![](/img/material/history36.png)
Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
СМЗ С3Д или «Инвалидка»
Выложено 20 мая 2018
СМЗ С-3Д — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (в то время ещё СМЗ). Автомобиль пришёл на смену мотоколяске С-3АМ в 1970 году.
Такие автомобили именовались в народе «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соц. обеспечения среди инвалидов различных категорий.
Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года.
В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую. Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: «дают — бери»).
Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения. О как!
Такие автомобили именовались в народе «инвалидками» и распространялись (иногда с частичной или полной оплатой) через органы соц. обеспечения среди инвалидов различных категорий.
Выдавались мотоколяски собесами на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки», затем пользовался этим средством передвижения ещё два с половиной года.
В итоге он был обязан сдать мотоколяску в собес и получить новую. Правда, далеко не все инвалиды, которые получали новые мотоколяски потом ими пользовались (работал принцип: «дают — бери»).
Для управления мотоколяской требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры) со специальной пометкой. Обучение людям с ограниченными физическими возможностями организовывали органы социального обеспечения. О как!
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/5/i/10201988oi5.jpg)
задний привод, 2-дверный кузов типа купе, спартанский 2-местный салон, мотор позади кресел, 3-спицевая «баранка» небольшого диаметра с подрулевыми «лепестками»: при таком описании, фантазия современного автомобилиста обычно представляет какой-нибудь экзотический заграничный суперкар с максимальной скоростью в районе 300 км/ч. Однако, под эти критерии попадает и данное «чудо» советской промышленности. Итак, знакомьтесь — мотоколяска С3Д, она же «инвалидка», она же «жабка»: детище Серпуховского мотозавода, которое серийно выпускалось целых 27 лет (1970-1997). Всего было построено 223051 экземпляров этого забавного автомобильчика.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/7/u/10201989tu7.jpg)
С3Д имеет несущий кузов, сваренный из штампованных деталей. При длине всего 2825 мм, серпуховская мотоколяска отличалась довольно внушительной снаряженной массой — 498 кг. Для сравнения — «горбатый» ЗАЗ-965 весит 640 кг, а «Ока» — 620 кг, будучи куда более крупными 4-местными автомобилями.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/5/m/10201990em5.jpg)
Первые пару лет данная модель мотоколяски оснащалась 12-сильным 1-цилиндровым 350-кубовым двигателем от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позже произошел «апгрейд» до более мощного агрегата от ИЖ-Планета 3 (14 л.с.).
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/q/8/10201991z8q.jpg)
В обеих случаях силовые установки были дефорсированы для большей эластичности и долговечности в условиях повышенных нагрузок, а также появилась система принудительного воздушного охлаждения в виде «воздуходувки» с центробежным вентилятором, прогоняющей воздух через оребрение цилиндра.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/l/v/10201992qvl.jpg)
В качестве топлива применялась смесь автомобильного бензина с маслом, причем «аппетит» у этого микроба был отменный — порядка 7 литров на 100 километров пробега. И лишь низкая стоимость бензина в те годы позволяла особо не задумываться о таком «конском» расходе. Объем бака — 18 литров.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/f/p/10201993upf.jpg)
Коробка 4-ступенчатая, механическая, с «мотоциклетным» алгоритмом включения скоростей: передачи включались последовательно, одна за другой, а нейтраль располагалась между первой и второй ступенями. Задней передачи не было, а назад машинка ехала благодаря реверс-редуктору, который включался отдельным рычагом, с понижением числа оборотов по сравнению с передним ходом в 1,84 раза.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/q/b/10201994nbq.jpg)
Подвеска — независимая, торсионная, на двойных продольных рычагах спереди и одинарных — сзади. Колеса размерностью 10 дюймов: с разборными стальными дисками и шинами 5,0-10. Тормоза — барабанные на всех колесах, с гидравлическим приводом от ручного рычага.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/x/h/10201995ohx.jpg)
Паспортная максимальная скорость мотоколяски составляет 60 км/ч, однако, на практике они редко превышали лимит в 30-40 км/ч. Причем, «инвалидка» была слышна и видна издалека: 2-тактный мотоциклетный мотор нещадно стрекотал и дымил, поэтому узнать о приближении С3Д можно было за пару минут до ее появления на горизонте.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/g/q/10201996wqg.jpg)
Езда на подобной технике — удовольствие сомнительное, но, как говорит народная мудрость -«Лучше плохо ехать, чем хорошо идти», поэтому в провинциальных городках и селах эти мотоколяски иногда до сих пор можно встретить на дорогах.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/e/c/10201997sce.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/a/e/10201998oea.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/5/5/10201999l55.jpg)
Во времена СССР узлы и агрегаты мотоколяски (силовой агрегат в сборе, дифференциал с реверс-редуктором, элементы рулевого управления, тормозов, подвесок, детали кузова и прочие) в силу доступности, легкости обслуживания и достаточной надежности широко использовались для «гаражного» изготовления микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматиках и прочей незаурядной техники — описания подобных самоделок в изобилии печатались в журналах «Моделист-Конструктор» и «Техника молодежи».
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/g/e/10202000keg.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/8/7/10202001q78.jpg)
Также списанные мотоколяски иногда передавались органами собеса в Дома пионеров и Станции юного техника, где их агрегаты использовались в аналогичных целях
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/i/u/10202002nui.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/k/a/10202003fak.jpg)
Если мопед или мотоцикл относился ко вполне сбыточной мечте пионеров тех лет, то инвалидка — к аналогичной несбыточной. А как классно было бы кататься на ней по окрестностям бабушкиной деревни! Вполне себе пацанский маленький автомобильчик, люди тогда проще смотрели на вещи, чем сейчас. Только бы управление переделать на «нормальное», «как у взрослых автомобилей»
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/k/v/10202004qvk.jpg)
«Где этот чертов инвалид? Не шуми! Я инвалид»
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/i/a/10202005dai.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/m/o/10202006nom.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/t/y/10202007wyt.jpg)
Нашим депутатам бы сей агрегат)))
Комментарии
:
Добавить комментарий
![Добавить комментарий к публикации](/img/strelka.gif)
![]() |
bark24
[12]
20.05.2018
![]() ![]()
"Нашим депутатам бы сей агрегат)" — нее, без специальной пометки в категории "А"— низя!! А обучению — данный вид ... не поддаётся)
|
|
![]() |
vzhbt
[12]
20.05.2018
![]() ![]()
в трехподъездной пятиэтажке в детстве штуки 3-4 таких было, все вроде ездили
|
|
![]() |
Автомеханник
[12]
22.05.2018
![]() ![]()
Смеетесь? Это превый автомобиль в СССР с полностью независимой подвеской всех 4 колес И РЕЕЧНЫМ рулевым управлением!! Автотаз нервно курит в сторонке.
|
|
![]() |
Alik
06.04.2020
![]() ![]()
Интересно, а если туда движок от мотоцикла Урал впендюрить или Матиза - как он поедет.
|
|
![]() |
Dombrowsky
[12]
06.04.2020
![]() ![]()
Помню как нам передали на станцию ЮТ это чудо. Радости не было предела. Переделали в багги. Даже выступали в заездах на ней.
|
|
![]() |
ViciousCircle
[12]
07.04.2020
![]() ![]()
холодно отношусь к автомобилям, но я бы лучше ноги использовал вместо двигателя на детской "машине" чем сел за руль этого фильма ужасов
|
|
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1381649
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1381649
Последние просмотры
![Написать нам Написать нам](/img/mainpics/mail.png)