ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!


Давид Олер. Художник из Освенцима. Часть 2 Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 22 Октября 2017
Разное > Люди

woodenfrog
>50
  Прислал(a): woodenfrog
  Добавить woodenfrog в избранные авторы   Фотолента woodenfrog 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
история,   война [все теги сайта]

Французский художник польско-еврейского происхождения, узник концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц) в годы Второй мировой войны. Давид родился в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Правда, есть сведения, что юноша учился не в самой Варшаве, а в Академии изобразительных искусств города Данциг, который до 1919 года принадлежал Германской империи, затем был вольным городом, а после второй мировой войны стал польским Гданьском. В Польше Олер жил до 16 лет, затем переехал в Германию, и ещё подростком выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина.

В 1920-е годы Олер переехал в Париж, вращался среди художников Монпарнаса, был причислен к «Парижской школе». Во Франции Давид сменил в документах свою фамилию на Олер, поэтому настоящая фамилия художника тоже неизвестна.
В Париже молодой художник начал работать в киноиндустрии, в качестве художника, декоратора, скульптора и архитектора он работал в Европейском союзе кинематографистов, а также некоторое время сотрудничал с филиалами в Европе кинокомпаний «Paramount Pictures», «Fox» и «Gaumont». Писал плакаты к фильмам, оформлял съемочные площадки, занимался дизайном. Увы, период 1930-х годов в творчестве художника совсем неизвестен. Многие исследователи его творчества пытались найти работы Олера 30-х годов, но, судя по всему, им удалось найти всего пару картин, написанных явно до войны.

В 1930 году Давид женился на парижской модистке Джульетте Вентура, молодая семья переехала во Францию, и вскоре в семье родился сын Александр. В 1937 году Олер получил французское гражданство, семья поселилась в городке Нуази-ле-Гран, но вскоре началась мировая война.

После нападения Германии на Польшу Франция вместе с Англией 3 сентября 1939 года объявили Германии войну. Художник был призван на военную службу. Он служил в составе 134-го пехотного полка в Лон-ле-Сонье. В начале 1940 года Олер был демобилизован и вернулся домой, а уже 10 мая 1940 года Германия начала наступление на саму Францию, 14 июня без всякого сопротивления Париж был сдан врагу. Две трети территории страны были оккупированы нацистскими войсками.

В это же время Олер был лишён французского гражданства из-за принятия Францией ряда антиеврейских законов. К 1940 году в стране насчитывалось около 150 тысяч французских граждан еврейского происхождения, только в 1930-е годы в страну переехали и получили гражданство свыше 30 000 человек, в основном выходцы из стран Восточной Европы. В июле 1940 года Министерство юстиции создало Совет по пересмотру гражданства, которое было выдано правительством после 1927 года. По решению этого Совета были лишены гражданства 15 000 человек. 3 октября 1940 года был принят «Статус евреев», по которому наряду с множеством запретов евреи не имели права работать и в киноиндустрии. Так Олер остался без работы. Кроме того, евреи в оккупированных зонах были обязаны носить на одежде звезду Давида и надпись «еврей».

20 февраля 1943 года, во время облавы на евреев, Давид Олер был арестован французской полицией в своем доме. По причине еврейского происхождения Олер был отправлен в концентрационный лагерь «Дранси» (Drancy). Еще в 1940 году оккупационные власти конфисковали комплекс зданий в пригороде Парижа, который сначала использовался, как полицейские казармы, а с 1941 года - в качестве транзитного пункта для временного содержания евреев и дальнейшей депортации из Франции и отправки в лагеря смерти. Историки пишут о том, что через Дранси было депортировано 65 тысяч евреев, 63 тысячи из них были убиты, включая 6 тысяч детей. Когда лагерь 17 августа 1944 года освободили союзники, они застали в живых две тысячи человек.

2 марта 1943 года Олера депортировали в Аушвиц (нам более привычно его название – Освенцим). В концлагере под номером 106 144 художник провёл почти два года.

Среди тысяч заключённых, прибывших с Олером в лагерь, он в составе ста человек был отобран в специальную «зондеркоманду», которая работала при крематории и газовых камерах Освенцима. Другими словами, эта группа заключённых была ответственна за извлечение трупов из газовых камер, загрузку их в печи и очистку крематориев от останков. Историки пишут, что первый крематорий в лагере начал работать 13-14 марта 1943 года.

Видеть ежедневно смерть перед глазами, наблюдать за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой смерти, бывать в тех помещениях, где массово убивали людей, видеть, как ученые-нацисты проводят медицинские эксперименты над людьми, как эсэсовцы насилуют и пытают девушек, издеваются над детьми – от этого можно было сойти с ума!

Команда K II (это абреввиатура одного из крематориев на территории лагеря), где работал Давид, как и другие зондеркоманды лагеря, каждые четыре-шесть месяцев обновлялась, немцы ликвидировали старую зондеркоманду и набирали новую – из прибывших заключённых. По воспоминаниям выживших в лагере, новая команда сжигала в крематории трупы своих «предшественников», а затем вела в газовые камеры своих родных и близких, прибывших с ними в одной партии.

После войны Олер говорил, что не попасть на этот «конвейер смерти», не отправиться за теми, кого раньше он вытаскивал из газовых камер и загружал в крематорий, ему помогли художественные навыки и знание иностранных языков.

Давид, действительно, говорил на многих языках: идиш он знал от родителей, учась в Варшаве, освоил польский и русский, немецкий выучил после пребывания в Берлине, ещё знал английский и французский языки. Выжившие в этом лагере смерти, потом свидетельствовали, что знание нескольких языков повышало шансы на выживание. Например, греческий еврей Леон Коэн, который говорил по-французски и немецки, был назначен в «зондеркоманде» K III в декабре 1943 года в качестве «стоматолога». В его обязанности входило вырывать золотые зубы у тех, кого выносили из газовых камер. Остался ли в живых Коэн – неизвестно…

Знание нескольких языков и хотя бы понимание того, что говорят тебе по-немецки часто действительно спасало жизнь. Ведь каратели требовали, чтобы отданные им приказы исполнялись немедленно, и многие заключенные были расстреляны прямо на месте только из-за того, что не понимали этих приказов и не бежали немедленно их исполнять…

Поскольку Олер свободно говорил на английском, немцы заставляли его работать переводчиком. Газеты ведь доставлялись в лагерь лишь с конвоем новой партии депортированных, а польские «вольнонаемные», работающие в лагере, рассказывали не факты, а слухи, поэтому эсэсовцы часто после полуночи слушали радио BBC на английском, чтобы быть в курсе событий на фронтах. Олер должен был переводить то, что говорилось в новостях.

Жизнь Давида, как вспоминал он сам, иногда отличалась от жизни его товарищей по несчастью, вынужденных ежедневно идти в крематории, грузить и сжигать труппы и т.д. Опять же, это "иногда" случалось только благодаря тому, что руководство лагеря знало о художественном образовании Олера. Историки пишут, что Давид «известен, как единственный профессиональный художник из Освенцима».

Его талант художника и дизайнера эсесовцы использовали для оформления писем и открыток своим семьям, на которых он рисовал виньетки, цветы и рамки. Общение с нацистами и хорошая фотографическая память позволили Олеру уже после войны нарисовать портреты некоторых начальников подразделений лагеря, о которых он помнил только имена и иногда звания.

7 октября 1944 года в Освенциме произошло восстание зондеркоманд. Члены одной из команд, понимая, что никакого спасения не будет, и им суждено умереть, решили взорвать крематорий К IV, в котором работали. Взрыв прогремел в три часа дня. Одновременно в другом крематории зондеркоманда бросила в горящую печь живьём двух эсэсовцев, нескольких убили, подожгли помещение и, прорвавшись через забор с колючей проволокой, покинули лагерь и даже пытались переплыть Вислу.

Устроив в лагере тревогу, фашисты расстреляли всех, кто оказался возле взорванного и горящего крематориев, и бросились в погоню за беглецами. Убежавших нашли не без помощи местного населения, всех вернули в лагерь и расстреляли. Из 663 членов всех зондеркоманд были уничтожены 450 человек. Олеру и в этот раз удалось избежать смерти…

"Марш смерти"

К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи ещё шесть месяцев назад, оставили чуть более ста человек. Семьдесят из них демонтировали три из четырёх оставшихся крематориев, остальные тридцать занимались своей "привычной работой" - сжиганием тел заключённых.
В начале января началась спешная эвакуация и заключенных в том числе, получившая название «Марш смерти». Всех, кто был работоспособен, переправляли в такие же концлагеря западнее. Как вспоминал Олер, это была ситуация «пан или пропал», никто не давал гарантию, что ты выживешь, сказавшись больным и оставшись в лагере, и что тебя не расстреляют на новом месте. Впрочем, никто не спрашивал твоего желания!

19 января 1945 Олер покинул Освенцим, его переправили в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Как вспоминал художник, их перевозили в открытых товарных вагонах под снегом и без питания. Прибыв в Маутхаузен, после холодного душа заключённых при температуре минус 12-15 градусов в течение 3 часов держали на улице на снегу, ослабевших тут же расстреливали. К слову, оставшихся в Освенциме через десять дней после отъезда последнего состава «марша смерти» освободили войска Красной Армии.

В Маутхаузене Олер был распределён в Мельк - один из вспомогательных лагерей поблизости, в качестве рабочего копателя в тоннель. В Мельке были вырыты шесть тоннелей из песка и кварца, которые направлялись на немецкие военные заводы, ещё не разрушенные от авианалетов и обстрелов. В Мельк Олер прибыл в начале апреля, а чуть позже был переправлен в ещё один такой же вспомогательный лагерь Маутхаузена – Эбензее, где продолжал работать в туннелях.

Маутхаузен вместе с Мельком и Эбензее был освобождён американскими войсками союзной армии лишь 6 мая 1945 года, за несколько дней до капитуляции Германии. Солдаты армии США не нашли сбежавших накануне эсэсовцев, зато обнаружили почти 14 тысяч (по другим сведениям – больше 16 тысяч) заключённых, среди которых было много умирающих и уже мёртвых.

Жизнь Давида Олера делится на две части - «до» войны и «после». Он был одним из немногих заключенных Освенцима и Маутхаузена, кому было суждено входить в помещения крематориев и газовых камер, но выйти оттуда живым.

Оставшись в живых и вернувшись в Париж, художник решил, что должен поведать миру о страшной судьбе тех, кто погиб, рассказать своими рисунками и картинами о пережитом. Это была не только дань памяти всем жертвам концлагерей, но и желание поведать о зверствах тем, кто о них не знал. Историки даже писали, что обычные граждане Франции, кого не коснулась трагедия и тема концлагерей, ничего не знали о массовом истреблении людей в Освенциме и других лагерях, тем более, не могли себе представить, что ощущает человек, ежедневно входя в помещение крематория.

Благодаря таланту Олера-художника и его памяти, в картинах была воспроизведена вся та ужасная реальность. Он представил публике не только рисунки, изображающие зверства фашистов, но и планы крематориев, виды территорий, объясняя, таким образом, как нацисты управляли этой «фабрикой смерти».

Историки отмечают, что часто на картинах художник изображал и себя в виде свидетеля и участника происходящего, поскольку у одного из персонажей картин присутствует лагерный номер Олера, да и само лицо этого персонажа похоже на художника, а ещё «в образе бестелесного духа, наблюдающего со стороны за страшными сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти».

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    vn_79 23.10.2017 16:11   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +8 Понравился комментарий
    А ведь те кто убивали - тоже любили, смеялись и думали о детях и будущем... Своём будущем. И очень были удивлены, когда пришлось платить по счетам. И лились слёзы и стоял плач. Оправдание - как дырка в заднице, есть у каждого.
  • +1
    Преображенский 23.10.2017 23:49   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +3 Понравился комментарий
    vn_79: А ведь те кто убивали - тоже любили, смеялись и думали о детях и будущем... Своём будущем. И очень были удивлены, когда пришлось платить по счетам. И лились слёзы и стоял плач. Оправдание - как дырка в заднице, есть у каждого.
    Вся переписка   
    Навязанное чувство превосходства и человеческие амбиции накрывают пеленой обыкновенный человеческий разум, превращая человека в марионеточного робота.
  • >50
    joe63  [12] 25.10.2017 23:56   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    vn_79: А ведь те кто убивали - тоже любили, смеялись и думали о детях и будущем... Своём будущем. И очень были удивлены, когда пришлось платить по счетам. И лились слёзы и стоял плач. Оправдание - как дырка в заднице, есть у каждого.
    Вся переписка   
    Из всех военных материалов, посвященных войне, которые я видел, а видел немало, едва ли не больше всего меня потряс маленький любительский фильм, на который заснята вечеринка работников одного из концентрационных лагерей, скорее всего, именно Освенцима. Нет, они засняли не то, что делали, а самих себя во время дружеской вечеринки под открытом небом в хороший солнечный денек. Поразило то, что все они выглядели совершенно ОБЫЧНЫМИ людьми, никакой печати совершенных зверств на их лицах не было, и, родись они в другое время, обычными людьми и были бы. Между тем, они все идентифицированы, насколько я знаю. Это именно работники концлагеря, самые страшные нацистские чудовища.
  • >50
    Черемис  [12] 09.07.2018 19:25   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    По Даниилу Андрееву(Роза Мира), ад как и рай имеет много уровней, а конкретно 40. Надеюсь, что твари которые это делали, попали на самое Дно Шаданакара, где душа распадается-абсолютная сметь. Ибо искупить такие грехи невозможно!
  • >50
    posmotruha  [12] 09.07.2018 22:56   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    vn_79: А ведь те кто убивали - тоже любили, смеялись и думали о детях и будущем... Своём будущем. И очень были удивлены, когда пришлось платить по счетам. И лились слёзы и стоял плач. Оправдание - как дырка в заднице, есть у каждого.
    Вся переписка   
    Я был в мемориальном центре Аушвиц-1 и Аушвиц-Биркенау-2 (Освнцим). Это ужас! Это свидетельство о том, что зверства творили не горстка ЭсЭсовцев, а это было хладнокровное преступление немецкого народа направленное на убийство людей как то отличающихся от немцев. Лагерь построен не абы как, а с немецкой продуманностью. Всё продумано до мелочей с колоссальным запасом прочности. На печах крематория стоят клейма немецких заводов, на банках с Циклоном тоже самое. Все в лагере построено согласно конструкторской документации, над которой корпели тысячи инженеров-немцев. Я не думаю, что они были настолько глупы и не отличали чертежи парка аттракционов от лагеря смерти. Прекрасно они знали и выполняли свою работу добросовестно с немецкой точностью и педантичностью, за деньги на которые баловали своих немчурят. В то время как тысячи таких же детей погибали благодаря продукции заводов и учреждений на которых они трудились, перевыполняли план и получали премии за хорошую работу. Всё они знали, а потом когда жареным с востока запахло сразу переобулись и прикинулись, что они не причем.... они мирные люди, они жили и работали из под палки гестапо. А зверства чинили некие ЭсЭсовцы, которые вовсе не немцы а..... с марса свалились. Нефига они всей нацией трудились и продвигали немецкую машину порабощения людей. Они с нетерпением ждали когда закончится восточная кампания и им раздадут восточные земли и рабов в придачу. А в перерывах между ударным трудом, играли на гармошках, скакали свои дурацкие танцы, гуляли со своими детками по паркам, устраивали пикники!
  • >50
    posmotruha  [12] 09.07.2018 23:11   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    posmotruha: Я был в мемориальном центре Аушвиц-1 и Аушвиц-Биркенау-2 (Освнцим). Это ужас! Это свидетельство о том, что зверства творили не горстка ЭсЭсовцев, а это было хладнокровное преступление немецкого народа направленное на убийство людей как то отличающихся от немцев. Лагерь построен не абы как, а с немецкой продуманностью. Всё продумано до мелочей с колоссальным запасом прочности. На печах крематория стоят клейма немецких заводов, на банках с Циклоном тоже самое. Все в лагере построено согласно конструкторской документации, над которой корпели тысячи инженеров-немцев. Я не думаю, что они были настолько глупы и не отличали чертежи парка аттракционов от лагеря смерти. Прекрасно они знали и выполняли свою работу добросовестно с немецкой точностью и педантичностью, за деньги на которые баловали своих немчурят. В то время как тысячи таких же детей погибали благодаря продукции заводов и учреждений на которых они трудились, перевыполняли план и получали премии за хорошую работу. Всё они знали, а потом когда жареным с востока запахло сразу переобулись и прикинулись, что они не причем.... они мирные люди, они жили и работали из под палки гестапо. А зверства чинили некие ЭсЭсовцы, которые вовсе не немцы а..... с марса свалились. Нефига они всей нацией трудились и продвигали немецкую машину порабощения людей. Они с нетерпением ждали когда закончится восточная кампания и им раздадут восточные земли и рабов в придачу. А в перерывах между ударным трудом, играли на гармошках, скакали свои дурацкие танцы, гуляли со своими детками по паркам, устраивали пикники!
    Вся переписка   
    в публикации 1384679 приведено письмо девочки Кати. Оно точно подтверждает мои слова выше!
  • -1
    Сергей961 11.07.2018 19:36   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий -2 Понравился комментарий
    vn_79: А ведь те кто убивали - тоже любили, смеялись и думали о детях и будущем... Своём будущем. И очень были удивлены, когда пришлось платить по счетам. И лились слёзы и стоял плач. Оправдание - как дырка в заднице, есть у каждого.
    Вся переписка   
    Всё так...Это нельзя оправдать...Но...А если бы вы оказались в охране этих концлагерей или лагерей НКВД? Как бы вы поступали на их месте?Наверняка творили бы то же самое...

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
многим понравилось
Video file
Pokazuha.ru
многим понравилось


Еще...
 
Текущая лента: Основная лента новинок сайта
сменить ленту

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1361221
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1361221">Давид Олер. Художник из Освенцима. Часть 2 </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1361221]Давид Олер. Художник из Освенцима. Часть 2 [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта