ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Вы не используете главную возможность этого сервера!
Он может запоминать публикации, которые вы уже просмотрели и не будет показывать их еще раз. Чтобы пользоваться этим сервисом, необходимо зарегистрироваться. Это бесплатно.


Белая Лилия Сталинграда. В книге рекордов Гиннеса. Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 28 Ноября 2021
Разное > Время СССР

Нет аватара
+1
  Прислал(a): Серж
  Добавить Серж в избранные авторы   Фотолента Серж 6
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
война,   герои [все теги сайта]

Трудно представить себе более мужское дело, чем война. Однако всегда находятся женщины, способные нарушить запрет, созданный самой природой, и встать на защиту Родины наравне с мужчинами. Лидия Литвяк официально считается самой результативной женщиной-летчиком Второй мировой войны.

В течении всего лишь одного яркого года она была героем, прославляемым советской прессой, а затем на многие десятилетия ее имя было вычеркнуто из истории. Звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда» были присвоены Лидии только в 1990 году.

18 августа 1921 года в семье железнодорожника Владимира Литвяка родилась дочь. Имя Лида девочке почему-то не очень нравилось, и еще с детства она настаивала, чтобы ее звали не Лидией, а Лилией. Однако с нежным растением ее точно нельзя было равнять. Главным увлечением девочки с раннего детства стала авиация. В четырнадцать лет она записалась в аэроклуб, а год спустя, обогнав большинство парней, уже совершила первый самостоятельный полёт.

Дальше историки затрудняются точно сказать, почему в судьбе Лидии начинаются крутые «зигзаги». Сначала она записывается на курсы геологов и отправляется в экспедицию на Крайний Север, а затем поступает в авиационную школу лётчиков-инструкторов, но не в Москве, а в далеком Херсоне. По некоторым сообщениям, как раз в это время, в 1937 году, отец Лиды - Владимир Леонтьевич, был репрессирован, но документальных свидетельств этого факта не осталось.

После окончания летной школы Лидия Литвяк переезжает в г. Калинин (сегодня - Тверь) и начинает работать в Калининском аэроклубе. К 1941 году 22-летняя девушка была опытным летчиком и с первых же дней войны начала проситься на фронт. Однако в первые месяцы сражений женских летных военных частей в нашей стране еще не было.

На самом деле, на тот момент их не было ни в одной армии мира. Кстати, даже к концу войны, когда необходимость заставила всех участников привлекать женщин-пилотов к службе, в Великобритании и США они служили во вспомогательных транспортных частях, а знаменитые «Валькирии Люфтваффе» в основном летали на бомбардировщиках или были испытателями. Наши женщины-истребители Второй мировой войны, среди которых и оказалась и Лидия Литвяк, до сих пор остаются уникальным фактом настоящего героизма и самоотверженности.
Уже к осени 1941 года советское командование принимает решение о создании женской военной авиации. В основном это было сделано усилиями прославленной женщины-летчицы, первой женщины - Героя Советского Союза Марины Расковой.
В одной из газет Лидия прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налета и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.

Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.

В 586 «женском» ИАП, куда она попала, произошел с ней и первый «залет». Как вспоминала старший сержант И. Паспортникова, которая была техником самолета Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...»

Её даже подвергли наказанию на гауптвахте. Все удивлялись, как эта маленькая девушка будет воевать. Но с первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».

Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой.

13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом Лидия сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Летчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков. Всего за русской летчицей будет засчитано 11 воздушных побед.

Одним из ярких подвигов Лидии стал сбитый вражеский аэростат. Этот важный корректировщик огня тщательно прикрывался зенитками. Чтобы справиться с ним, Лидия углубилась в тыл противника и, зайдя против солнца, уничтожила воздушное судно. За эту победу она получила орден Красного Знамени.

Наша героиня была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2. Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту.

Досталось Лидии и короткое личное счастье. В марте 1943 года она вышла замуж за однополчанина капитана Алексея Соломатина, с которым воевала в связке (он — ведущий, она — ведомая). Всего лишь через два месяца Алексей погиб, причем не во время боевого вылета, а при тренировочном бое:

«В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме. Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета.

Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля. Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» - повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания». (из воспоминаний Инны Паспортниковой, однополчанки Л. Литвяк)

В конце июля 1943 шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Военная авиация поддерживала наземные силы нашей армии. Особенно тяжелым оказался день 1 августа. За одни сутки Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета. Только за этот день она сбила два самолёта противника лично и один – в группе. Последний вылет оказался для нее роковым.

Печально, что смерть героической летчицы стала поводом для сплетен и непроверенных обвинений. Так как ее самолет просто не вернулся, появились слухи о том, что Лидия в плену у немцев «разъезжает с фашистами на машине». Из-за этого было отложено представление Л.Литвяк к званию Героя Советского Союза.

На много лет об этом имени просто забыли «до выяснения подробностей дела». Из-за такого стечения обстоятельств в первые послевоенные годы имя «Белой Лилии Сталинграда» не было увековечено. До сих пор в биографии Лидии есть большие пробелы, так как исследованиями ее судьбы историки занялись много позднее.

В 60-е годы силами школьников-поисковиков останки Лидии были найдены в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Таким образом благодаря работе отряда 1-й школы города Красный Луч судьба легендарной летчицы немного прояснилась, хотя о ее последних минутах жизни мы, вероятно, уже никогда не узнаем. В мае 1990 года медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.

Имя нашей героини также увековечила и Книга рекордов Гиннесса – Лидия Литвяк была признана самой результативной летчицей-истребителем в истории.

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    Sergey  [12] 28.11.2021 12:32   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +12 Понравился комментарий
    Наверное, самая полная подборка ее фото из всех, что я видел.
  • +1
    Серж [публикатор]  [12] 28.11.2021 12:36   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +7 Понравился комментарий
    Sergey: Наверное, самая полная подборка ее фото из всех, что я видел.
    Вся переписка   
    Спасибо!
  • +10
    Evgen13 28.11.2021 14:05   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +10 Понравился комментарий
    Спасибо! На 3 слева действительно не она. Это Наталья Федоровна Меклин.
  • +1
    Серж [публикатор]  [12] 28.11.2021 16:47   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +10 Понравился комментарий
    Evgen13: Спасибо! На 3 слева действительно не она. Это Наталья Федоровна Меклин.
    Вся переписка   
    Спасибо за уточнение.
  • +1
    Кусяка  [12] 29.11.2021 01:23   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Какая трагическая судьба у отважной и красивой женщины.
  • >50
    Dvigay  [12] 29.11.2021 11:04   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Грустно это всё.... Вечная память!
  • -1
    мекканиска 29.11.2021 22:47   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    ...в 70-х, точнее не скажу, была довольно большая статья в "Комсомолке" о том, что была найдена в кабине собственного истребителя в районе Саур-Могилы в Снежнянском районе Донецкой области. На настоящее время принято считать подтвержденными от 3 до 5 личных побед (что принципиально ничего не меняет). Як-1 (его видно на 7-й и на 9-й) к лету 1943 г. против "фридрихов" и "густавов" в "дог файтах" принято считать слабоватым, встречал мнение дедуся, который на таком летал, что был хорош (при тактически грамотном применении) как истребитель сопровождения, но не очень в "собачьей свалке". Четыре вылета за день - тяжеловато и для молодого здорового мужика, т.е. ее просто загоняли. Падения самолета с воздуха никем не наблюдалось - этим объясняются неприятные слухи и то, что в то время ее не нашли. Сейчас предполагают, что вероятнее всего нарвалась на 4-хствольный "фирлинг" и была убита в полете.
  • -1
    мекканиска 29.11.2021 23:03   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Меклин - "ночница", воевала в 588-м НБАП (ночной легкобомбардировочный авиационный полк), сформированном Героем Советского Союза Мариной Расковой, и имевшим исключительно женский состав. Во что пишут: "Был сформирован в октябре 1941 года. В феврале 1943 года преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Имея на вооружении лёгкие самолёты По-2 (У-2), боевые экипажи полка сделали в общей сложности 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на врага 3 тысячи тонн бомбового груза. Полк получил почётное наименование Таманского. Был награждён орденами Красного Знамени и Суворова III степени и отмечен 22 благодарностями Верховного Главнокомандования. За войну полк потерял 31 лётчицу, пять из которых посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза. 23 лётчицы получили звание Героя Советского Союза, две — Героя России. В наградном листе говорилось: «Гвардии лейтенант Меклин за период боевых действий по борьбе с немецкими захватчиками произвела 840 боевых самолетовылетов на самолете По-2 с боевым налетом 1120 час. Имеет общий налет 1450 час. Ночной налет 1200 час. Сбросила по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 132 тонны бомбового груза. В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано 178 сильных взрывов, 162 очага пожара. Уничтожено и повреждено 3 переправы противника, 2 артбатареи, 1 прожектор, 3 пулеметных точки, свыше батальона пехоты. Разбросано войскам противника 800 тысяч листовок. <…> В напряженные дни боевой работы тов. Меклин производит по 9—10 боевых самолетовылетов. Эффективность бомбометания высокая. Вся её боевая работа служит образцом для всего личного состава».
  • -1
    мекканиска 26.01.2022 21:22   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    Не понимал и не понимаю этих журналюжных придумок про "Белую лилию", сбитого барона и прочий чёс. И так трагизма через край - молодая девица убита в двадцать один год... Этой книгой рекордов, зачастую дурацких, какой-то пивной компании уже задолбали просто. C "бароном" мало что понятно. Сейчас пишут про сбитого ею 14 сентября 1942 г. Ханса Фусса. Фусс вроде как командовал эскадрильей и за ним писался 71 сбитый самолет. Но он вроде как не барон, имени "Фрайхерр" (что при переводе имеет одно из значений "барон" не носил. Фусс умер от гангрены после ампутации одной ноги в госпитале Люфтваффе в Берлине 10 ноября 1942 г. в результате аварии при вынужденной посадке в Дедюрево, аэродроме примерно в 75 километрах (47 милях) к северо-востоку от Смоленска. Самолет разбился, т.к. "встал" (или заклинил) двигатель в результате попадания в бензобак, и Фусс был тяжело ранен. Каким образом Фусс долетел из-под Сталинграда под Смоленск - непонятно...

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
Video file
Pokazuha.ru
часто смотрят


Еще...
 
Текущая лента: Лента новинок раздела 'Разное'
сменить ленту

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1474746
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1474746">Белая Лилия Сталинграда. В книге рекордов Гиннеса. </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1474746]Белая Лилия Сталинграда. В книге рекордов Гиннеса. [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта