ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!


Смотрим песню, вспоминаем фильм. «Последний дюйм» (1959 год) Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 25 Июля 2020
Творчество > Видео

woodenfrog
>50
  Прислал(a): woodenfrog
  Добавить woodenfrog в избранные авторы   Фотолента woodenfrog 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
история,   кино,   искусство,   музыка,   поэзия,   ссср,   ретро [все теги сайта]

Потрясающий фильм, в котором впервые в СССР была применена электронная музыка, с подводными съёмками с участием акул. Почти невозможный в Советском Союзе. Скорее всего, сыграла свою роль хрущёвская «оттепель» и то, что автором рассказа, по которому был снят фильм, а также сценаристом был английский писатель-коммунист Джеймс Олдридж.

Потрясающая песня, которая звучит в фильме трижды: в начале и конце как простая эстрадная песенка, а в середине она исполнена мощно и трагично. Автором песни является классический композитор Моисей (Мечислав) Вайнберг, который в 1953 году был арестован по «делу врачей» (был женат на родственнице одного из «врачей-отравителей»). О его освобождении просил Берию Дмитрий Шостакович, и то ли это письмо помогло, то ли внезапная смерть Сталина, но композитора освободили. Вайнберг известен также как автор музыки к фильмам «Летят журавли», «Афоня», мультфильмам «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация».

Автор слов к песне, Марк Соболь, был арестован по доносу в 1934 году, два года провёл в лагерях, в годы Великой Отечественной войны, с июля 1941 года — сапёр и командир отделения в 14-й инженерно-минной (с июля 1943 года — инженерно-сапёрной) бригады. Воевал на Западном, Центральном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Участвовал в битве за Москву, Курской битве, освобождении Белоруссии и Берлинской операции. В 1942 году был контужен. Помимо стихов к этой песне, он написал и слова к песне «Всё будет хорошо», которая получила такую широкую известность, что считается еврейской народной.

Тяжёлым басом гремит фугас,
Ударил фонтан огня,
А Боб Кеннеди пустился в пляс,
Какое мне дело до всех до вас?
А вам до меня?

Трещит земля, как пустой орех,
Как щепка трещит броня,
А Боба вновь разбирает смех,
Какое мне дело до вас до всех?
А вам до меня?

Но пуля-дура вошла меж глаз
Ему на закате дня,
Успел сказать он и в этот раз,
Какое мне дело до всех до вас?
А вам до меня?

Простите солдатам последний грех,
И в памяти не храня,
Печальных не ставьте над нами вех,
Какое мне дело до вас до всех?
А вам до меня?

Песню в фильме исполнил Михаил Рыба (ударение на последнем слоге). Родился в Польше, в 1939 году бежал в 16 лет от немецкой оккупации в СССР. Много пел на сцене и за кадром в кино, но его фамилия не указывалась даже в титрах. Не удостоен никаких званий, но остался его знаменитый голос.

Режиссёров у этого фильма два: Никита Курихин и Теодор Вульфович. Ну, а лучше всего о фильме расскажет человек, который видел его в год выхода, Михаил Веллер (я смотрел «Последний дюйм» впервые в середине 60-х).

«Интермедия. Первый фильм.

Во всех гарнизонных клубах сбоку сцены и экрана висел плакат – белым крупно по кумачу или зелёному: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино. В.И. Ленин». Разнюханная потом концовка фразы вразумляла: «…поскольку оно одно достаточно доходчиво до малограмотного пролетариата и вовсе неграмотного крестьянства». Издатели Полных Собраний обсекли.

Под таким сокращённым девизом мы в клубах и смотрели все фильмы – исключительно по воскресеньям в десять утра: еженедельный детский киносеанс. А репертуар известный: от «Подвига разведчика» до «Кочубея» – военно-патриотическая тематика. Вплоть до вовсе старинных «Васёк Трубачёв и его товарищи» или вообще «Путёвка в жизнь». Новьём вроде «Тайны двух океанов» баловали нечасто.

Ну, и показали нам однажды фильм с невразумительным названием «Последний дюйм». Правда, цветной. Ну, погасло, вспыхнуло, затарахтело, закрутилось. И – сразу.

И когда мы услышали срывающийся голос мальчика: «Что он делает?!», и увидели его светлые прищуренные глаза, и его отец ответил с размеренной тяжелой хрипотцой: «Это не каждому по плечу. Здесь все решает последний дюйм», а лицо отца было рубленым, суровым, и севший самолет скапотировал на пробеге и загорелся, и на фоне дыма санитары понесли носилки, и поплыли красные рваные титры, а музыка с пластинки в кофейне выплыла на поверхность звучания, и от этой мелодии холодела душа, – ох мы замолкли. И войны в кино не было, и людей мало, и не происходило ничего, а мы не дышали.

И когда заревел прибой, и грянула музыка во всю мощь, и загремел тяжелый бас, и поползло по береговому песку полотенце с тяжеёлым окровавленным телом – за тоненьким пацаном, делающим невозможное… ощущение передать невозможно. Это мороз по спине, и колкие иголочки в груди и коленях, и спазм в горле, и слёзы на глазах, и надежда, и мрачный восторг, и счастье. Слова «катарсис» мы знать не могли.

Не знаю, поймёте ли вы – что значило: в Советском Союзе за железным занавесом, без телевидения и почти без радио, без любых реклам и в тоталитарной процеженной скудости, всё советское и ничего чужого, импортного, капиталистического, непривычного, в этом разреженном пространстве – в кинозале – девятилетнему пацану впервые увидеть «Последний дюйм». Это было откровение, потрясение, суровая трагедия с достойным исходом, зубами вырванным у судьбы.

Эту песню пели мы все. Потом вышла пластинка, и мне её купили. Музыка Вайнберга, слова Соболя. Бас – солист Киевской филармонии Михаил Рыба, и оркестр их же. Там начинали арфы (!), вступали контрабасы, а от соло рояля по верхам в проигрышах резонировали нервы.

Никогда у меня кумиров не было. Ни в чём. Вот только Дэви из «Последнего дюйма» был. Просто я не думал об этом такими словами. Он никогда не признавал своей слабости. Он никогда не признавал поражения. Ничто не могло поколебать его гордость. Он не искал утешений в своем одиночестве и ненавидел сочувствие. Он был мужественным, он был отчаянным, он был худеньким и миловидным, но находил в себе силы для чего угодно. Он был прекрасен. Он был идеал человека. Да: в те времена для нормального девятилетнего пацана Дэви из «Последнего дюйма» в исполнении московского школьника Славы Муратова, тогда на год-два постарше меня, был идеалом человека. И оставался таковым долго. И в том слое, в том этаже души, в котором человек пребывает вечно девятилетним пацаном, потому что ничто никогда не исчезает, – там этот идеал продолжает жить. И прибой греметь. И песня звучать. И самолет отрывается и дотягивает до полосы. И нет в этом ни грана фальши. Это не каждому по плечу, сынок. Здесь всё решает последний дюйм».

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 


Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • +3
    kir  [11] 25.07.2020 15:25   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Только фото Вайнберга и Пахмутовой - примерно из 1970-х, а не 1940-х.
  • >50
    woodenfrog [публикатор] 25.07.2020 15:33   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    kir: Только фото Вайнберга и Пахмутовой - примерно из 1970-х, а не 1940-х.
    Вся переписка   
    Согласен, переделаю подпись. Меня тоже смутила датировка.
  • >50
    вуглускр  [12] 25.07.2020 16:48   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +5 Понравился комментарий
    Люблю эту песню, а голос Михаила — просто потрясающий!
  • +19
    ppkppk 28.07.2020 08:05   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий -1 Понравился комментарий
    Честно скажу, не судите строго, не люблю я когда чтобы слова разобрать надо сильно напрягаться,
    поэтому люблю певцов только с хорошей дикцией... А в этом рёве половину слов не разберешь....
    Уж лучше Агузарова как человек с идеальной дикцией... Или даже Ступин,к сожалению покойный, который перепел "Время колокольчиков" Башлачева лучше автора, несмотря на хрипотцу у него прекрасная дикция, а тут какая то каша.
    У меня аллергия на пение с кашей во рту! Извините, кому нормально неразборчивое пение...
  • >50
    ksv63  [12] 06.08.2020 12:38   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    В детстве тоже эта песня сильно запала в душу...
  • +9
    Ферапонтов  [12] 26.03.2022 19:20   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    ppkppk: Честно скажу, не судите строго, не люблю я когда чтобы слова разобрать надо сильно напрягаться, поэтому люблю певцов только с хорошей дикцией... А в этом рёве половину слов не разберешь.... Уж лучше Агузарова как человек с идеальной дикцией... Или даже Ступин,к сожалению покойный, который перепел "Время колокольчиков" Башлачева лучше автора, несмотря на хрипотцу у него прекрасная дикция, а тут какая то каша. У меня аллергия на пение с кашей во рту! Извините, кому нормально неразборчивое пение...
    Вся переписка   
    Ну это дефекты записи того времени, к сожалению, да и источник видимо с звуковой дорожки плёнки, которая со временем портится. А тема сильная, ажно мурашки по коже, в детстве помню раз 5 бегал на этот фильм.
  • >50
    Fabrikant  [12] 26.03.2022 20:15   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Культовый фильм нашего поколения.
  • >50
    ViciousCircle  [11] 27.03.2022 12:45   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    kir: Только фото Вайнберга и Пахмутовой - примерно из 1970-х, а не 1940-х.
    Вся переписка   
    Пахмутову тоже не обошла вниманием жёлтая пресса - сочинили байку, что Александра Николаевна имеет давний обычай стакан коньяку пропустить перед сном, хотя в реальности она трезвенница

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Творчество'
сменить ленту

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1443220
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1443220">Смотрим песню, вспоминаем фильм. «Последний дюйм» (1959 год) </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1443220]Смотрим песню, вспоминаем фильм. «Последний дюйм» (1959 год) [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта