2014 14:48   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    многие во время второй мировой войны страдали от бомбежек ,англичане тоже боролись с авианалетами и построили в море Зенитные башни Маунселла (Англия) на трех ногах огромных размеров похожи на Марсианские треножники.Назывались фортами стоят до сих пор на мелководье Северного моря у побережья Великобритании, у берегов Северного Кента, близ графства Эссекс, есть в инете много фоток, выглядят очень необычно и живописно.
  • +25
    temnila  [12] 19.05.2014 00:32   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    спасибо, очень познавательно,никогда не слышал

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось


Еще...
 
Главная страница

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1207310
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1207310">Нестандартные бомбоубежища </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1207310]Нестандартные бомбоубежища [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта