Знаменитости
история, авиация
[все теги сайта]
Я намеренно не хочу приводить все его заслуги и регалии, которых очень и очень много. Просто факты из его полной событий жизни.
Родители рассчитывали, что Туполев поступит в Тверское реальное училище — для будущего технаря это была бы более серьезная подготовка, нежели Тверская классическая гимназия, — но Туполев завалил вступительный экзамен по русскому языку, в реальное училище не попал и на протяжении всей учебы в гимназии писал с ошибками.
Дважды отстранялся от учебы Императорском техническом училище: сначала был выслан из Москвы под надзор на год (за то, что предоставил свой адрес «для сношений городских коалиционных комитетов высших учебных заведений в Петербурге и Москве в целях объединения этих заведений в проведении забастовок»), затем на три года (за то, что появился в Москве, когда период высылки еще не закончился).
Туполев всегда любил тяжелую сельскую работу и нехитрые деревенские развлечения. С юности хотел летать и даже совершил учебные полеты на «фармане». Однако, чтобы стать летчиком, требовалась справка о политической благонадежности, в которой ему было отказано.
По свидетельствам жителей родного села Туполева, благодаря ему у местной артели были вспомогательные механизмы, ускорявшие крестьянский труд.
Свой первый самолет Туполев проводил в полет 21 октября 1923 года.
В 1920-х французский журнал «Крылья» писал о Туполеве: «Знаменитый Туполев, чей раскатистый смех распространяется по всей Европе».
В 1930-х, по пути в Нью-Йорк на океанском лайнере «Бремен» в составе правительственной комиссии авиационных специалистов, Туполев познакомился с Гербертом Уэллсом.
Арестованный в октябре 1937 года Туполев провел за решеткой 1376 дней. Вместе с авиаконструктором В.М. Петляковым он обвинялся в организации «Русско-фашистской партии» и в шпионаже.
Во время работы в заключении в ЦКБ-29 при НКВД Туполеву разрешили привлечь к работе всех, кто ему понадобится. В его список вошли 200 человек, уже попавших за решетку, — многих из них перевод к Туполеву спас от лесоповалов. Составляя список, Туполев особенно волновался, как бы ненароком не вписать — а следовательно, не посадить — тех, кто еще был на свободе.
Во время работы в ЦКБ-29 Туполев регулярно ездил с докладом к Берии и однажды сообщил ему, что сотрудников ЦКБ плохо кормят и не снабжают папиросами. Берия распорядился обеспечить заключенных куревом и кормить «как в ресторане». Руководящий энкавэдэшник в Болшево, узнав об этом, сильно занервничал и поинтересовался у Туполева, где взять такого повара. «Ваша власть, арестуйте лучшего из “Националя” — и сюда», — невозмутимо ответствовал Туполев.
Чтобы на чертежах, разработанных в ЦКБ-29, не стояли подписи «врагов народа», всем заключенным, которым необходимо было подписывать важные документы, разработали специальные печати с определенными наборами цифр. Заключенные называли эти печати «копытами».
Туполев был освобожден через пять дней после начала Великой Отечественной войны, переведен в Омск, затем возвращен в Москву, где и работал до конца жизни.
Про более поздний период работы Туполева рассказывают такую историю. Однажды в КБ поступил звонок из ЦК — функционеры требовали сдать самолет к очередному съезду партии. «Пожалуйста, перенесите съезд» — ответил Туполев. Назавтра высокопоставленный партийный деятель вновь потребовал, «чтобы самолет был в воздухе». В день проверки члены высокой комиссии узрели, как два вертолета держат в воздухе полый самолетный корпус. И в этом весь Туполев. Его с полным основанием можно назвать человеком Чести, всецело преданным своей стране и народу, и при этом никогда не поступавшимся совестью в угоду власть имущим. Таким он и войдёт в историю.
|