Знаменитости > Актеры
кино, ссср, творчество
[все теги сайта]
Евстигнеев Евгений Александрович (9.10.1926, Нижний Новгород – 4.3.1992, Лондон; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище), советский и российский актер, народный артист СССР (1983). В 1951 году окончил Горьковское театральное училище (ныне Нижегородское). С 1951 по 1954 год работал во Владимирском областном театре драмы, где сыграл такие роли, как Швандя в «Любови Яровой» К. Тренева (1952) и Меркуцио в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира (1953). В 1956 году завершил обучение в Школе-студии МХАТ и был принят в труппу Московского Художественного академического театра.
В том же году стал одним из создателей «Студии молодых актеров» (ныне театр «Современник»), где служил до 1970 года. Среди его ключевых ролей в этом театре: Чернов («Вечно живые» В. Розова, 1956), Король («Голый король» Е. Шварца, 1960), Куропеев-Муровеев («Назначение» А. Володина, 1963), А. В. Луначарский («Большевики» М. Шатрова, 1967), Сатин («На дне» М. Горького, 1968) и Дорн («Чайка» А. Чехова, 1970). Также в 1961 году поставил спектакль «Третье желание» В. Блажека.
С 1971 по 1988 год был актером МХАТ (после разделения театра — в труппе О. Ефремова). Значительные роли этого периода: Петр Хромов («Сталевары» Г. Бокарева, 1972; Государственная премия СССР, 1974), персонажи в пьесах М. Рощина («Старый Новый год», 1973; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987), Соболевский («Медная бабушка» Л. Зорина, 1975), а также герои в произведениях А. Чехова: Шабельский («Иванов»), Чебутыкин («Три сестры» — обе 1976), Дорн («Чайка», 1982), Серебряков («Дядя Ваня», 1985). Много работал с пьесами А. Гельмана: Соломахин («Заседание парткома», 1975), Окунев («Обратная связь», 1977), Девятов («Мы, нижеподписавшиеся», 1979). Также сыграл Хлынова в «Горячем сердце» А. Островского (1978).
В начале 1990-х годов играл на других сценах: Фирс («Вишневый сад» А. Чехова, 1990, Театр Антона Чехова) и Глов-отец («Игроки-XXI» по Н. Гоголю, 1992, «АРТель АРТистов Сергея Юрского»).
Евстигнеев был актером огромного диапазона, обладал редкой органичностью. Он мастерски сочетал острую сатиру с лиризмом, эксцентрику с трагикомедией, гротеск с глубоким психологизмом, а музыкальность и пластику — с реалистичностью образа. Его работы отличались внутренней цельностью и отточенностью формы.
В кино дебютировал в 1957 году («Поединок»). Среди известных картин с его участием: «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Золотой теленок» (1968), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Скверный анекдот» (1966), «Бег» (1970), «Старики-разбойники» (1971), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Повесть о неизвестном актере» (1976), «Еще люблю, еще надеюсь…» (1984), «Демидовы» (1983), «Ночные забавы» (1991). Значительны его работы в телевизионном кино: «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Собачье сердце» (1988; Государственная премия РСФСР, 1990).
Также занимался озвучиванием фильмов и участвовал в радиопостановках. С 1976 по 1985 год преподавал в Школе-студии МХАТ (в 1983 году поставил «На дне»), был профессором (с 1977). Посмертно удостоен премии «Хрустальная Турандот» за долголетнее служение театру (1992). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1982) и Ленина (1986).
С 2003 года Нижегородское театральное училище носит имя Е. А. Евстигнеева. В 2006 году в Нижнем Новгороде на Театральной площади был установлен памятник актеру.
|