Где я нахожусь?
         

Четыре секунды длиною в жизнь Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 02 Мая 2015
Разное > Истории

Нет аватара
+1
  Прислал(a): шульберт
  Добавить шульберт в избранные авторы   Фотолента шульберт 5
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
лелюков,   подвиг [все теги сайта]

Четыре секунды длиною в жизнь. Подвиг Юрия Лелюкова.

29 ноября 1983 года погиб Юрий Николаевич Лелюков, старший лейтенант запаса, преподаватель начальной военной подготовки школы №2 поселка Иваничи Волынской обл. Военрук закрыл собой приведенную во время урока в действие боевую гранату, оказавшуюся среди полученного из военкомата учебного имущества, и этим спас жизнь двадцати шести ученикам.

После публикации 26 февраля 1985 года в газете “Комсомольская правда” очерка “ЧЕТЫРЕ СЕКУНДЫ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ” Юрий Лелюков был награжден орденом “Знак почета”, кафедра НВП и физподготовки одного из педагогических институтов добилась присвоения его имени. После его гибели учебные гранаты стали сверлить.

...День был ясный, сухой и холодный.

Учитель начальной военной подготовки второй средней школы Юрий Лелюков посмотрел в окно и взял со стола одну из учебных гранат.

- Внимание, - сказал он двадцати шести ребятам, сидящим в классе.- Вы давно просили показать принцип обращения с гранатой. Надеюсь, вам эта штука в жизни не пригодится, но тем не менее: слушайте, смотрите и запоминайте!..

Значит, так: чтобы привести гранату в боевое положение, нужно прижать спусковой рычаг и выдернуть кольцо - я это делаю. Теперь, если отпустить рычаг, у нас, в учебной гранате, просто щелкнет, а в боевой раздастся хлопок, и пойдет дымок. До взрыва останется четыре секунды. Тогда бросайте гранату, не мешкая. Итак, я отпускаю рычаг...

- А если задымит? - весело спросил кто-то.

Лелюков улыбнулся. И отпустил рычаг. Раздался хлопок, и пошел дымок.

Вряд ли двадцать шесть девчонок и мальчишек поняли в то первое мгновение, что случилось.
Вряд ли понял, что случилось, в то, самое первое, мгновение и сам Лелюков. Боевая граната - в классе?! Глупость, нелепость, абсурд!

Но он все же был военным человеком. Старшим лейтенантом запаса... Дым пошел. Значит, четыре секунды - и все. Значит, надо спасать детей. Что делать?! Отбросить гранату? Подальше от себя? Куда? В классе двадцать шесть пар ничего еще не понимающих глаз. Граната. Глаза. Снова граната. И снова глаза. И вдруг-окно! Ну, конечно же,- окно! До него было всего лишь полшага. «Ничего, ребята, ничего. Вы только не пугайтесь...»
Внизу, в школьном дворе, гуськом, точно утята, вышагивали на обед шестилетки.

Едва не метнулся он к двери. И, должно быть, тут же понял, что потерял еще одно мгновение: ну, конечно же, там, в коридоре за дверью кабинета, сидели дети. Школа была тесновата, и время от времени парты выставлялись прямо в коридор. Да и глупо было рваться к двери - не успеть...

Он повернулся к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гранату к животу. Пытаясь что-то сказать, только с силой выдохнул из легких воздух...

Говорят, он был хорошим учителем. Говорят, у него не было проблем с дисциплиной в классах. Говорят, классы эти слушали его, разинув рты. И выходил он из этих классов всегда окруженный ребятами. Собирался построить в школе тир. Собирался организовать гандбольную команду. Он много чего собирался сделать к той минуте, когда, взглянув в окно, взял с преподавательского стола одну из учебных гранат и сказал: «Слушайте, смотрите и запоминайте!..»

...Взрыв оглушил класс. В оглушительной тишине, точно снег, сыпалась с потолка побелка. В оглушительной тишине падали стенды. И в оглушительной этой тишине ошеломленные десятиклассники бросились к двери.

Все. Двадцать шесть человек. Живые.

- Стой, ребята! Как же Юрий Николаевич?!

Трое из них вернулись и в дыму вынесли Лелюкова из класса. Сейчас, Юрий Николаевич, говорили они, сейчас, еще минутку...

К ним бежали учителя. Бежали врачи. Мчались «Скорые»...

Остались без отца восьмилетняя Алеся, годовалый Юрасик, стала вдовой жена Лариса.

Это произошло 29 ноября 1983 года. Ежегодно в этот день ученики тех двух классов приходят в Иваничевскую среднюю школу №2. Заходят в класс, где свой последний урок мужества и человечности провел их любимый учитель и где висит его портрет. Идут на кладбище.

В школе более двадцати лет действует музей Юрия Лелюкова. Среди многочисленных экспонатов школьный журнал, открытый на той же странице и пробитый осколками гранаты. А также сотни писем, которые пришли тогда со всех концов Советского Союза. Во многих из них стихи, написанные людьми, которые никогда не видели учителя, но преклоняются перед его подвигом.

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    Bahur 02.05.2015 03:51   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +34 Понравился комментарий
    нелепая, глупая смерть из-за чьего-то раздолбайства. Герой, безусловно, но его семья предпочла бы, я уверен, чтобы он был обычным человеком, но живым.
  • >50
    Гевара  [12] 02.05.2015 15:39   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +18 Понравился комментарий
    Настоящий мужской и человеческий поступок! Почёт и вечная память.
  • +1
    Serqei  [9] 02.05.2015 16:28   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +23 Понравился комментарий
    Подвиг в мирное время - это всегда чьё-то раздолбайство. Настоящий мужик и учитель.
  • -1
    Mishkafofer  [12] 02.05.2015 21:21   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +10 Понравился комментарий
    Все же последней инстанцией был он сам. Не надо вынимать чеку из неизвестной гранаты во время урока. Пишу не для тог, чтобы принизить его подвиг, но для того чтобы другие не эксперементировали там, где можно этого не делать. Два года назад на Эвересте погиб один из крутейших альпинистов страны. Подобрал чужую веревку неизвесного происхождения и она перетерлась...
    Мне же самому хватило проверки оголенного ровода на наличие напряжения голой рукой, еще в детстве.
  • >50
    Saref  [12] 03.05.2015 10:17   Пожаловаться   Вся переписка    За комментарий:
    Не понравился комментарий +5 Понравился комментарий
    Mishkafofer: Все же последней инстанцией был он сам. Не надо вынимать чеку из неизвестной гранаты во время урока. Пишу не для тог, чтобы принизить его подвиг, но для того чтобы другие не эксперементировали там, где можно этого не делать. Два года назад на Эвересте погиб один из крутейших альпинистов страны. Подобрал чужую веревку неизвесного происхождения и она перетерлась... Мне же самому хватило проверки оголенного ровода на наличие напряжения голой рукой, еще в детстве.
    Ну вообще-то он показывал детям принцип обращения с гранатой и не выдергивать чеку было бы не логично, особенно когда на 99,9999% уверен, что она учебная. Подобные случаи убеждают верить - есть мужики в русских селеньях. И будут.
  • -1
    Mishkafofer  [12] 03.05.2015 11:39   Пожаловаться   Вся переписка    За комментарий:
    Не понравился комментарий +5 Понравился комментарий
    Saref: Ну вообще-то он показывал детям принцип обращения с гранатой и не выдергивать чеку было бы не логично, особенно когда на 99,9999% уверен, что она учебная. Подобные случаи убеждают верить - есть мужики в русских селеньях. И будут.
    Все правильно! Просто я занимаюсь различного рода экстримом и мои мозги повернуты в определенном направлении. Приходится часто задавать вопрос: "А что, если?" и проигрывать самый худший сценарий. Раз уж зашел об этом разговор, делюсь с вами своим опытом. Не отмахивайтесь от вопроса: "а что, если?" и это когда -нибудь спасет чью-то жизнь
  • >50
    Saref  [12] 03.05.2015 12:33   Пожаловаться   Вся переписка    За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Mishkafofer: Все правильно! Просто я занимаюсь различного рода экстримом и мои мозги повернуты в определенном направлении. Приходится часто задавать вопрос: "А что, если?" и проигрывать самый худший сценарий. Раз уж зашел об этом разговор, делюсь с вами своим опытом. Не отмахивайтесь от вопроса: "а что, если?" и это когда -нибудь спасет чью-то жизнь
    Спасибо, я тоже не равнодушен к экстриму и например вопрос "а что если парашют не раскроется" возникал.
  • >50
    vn_79  [12] 03.05.2015 13:01   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +3 Понравился комментарий
    Если бы мотивы героических поступков были понятны всем и не вызывали вопросов, это бы стало обыденностью. Жаль что это не так. Если кто-то не понимает в чем подвиг, он скорее всего и не поймет.
  • -1
    kaktuxx1  [10] 04.05.2015 14:00   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +7 Понравился комментарий
    Нам военрук в школе на НВП в свое время ( а я еще помню СССР) рассказывал про этот случай. Помню насколько мы ржали над его рассказом потом на переменке и насколько это сейчас воспринимаешь серьезно.... Все-таки дети - глупы и жестоки. Человек - герой, хотя он и вряд ли собирался им становится. Такова жизнь, увы. Помянем добрым словом его. спасшего много детских жизней ценою самого себя.
  • >50
    Aleks-Cheban  [12] 08.01.2016 00:01   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    Спасибо за историю
  • >50
    зхъ  [12] 03.10.2016 00:34   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Очень грустно. У нас в школе военрук, носил радиоактивные материалы для проверки дозиметра у себя в кармане брюк.А правило: не направляй даже незаряженное оружие на человека, если не собираешься его убить? Военный человек должен это знать.
  • >50
    мук13  [12] 03.10.2016 09:08   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Человечище - стольких спас.............
  • 0
    Антип Шварцбург 03.10.2016 09:49   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Супер героическая личность!

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось


Еще...
 
Главная страница

поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1255126
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1255126">Четыре секунды длиною в жизнь </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1255126]Четыре секунды длиною в жизнь [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта