Где я нахожусь?
         

АЛАПАЕВСКАЯ УЖД (последний из могикан) Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 20 Декабря 2007
Картинки > Фотографии

Нет аватара
+1
  Прислал(a): Horney Cock
  Добавить Horney Cock в избранные авторы   Фотолента Horney Cock 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
теги у этой публикации не заданы [все теги сайта]

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) - уникальный объект. Она не была разобрана за годы разрухи, не были отселены ее лесные поселки. Несмотря на полностью прекратившийся на несколько лет вывоз леса, она пережила смутное время. Здесь сохранилось пассажирское движение по линиям общей протяженностью более 200 км.
Маленькие вагончики, раскачиваясь на давно не видавшем капитального ремонта пути, все также ползут сквозь лес - там, где 9 месяцев в году все другие дороги доступны лишь тракторам и вездеходам. Для жителей Ельничной, Гаранинки, Березовки, Муратково, Калача, Зенковки это поистине "дорога жизни".
Здесь многое не так, как на большинстве других узкоколеек. Здесь сохранился заведенный когда-то давно строгий порядок. Вагоны содержатся в чистоте и исправности, имеют номера. Билеты продают кассиры на станциях, в т.ч. - предварительно. Путь на главном ходу поддерживается в неплохом для УЖД состоянии - скорость движения достигает 30 км/час (правда на боковых ветках и по линии на Калач путь гораздо хуже).

В 1893 году управляющий горным округом француз А.Ю. Иллеро представил Главному Правлению Алапаевских заводов доклад о необходимости немедленно приступить к заготовке горючих материалов в лесах Алапаевской лесной дачи, строительстве там углевыжигательных заведений, производящих древесный уголь, для связи с которыми предлагается построить узкоколейную железную дорогу. Главное Правление находит эту идею разумной и дает указание приступить к составлению проекта и всех расчетов как по углевыжигательным заведениям, так и по УЖД. Вскоре начинаются изыскательные работы.
Протяжённость первой очереди дороги планировалась в 55 вёрст, от Алапаевского завода до северо – западного участка лесной дачи (нынешняя линия к ст. Полуденка в пос. Зенковка) с ответвлением на Верхнесинячихинский завод и рудники Алапаевского завода.
Строительство началось в 1894 году. Все работы велись вручную, лишь иногда применялась конная тяга и разработка выемок с помощью динамита. Согнанные на строительство крестьяне из окрестных деревень сотнями гибли от непосильного труда и болезней.

Официально дорога была открыта в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Паровозное депо построено на территории завода. Колея с самого начала установлена в 750 мм.
Скорость поездов была очень низкая. «Жители Верхней Синячихи хотя с 1900 года и имеют железнодорожную связь с Алапаевском, но предпочитают ходить пешком 12 верст, на преодоление которых у них уходит два часа, тогда как по УЖД они затрачивали пять – шесть часов (26 верст)».

Строкинская линия АУЖД – ныне ее основное направление – построена к 1912 году, протяженностью 27,5 версты от станции Синячиха до Строкинского углевыжигательного заведения (теперь поселок Строкинка). В 1913 году она продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения (16 километров).
Запуск новой доменной печи на Верхнесинячихинском заводе намного увеличил потребность в железной руде, угле и флюсе, что повлекло за собой строительство новых узкоколейных подъездных путей к рудникам и внутри них. Зыряновская ветка (к поселку Зыряновский на Тягуновский рудник) с мостом через Нейву, предполагавшаяся к строительству в еще 1902 году, начала строиться лишь в 1914 г. и сдана в эксплуатацию в 1915 г. В то время в связи с мобилизацией персонала в царскую армию к работе на УЖД привлекли китайских наёмных рабочих и военнопленных.
Ветка станция Ельничная – Бобровское углевыжигательное заведение протяженностью 21 верста отсыпана за лето 1916 года, и была сдана в эксплуатацию в 1917 году. Тогда же началось строительство паровозного депо на станции Ельничная. Потом в связи с революцией строить новые линии прекратили.

В период с 18 по 31 января 1918 года все заводы Алапаевского горного округа, а вместе с ними и АУЖД, были национализированы.
В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан) длиной 40 километров. Этот завод, существовавший с 1710 года, прежде имел только гужевой транспорт. Дорогу строили силами рабочих и жителей поселка. Управление АУЖД выделило паровоз. Линию построили за один год. Получив железную дорогу, коллектив завода увеличил производство. Сутунка, кровельное железо, лес – вот главные грузы, которые стали возить по линии на Нейво-Шайтанский завод.

К 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхнесинячихинский заводы, отказавшись от потребления древесного угля, перешли на использование исключительно кокса и каменного угля. Внутризаводские пути в Алапаевске и Синячихе перешили на широкую колею. Основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей достигла 279 километров. Управление Алапаевского металлургического завода обратилось с ходатайством о выделении АУЖД в самостоятельную единицу. Совнархоз нашел это правильным, и дорога была передана тресту «Алапаевсклес», грузы которого составляли 70 процентов от их общего объема на УЖД. Металлургический завод оставил себе все маневровые паровозы и четыре поездных паровоза NN 18, 19, 26, 35. За пропуск поездов по теперь уже «чужой» узкоколейке он вынужден был вносить плату. Деревянное здание бывшего вагонного депо управление АУЖД приспособило под свое паровозное депо .
В 1939 длина путей возросла до 286 километров. Прежнее ответвление дороги – Строкинская линия – стала ее главной магистралью. Расцвет дороги пришелся на 60-е и 70е года прошлого века, когда, став полностью лесовозной, она вывозила сотни тысяч кубометров древесины со многочисленных лесосек на нижний склад в Синячиху. Пассажирские поезда связали регулярным круглогодичным сообщением десятки лесных поселков и деревень.

Эпоха перестройки нанесла АУЖД сильнейший удар. Была разобрана линия на Сусанн и многие «усы» в лесных массивах. Прекратились лесозаготовки и вывозка древесины. Пришла в упадок линия на Зенковку. Но дорога не умерла как многие подобные ей. Остались люди в лесных поселках, которых просто некуда было переселять. И местные власти просто вынуждены были содержать дорогу – ради пассажирского движения: единственной ниточки, связывающей несколько тысяч живущих в лесу людей с Большой землей.

Сейчас вывоз леса возобновлен. Хотя что Калач и Зенковку планируется отселить и линии к ним разобрать, за основную часть АУЖД можно не волноваться. Надеюсь что и наши дети, приехав в Алапаевск, увидят отправление на лесные поселки этого "поезда из прошлого"...

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • +1
    Gizma72 : А ГДЕ ЭТО?  [12] 20.12.2007 15:16   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    ХОТЬ БЫ ОБЛАСТЬ НАЗВАЛ БЫ... ИЛИ КАРТУ ПОВЕСИЛ НА САЙТ... ИНТЕРЕСНО ВЕДЬ... НО ГДЕ ЭТО ВСЁ?
  • +1
    Horney Cock [публикатор]: Свердловская область Алапаевский р-н  [12] 20.12.2007 15:39   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +1 Понравился комментарий
    там это все...
  • -1
    SP : :)))  [6] 12.01.2008 10:19   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Да ладно последний Много где еще есть. Просто ты не знаешь

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось


Еще...
 
Главная страница

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=821181
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=821181">АЛАПАЕВСКАЯ УЖД (последний из могикан) </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=821181]АЛАПАЕВСКАЯ УЖД (последний из могикан) [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта