Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Невероятная история про Сталина, бабочек и танки...
Выложено 22 июля 2016
Разное > Люди

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  kaa72 Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.9 (48)   Комментариев 9
Просмотров 1449


люди,   истории
[ теги сайта ]

Эта невероятная история, записанная Анатолием Полежаевым, произошла во времена Великой отечественной войны. Может быть, Вам покажется, что она не имеет отношения к образованию? А я думаю, что имеет. Эта история показывает, как раньше государство относилось к ученым.



1942-й год. Зима. Война в разгаре. Немцы прут вперёд. В ставке верховного главнокомандующего – плановое совещание. Напоследок обсуждаются противные и не очень понятные присутствующим маршалам и генералитету вопросы. Маскировка. Нет, генералы кое что знают о маскировке – зимой – белые халаты, летом – хаки. Но у немцев всё как-то интереснее. Их аэродромы – не слишком заметны с воздуха, а танки – зачем-то, пятнистые и полосатые, как и форма обмундирования в некоторых подразделениях и частях.

Товарищ Сталин требует, чтобы маскировкой занялись срочно и вплотную, и не абы как, а строго научно, с серьёзным обоснованием. Мол, мысль о том, что зелёное на зелёном – незаметно, не канает. Это и ежу ясно. Нужно что-то более универсальное. Сталин раздражён. Стучит трубкой по столу. Требует немедленных действий. Генералы чешут затылки. Предлагают копировать маскировку противника. Верховный в ярости. Ему нужен принцип и ясность. Как это работает и почему. И кто сможет этим заняться?

Осторожно пискнув горлом, слово берёт какой-то свежеиспечённый генералишко. Он – из интеллигентов. Может, родители учёные, а, может, и сам, в прошлой жизни науку успел подвигать. Генерал робко и путано докладывает, что в Ленинградском университете был такой профессор Шванвич. Так вот он, в своё время, возглавлял кафедру энтомологии, пока её не разогнали в начале тридцатых, и занимался покровительственной окраской крыльев бабочек. Может, он на что сгодится? Сталин неопределённо хмыкает и требует срочно, сегодня же, привезти в Москву этого Шванвича и доставить прямо к нему.

Генералы облегчённо подрываются со стульев и бегут исполнять приказание. Козёл отпущения найден. Даже два. Потому что инициатива, сами понимаете…

Звонок в Саратов, куда эвакуирован университет. Никакого Шванвича там нет и не было. Кто-то говорит, что он остался в Ленинграде. А там сейчас, ясное дело, блокада.

Спецрейс готов через двадцать минут. Самолёт летит в блокадный город. Шванвича находят дома, в постели. Он уже не встаёт. Куриный бульон в энтомолога заливают прямо в самолёте.

Ночью он уже у Сталина. Главнокомандующий недоверчиво вглядывается в заросшее лицо доходяги-профессора и излагает суть задачи. Немного оклемавшийся Шванвич внимательно слушает и, похоже, даже что-то понимает.

— Ну, что, профэссор, сможэщь помочь армии и фронту?

— Смогу, – сипит в ответ Шванвич.

— Что тэбе для этого нужно, профэссор?

— Три дня и два художника…

Через три дня Борис Шванвич докладывает перед всей Ставкой. Он избегает таких мудрёных слов, как «мимикрия» и «принцип стереоморфизма».

Всё просто, элегантно и доступно. Основа концепции, если в двух словах – выступающее и высветленное красить в тёмное, затенённое и вогнутое – высветлять. Остальное – детали. Художники, под руководством Шванвича, уже всё проиллюстрировали. По сезонам и временам года. Для наглядности на столе стоят объёмные гипсовые модели, раскрашенные так, что их форма совершенно разваливается и уплощается.

Шванвич говорит про «расчленяющий эффект» и про общие закономерности маскировки.

Генералы и маршалы сидят с распахнутыми ртами.

Год спустя, Шванвич снова на приёме у Сталина:

— Проси, что хочэщь, профэссор… Хорошо поработал.

Шванвич задумывается буквально на секунду:

— Хочу кафедру энтомологии. Она была. Но теперь её нет.

С 1944-го по 1955-й, почти до самой смерти,

Борис Николаевич Шванвич заведовал своей любимой кафедрой.Похоронен на Большеохтинском. На могиле — памятник с изображением плана строения рисунка крыльев дневных бабочек. И – ни одного танка. А он – танк, там есть. Просто – не виден.

1.     Оценить
Увеличить
Борис Николаевич Шванвич


2.     Оценить
Увеличить

3.     Оценить
Увеличить

4.     Оценить
Увеличить

5.     Оценить
Увеличить

6.     Оценить
Увеличить

7.     Оценить
Увеличить

Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:997556 Репа:>50    Aleks-Cheban [12]  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +5  Понравился комментарий

Проси, что хочэщь, профэссор… Хорошо поработал

ID:185895 Репа:+1    ptsr111 [12]  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Офигеть! Байку читал и раньше, но всегда было интересно посмотреть на памятник

ID:185895 Репа:+1    ptsr111 [12]  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Да, маленькая неточность: "С 1944-го по 1955-й, почти до самой смерти". Год смерти на памятнике 1979. Почти, ага.

ID:895390 Репа:>50    iliaber1 [12]  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

""Эта история показывает, как раньше государство относилось к ученым"" . Судя по тому, что многие ученые, "имеющие что сказать" в науке, бегут, извините за грубое выражение, подальше на Запад, то и сегодня их положение радикально не изменилось. Нет на них, понимаш, Виссарионыча

ID:860904 Репа:+1    кондотьер  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

интересно, но возникает вопрос:
"1942-й год. Зима. Война в разгаре. Немцы прут вперёд. " - интересно в каком месте и каком месяце зимой 1942 года немцы пёрли вперед? в декабре 1941 года Красная армия начала контрнаступление под Москвой. Немцы смогли стабилизировать фронт только в феврале-марте 1942. Далее немецкое наступление началось только в июне, после разгрома Красной армии под Харьковом и поражения Крымского фронта. 19 ноября 1942 года началась операция Уран, окружение 6й армии Паулюса под Сталинградом. После этого немцы отступали опять таки до весны 1943, до Курска, где летом была последняя крупная попытка Вермахта перехватить инициативу.

ID:990614 Репа:+1    rembrandt2010  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

видишь там суслика?нет... а он там есть

ID:945561 Репа:-6    Якша  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

При быдле у власти всегда к ученым плохое отношение, не любит элитное стадо индивидуумов умнее себя, т.е. быдла. По другому и быть не может!

ID:945561 Репа:-6    Якша  22.07.2016    
Не понравился комментарий  -1  Понравился комментарий

""Эта история показывает, как раньше государство относилось к ученым"" . Судя по тому, что многие ученые, "имеющие что сказать" в науке, бегут, извините за грубое выражение, подальше на Запад, то и сегодня их положение радикально не изменилось. Нет на них, понимаш, Виссарионыча
 
iliaber1, При быдле у власти всегда к ученым плохое отношение, не любит элитное стадо индивидуумов умнее себя, т.е. быдла. По другому и быть не может!

ID:1210211 Репа:>50    Sivad [12]  22.07.2016    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Благодаря таким байкам и до Берлина дошли!


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1310071
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта