Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана. Знаменитый советский военный ас и лётчик-испытатель был Героем Советского Союза в полном смысле этого слова.
Выложено 24 апреля 2016
Разное > Люди

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  vzhbt Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 11 (53)   Комментариев 7
Просмотров 1380


авиация,   война,   войска,   герой,   история,   кавалер,   картинки,   люди,   орден,   оружие
[ теги сайта ]

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.
Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность. Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика. И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта. Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне». В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары. 31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина. В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток. В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе». В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало. В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза. В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной дивизии (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-хан Султан награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года.
После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Амет-хан Султан становится слушателем Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, дал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии». Его рапорт был удовлетворен и Амет-хан возвращается в свою часть. В апреле 1946 года подполковник Амет-хан Султан был уволен в запас. Амет-хан стремился вернуться к летной профессии. Хотел стать летчиком-испытателем. Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года он становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института министерства авиационной промышленности в Жуковском. За короткий срок Амет-хан Султан выдвинулся в число лучших летчиков-испытателей. В 1949 году ему присваивается третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а в сентябре 1952 года - первый. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку самолета в воздухе. Множество полетов были выполнены Амет-ханом для отработки систем катапультирования на различных типах самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И. Головиным, на самолете МиГ-15 УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. В результате чего был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла реальная угроза пожара. В.И. Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-хан принял решение сажать самолет. Посадка бала выполнена безукоризненно и жизнь товарища бала спасена. 23 сентября 1961 года Амет-хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» (знак № 38). Когда медицинская комиссия отстранила его от полетов на истребителях, он успешно освоил тяжелые машины и очень хорошо на них работал до рокового дня 1 февраля 1971 года. Большое место в испытательной деятельности Амет-хана занимали испытания авиационных двигателей на различных летающих лабораториях. И погиб Амет-хан Султан при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

1.     Оценить
Увеличить
Летчик-испытатель дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан. «Есть у меня знакомый дважды Герой, и зовут его Ахмет-хан. Я его спросил: «Ахмет, твой отец – дагестанец, а мать – крымская татарка. Дагестанский народ считает тебя своим Героем, а татарский – своим. Ты Герой какого народа, чей ты сын?» И он мне ответил: «- Я – Герой ни лакского народа, ни татарского. Я – Герой Советского Союза. А сын я – своих отца и матери. Они неразделимы, и поэтому я – просто Человек». Из воспоминаний Расула Гамзатова.


2.     Оценить
Увеличить
Султан и Насибе – отец и мать Амет-хана. Отец Амет-хана – дагестанец, был слесарем и лудильщиком. В молодости оказался в Крыму, познакомился с крымской татаркой, женился на ней и остался жить в Крыму.


3.     Оценить
Увеличить
Амет-хан и его сестра Фатма. 1924 г.


4.     Оценить
Увеличить
Выпускник Качинской авиационной школы летчиков Амет-хан Султан. 1940 г. Уже 22 июня 1941 года младший летчик 4-го авиационного полка Амет- хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего противника.


5.     Оценить
Увеличить
Амет-Хан на крыле ЯК-1. 1943 г. 15 марта 1943 года, Амет-хан атаковав, невзирая на прикрытие, ведущего большой группы «юнкерсов», сблизившись с ним примерно до 30 метров и сбив его длинной очередью, ушел от атак вражеских истребителей. В этом бою бывший в составе его четверки летчик П. Коровкин таранил Ю-88 и погиб. Разъяренный Амет-хан набрал высоту, в одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109 и сбил ее.


6.     Оценить
Увеличить
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Амет-хану Султану командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136).


7.     Оценить
Увеличить
Капитан ВВС РККА. Амет-хан Султан в 1943 году.


8.     Оценить
Увеличить
8 февраля 1944 года, в районе Борислава сбив свой седьмой Хе-111, он стал рекордсменом по уничтожению бомбардировщиков этого типа. Надо отметить, что с середины 1943 года Хе-111 нес усиленное вооружение – до четырех спаренных установок для стрельбы назад и был исключительно грозной машиной.


9.     Оценить
Увеличить

10.     Оценить
Увеличить
Летом 1944 года после перехода на новый истребитель Ла-7 Амет-хан воюет в Восточной Пруссии, участвует в боях за взятие Берлина.


11.     Оценить
Увеличить
Гвардии майор Амет-хан Султан (справа) и его ведомый гвардии капитан И.Г. Борисов. 1945 г. Последний свой воздушный бой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор Амет-хан Султан провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхов, сбив «Фоке-Вульф-190».


12.     Оценить
Увеличить
Всего за время войны Амет-Хан Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 — в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.


13.     Оценить
Увеличить
Опытный истребитель-перехватчик И-320 («Р-2»). В конце 1949 года Амет-хан Султан и Я.И. Верников выполняют первый полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 и далее проводят его заводские испытания.


14.     Оценить
Увеличить
Самолет-аналог КС. В 1951-1953 годах Амет-ханом совместно с летчиками-испытателями С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС («Комета-3»). Самолет-аналог был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолет Ту-4 КС, самолет-носитель набирал высоту 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель. В ходе испытаний Амет-хан выполнил первый полет с земли 4 января 1951 года, первый старт самолета-носителя (май 1951 года) и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной из отцепок двигатель самолета-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.


15.     Оценить
Увеличить
Летчик-испытатель Летно-исследовательского института Амет-хан Султан. В 1953 году Амет-ханом были проведены полеты для исследования устойчивости управляемости самолета на сверхзвуковых скоростях полета. Эти полеты выполнялись на самолете Си-10, с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданным на базе истребителя МиГ-17.


16.     Оценить
Увеличить
7 апреля 1959 года Амет-хан Султан выполнил первый полет на экспериментальном самолете конструкции П.В. Цыбина НМ-1, а затем совместно с Р.Ф. Захаровым провел его испытания. Всего за 1959-1960 годы на самолете было совершено 32 полета продолжительностью от 11 до 40 минут на высотах 1000-4000 метров.


17.     Оценить
Увеличить
Однажды к Амет-хану шутливо обратился его боевой друг дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации П.Я. Головачев: «Амет, в 25 лет ты стал дважды Героем Советского Союза. После войны 25 лет летаешь испытателем. Не пора ли тебе спуститься на грешную землю? Мог бы передавать молодым летчикам свой богатый боевой и испытательный опыт». Амет-хан задумчиво оглядел всех и ответил: «Знаешь, Паша, еще в детстве я от отца слышал такую горскую притчу. Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе. На землю они падают уже мертвые…» Тогда никто из друзей не придал значения рассказанной притче.


18.     Оценить
Увеличить
Похоронен Герой на Новодевичьем кладбище в Москве.


19.     Оценить
Увеличить
Памятник Амет-хану Султану в Махачкалинском аэропорту. Именем Героя названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане и Махачкалинский аэропорт. Бронзовые бюсты прославленного летчика установлены в Алупке, в ауле Цовкра и в Махачкале.


20.     Оценить
Увеличить
В Алупке существует Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Здесь представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны, коллег и соратников по лётно-испытательной работе, фотографии, архивные документы, письма, книги, личные вещи и награды Амет-Хана Султана, лётное обмундирование и др. Среди экспонатов представлены макеты самолётов времён Великой Отечественной войны, а также послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:1213651 Репа:>50    маб3011 [12]  25.04.2016    
Не понравился комментарий  +11  Понравился комментарий

Побольше бы и почаще бы таких публикаций!!! За такие бриллианты можно простить и сисечно-писечное г...но

ID:702668 Репа:>50    Шесть девять [12]  25.04.2016    
Не понравился комментарий  +6  Понравился комментарий

- Ахтунг! Ахтунг! Ахтунг! Амет Хан Султан! Когда поднимался Амет Хан Султан в воздух , такое творилось в эфире. Боялись его вражеские летчики , боялись.... Спасибо за публикацию.

ID:794811 Репа:+1    Semenycch  25.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Вот он настоящий Герой крымский татарин! А не нынешнее дерьмо, которое взрывает электро опоры!

ID:794811 Репа:+1    Semenycch  25.04.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

И еще, может быть кому то будет интересно. Ахмет-хан всю войну проявлял удивительное бесстрашие, залихватскую храбрость в воздухе и вместе с тем был очень осторожен на земле. В этом нет ничего удивительного, многие неординарные личности таковы, например Петр Великий и близко не подходил к наземным боям и часто лез в самое пекло в боях на море!

ID:217444 Репа:-40    Женя  25.04.2016    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

А знаете ли Вы что до момента 31 мая 1942 года Амет Хан Султан так и не сбил ни одного немецкого самолета ? Вот ведь интересный момент воевал с начала ВОВ без малого один год, а мастерства не хватало. Да и первый сбитый самолет он протаранил когда расстрелял весь боезапас. То есть на становление летчиком истребителем потребовался год.

ID:1210211 Репа:>50    Sivad [12]  25.04.2016    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Мужик настоящий и погиб при исполнении, светлая память!

ID:30236 Репа:+0    al [12]  26.04.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Мало все-таки пишут о настоящих героях....


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
многим понравилось
Тема красивых (закрытых) половых губ. 0104
Pokazuha.ru
многим понравилось
Скоро на укромных берегах озер и речек. Лето, ка...
Pokazuha.ru
многим понравилось
Вечерняя Эротика! 53
Pokazuha.ru
многим понравилось
Голые женщины на публике -70


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1299946
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта