Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Суда на подводных крыльях – уникальная разработка советского инженера.
Выложено 23 апреля 2016
Картинки > Разное

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  vzhbt Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.9 (61)   Комментариев 15
Просмотров 2005


вода,   изобретение,   интересные,   история,   люди,   путешествия,   россия,   ссср,   техника,   транспорт
[ теги сайта ]

Рожденные в СССР прекрасно помнят стремительный силуэт этих красивых и очень функциональных судов. «Ракеты» и «Метеоры» были очень популярны в Стране Советов — одна из многих действительно удачных находок талантливых инженеров. Сейчас же увидеть эти уникальные катера на подводных крыльях можно в основном за границей. Жаль, конечно, ведь прогулка на «Ракете» или «Метеоре» могла бы стать отличным началом лета.
Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой. Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини. Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки. В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного – оптимальной формы подводного крыла. Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других – недостаточной оказывалась подъемная сила крыла, и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям. Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла. Молодого человека захватила идея – заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга. И обратил!

1.     Оценить
Увеличить
Наверно многим в детстве, юности или молодости хотя бы раз посчастливилось прокатиться на этих необычных водных видах транспорта.


2.     Оценить
Увеличить
Создатель судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев – выпускник института – защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.


3.     Оценить
Увеличить
В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды.


4.     Оценить
Увеличить
Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель. После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков – главной продукции завода. Время-то было военное. Рисунки конструктора Р. Е. Алексеева.


5.     Оценить
Увеличить
На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». С 1949 по 1951 год бюро Алексеева продолжало работать над созданием торпедных катеров на подводных крыльях. А в 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета».


6.     Оценить
Увеличить
Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров. Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Ленинградским заводом Звезда.


7.     Оценить
Увеличить
«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке. По всей Волге, да и не только Волге, «Ракеты» использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.


8.     Оценить
Увеличить
С 1958 года началась история нового класса судов – «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что создавало условия для использования их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» - на 130 человек был спущен на воду в октябре 1959 года.


9.     Оценить
Увеличить
В ЦКБ-19 так же были созданы катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и «Восход». Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно. Алексеев часто говорил, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия. Ежегодно появлялся новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот СССР.


10.     Оценить
Увеличить
Судно на подводных крыльях «Беларусь». "Беларусь" (проект 1709Р) была специально сконструирована для неглубоких рек (неглубоких участков рек), использовалась в основном, на реках Днепр (Гомель), Волга (Новокуйбышевск), Лена-Вилюй (Якутск), Иртыш (Семипалатинск), а также на Каракумском канале (Туркменистан). На данный момент практически все теплоходы "Беларусь" списаны.


11.     Оценить
Увеличить
В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: теплоход типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями теплохода типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров.


12.     Оценить
Увеличить
Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Скорость – 60 км/ч. Мощность – 70 л.с. Пассажиры – 6 человек.


13.     Оценить
Увеличить
В наше время "Волги" часто переделывают на дорогие прогулочные катера в средиземноморской стилистике с использованием дерева, кожи и современных двигателей.


14.     Оценить
Увеличить
Теплоход «Комета». На базе "Метеоров" спроектировали морскую версию «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность судна. «Комета» была предназначена для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. «Кометы» производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.


15.     Оценить
Увеличить
Теплоход «Восход». Ракеты" и "Метеоры" старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник "Ракеты". Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «Восхода», лучше, чем у "Ракеты". Кроме того, хотя "Восход" проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов».


16.     Оценить
Увеличить
Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.


17.     Оценить
Увеличить
Недостатками Буревестника было то, что два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма судна была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс, ведь на Буревестниках применялись списанные авиационные двигатели. В 1974 году «Буревестник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили. После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на спил, а позднее отбуксировали на полигон, где он и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году был распилен на лом.


18.     Оценить
Увеличить
Экономический крах СССР поставил крест и на этом, и на многих других перспективных проектах. Уникальные суда вывели из эксплуатации и отправили ржаветь на кладбищах забытых кораблей. Одно из таких «захоронений» расположено недалеко от Перми, в лесу.


19.     Оценить
Увеличить
Некоторую часть «Ракет» все-таки спасли. Страна Советов поставляла эти катера во Вьетнам под маркировкой Voshkod. Они до сих пор ходят по ежедневному маршруту между островом Кат Ба и городом Хайфон. Метеор на реке Хошимин, Вьетнам, наши дни.


20.     Оценить
Увеличить
Другие же скользят по рекам Канады, Греции, Югославии, Нидерландов, Таиланда и Турции. А для большинства россиян корабль на подводных крыльях остался лишь счастливым воспоминанием из далекого детства — «Ракеты» активно использовались на реках и курортах СССР.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:450088 Репа:>50    Sergio [12]  23.04.2016    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

В детстве по Волге ходили на "ВОСХОДе". Впечатление на всю жизнь запомнилось!

ID:24109 Репа:>50    pitbul [12]  23.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Неоднократно по работе мотался по маршруту Волгоград-Астрахань-Волгоград на "Метеоре" - чуть дольше чем на автобусе, зато какие позитивные впечатления!!!

ID:438195 Репа:>50    Павел [12]  23.04.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Тоже помню, как в юности пару раз на "Ракете" катался. Понравилось, но это были фактически прогулочные поездки и не скажу, чтобы совсем дешевые. Посмотрел характеристики: Восход - пришел на смену Ракете и более экономичен. Сравним всего по нескольким параметрам "Восход" (75 посадочных мест) и 2 междугородних автобуса, к примеру "Икарус"-256 (в сумме 86 посадочных мест). Расход топлива на 100 км у "Восхода" более 170 литров, у автобусов - 66-80 (в сумме). "Экипаж" автобусов 2 или 4 человека, у "Восхода" столько же (если я ошибся в этом параметре, то пусть "моряки" меня поправят). При заметном волнении на воде движение "Восходов" приостанавливалось. "Восход" эксплуатируется в более жестких условиях, поэтому его обслуживание на порядок дороже, да и сам он заметно дороже двух автобусов. Вот и не выдержал экономической конкуренции. "Конкорд" ведь тоже был КРУЧЕ дозвукового пассажирского самолета, но не выдержал "экономики" в новых условиях... Вот как-то так.

ID:607136 Репа:>50    theminer [12]  23.04.2016    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

А какую они волну поднимали, на которой можно былокачаться на радувном матрасе!

ID:833866 Репа:>50    vzhbt [публикатор]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Неоднократно по работе мотался по маршруту Волгоград-Астрахань-Волгоград на "Метеоре" - чуть дольше чем на автобусе, зато какие позитивные впечатления!!!
 
pitbul, Все детство и юность ходил на этом же Метеоре, вначале с родителями, в юности самостоятельно. Правда до Черного Яра, родственники там жили. Время в пути было дольше, когда шли вверх по Волге, вниз по течению время движения было одинаковым, во всяком случае, насколько я помню. А вот ощущение полета над водой - никакой душный автобус не сравнится... спасибо за коммент

ID:260227 Репа:+18    artur [11]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

"Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России" ... К автору ... не России, но СССР. Предлагаю остаться искателем без полит. подоплеки, и да прибудет с тобой рейтинг...

ID:260227 Репа:+18    artur [11]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Тоже помню, как в юности пару раз на "Ракете" катался. Понравилось, но это были фактически прогулочные поездки и не скажу, чтобы совсем дешевые. Посмотрел характеристики: Восход - пришел на смену Ракете и более экономичен. Сравним всего по нескольким параметрам "Восход" (75 посадочных мест) и 2 междугородних автобуса, к примеру "Икарус"-256 (в сумме 86 посадочных мест). Расход топлива на 100 км у "Восхода" более 170 литров, у автобусов - 66-80 (в сумме). "Экипаж" автобусов 2 или 4 человека, у "Восхода" столько же (если я ошибся в этом параметре, то пусть "моряки" меня поправят). При заметном волнении на воде движение "Восходов" приостанавливалось. "Восход" эксплуатируется в более жестких условиях, поэтому его обслуживание на порядок дороже, да и сам он заметно дороже двух автобусов. Вот и не выдержал экономической конкуренции. "Конкорд" ведь тоже был КРУЧЕ дозвукового пассажирского самолета, но не выдержал "экономики" в новых условиях... Вот как-то так.
 
Павел, Вы батенька упустили одну важнейшую деталь... По эксплуатационным характеристикам данные корыта конечно же были дороже, здесь Ваша правда, но, пассажирское сообщение с близ лежащими деревнями, к которым асфальтобетонных дорог не было...Совершенно точно помню, как я будучи третьеклассником имел удовольствие рассекать волну так сказать, на метеоре, в "бородатом" 84-м по Днепру, на дачу и обратно. Ни какие Икарусы там и рядом не проезжали.

ID:833866 Репа:>50    vzhbt [публикатор]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Тоже помню, как в юности пару раз на "Ракете" катался. Понравилось, но это были фактически прогулочные поездки и не скажу, чтобы совсем дешевые. Посмотрел характеристики: Восход - пришел на смену Ракете и более экономичен. Сравним всего по нескольким параметрам "Восход" (75 посадочных мест) и 2 междугородних автобуса, к примеру "Икарус"-256 (в сумме 86 посадочных мест). Расход топлива на 100 км у "Восхода" более 170 литров, у автобусов - 66-80 (в сумме). "Экипаж" автобусов 2 или 4 человека, у "Восхода" столько же (если я ошибся в этом параметре, то пусть "моряки" меня поправят). При заметном волнении на воде движение "Восходов" приостанавливалось. "Восход" эксплуатируется в более жестких условиях, поэтому его обслуживание на порядок дороже, да и сам он заметно дороже двух автобусов. Вот и не выдержал экономической конкуренции. "Конкорд" ведь тоже был КРУЧЕ дозвукового пассажирского самолета, но не выдержал "экономики" в новых условиях... Вот как-то так.
 
Павел, Со всеми этими расчетами не поспоришь, вы абсолютно правы. Если бы не одно но. Для "Ракеты", "Метеора" или "Восхода" "дорогу" природа построила сама, а для Икарусов ее так никто и не построил. А там расходы другого порядка. В родном Волгограде эти теплоходы ежедневно переправляли к деревням сотни людей. На "Метеор" Волгоград-Астрахань в конце 70-х начале 80-х билет нужно было покупать сильно заранее. И, к сожалению, вместе с водным транспортом пришли в упадок многие деревни и поселки по берегам Волги и, думаю, что не только Волги. Государство забило одновременно на все виды перевозок, автомобильные перевозки "вытащили" частники, с водным транспортом все, конечно же, сложнее. Хотя и здесь сдвиги есть, водное такси в Волгограде летом функционирует вовсю, в ближайшие поселки, в основном дачные, перевозят на катерах и лодках. Глядишь, разбогатеют и смогут более крупные суда эксплуатировать. Спасибо за внимание к публикации и интересный коммент.

ID:833866 Репа:>50    vzhbt [публикатор]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

"Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России" ... К автору ... не России, но СССР. Предлагаю остаться искателем без полит. подоплеки, и да прибудет с тобой рейтинг...
 
artur, конечно СССР, опечатка по инерции, никакой политической подоплеки, изменения внес, спасибо за существенное уточнение

ID:635756 Репа:+1    kaban7 [12]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

А какую они волну поднимали, на которой можно былокачаться на радувном матрасе!
 
theminer, Не очень высокая, но всё же была..

ID:451779 Репа:-1    brat  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Но к этой бочке меда добавлю ложку дегтя.
Как обычно бывало, запатентовали идею и ТОЛЬКО те углы подводного крыла, которые, как считали, были самыми удачными. Но америкосы перепроверили, и оказалось, что есть более удачные углы. в итоге пришлось у них перекупать патент.
А ведь можно было запатентовать углы все 360 градусов

ID:359364 Репа:+39    efix [12]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Да тоже плавал в детстве, а было как будто вчера

ID:438195 Репа:>50    Павел [12]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Вы батенька упустили одну важнейшую деталь... По эксплуатационным характеристикам данные корыта конечно же были дороже, здесь Ваша правда, но, пассажирское сообщение с близ лежащими деревнями, к которым асфальтобетонных дорог не было...Совершенно точно помню, как я будучи третьеклассником имел удовольствие рассекать волну так сказать, на метеоре, в "бородатом" 84-м по Днепру, на дачу и обратно. Ни какие Икарусы там и рядом не проезжали.
 
artur, На дачу ездили? Хорошо. Я вот тоже вспоминаю, что в начале 80-х у нас на дачу люди ездили на электричке и автобусе. Машин не было КАК МИНИМУМ у половины. А сейчас на каждом участке КАК МИНИМУМ одна машина стоит; а часто две или даже три, если гости приехали. И на электричках ездят только в том случае, если кто-то, находясь в отпуске, живет на даче и может забрать со станции. У нас давным-давно садовым товариществом был арендован автобус, который в пятницу вечером привозил со станции, а в воскресенье отвозил на станцию. Лет 10-12 назад от него отказались за ненадобностью. Так что, повторюсь, ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ.

ID:438195 Репа:>50    Павел [12]  24.04.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Но к этой бочке меда добавлю ложку дегтя. Как обычно бывало, запатентовали идею и ТОЛЬКО те углы подводного крыла, которые, как считали, были самыми удачными. Но америкосы перепроверили, и оказалось, что есть более удачные углы. в итоге пришлось у них перекупать патент. А ведь можно было запатентовать углы все 360 градусов
 
brat, "Все 360 градусов" запатентовать в принципе невозможно. Такие патенты не принимаются или аннулируются по решению суда. В качестве примера могу напомнить про известный патент на «Eskimo Pie» (пирожок эскимоса), который в конце концов был аннулирован из-за чрезмерной широты заявки, что позволило всем желающим начать выпуск хорошо известного сейчас мороженого "Эскимо".

ID:924393 Репа:-1    sapsanyug  02.05.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Еще были двух этажные "Циклоны". Самые последние в конце 80-х


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
многим понравилось
Просто фото, просто жизнь. — 1269. Это было нед...
Pokazuha.ru
многим понравилось
И лежишь, кайфуешь.
Pokazuha.ru
многим понравилось
Lottii Rose в спальне.
Pokazuha.ru
многим понравилось
Самые обычные девушки 186


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1299737
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта