Где я нахожусь?
         

Монгольский ленд-лиз Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 26 Апреля 2013
Разное

Нет аватара
+41
  Прислал(a): mrachniytip
  Добавить mrachniytip в избранные авторы   Фотолента mrachniytip 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
теги у этой публикации не заданы [все теги сайта]

Вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней войной кавалерии и лошадей. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причём по обе стороны фронта.
Накануне войны на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском вермахте еще больше - по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч!) лошадей. (Справедливости ради, нужно учитывать, что пехотная дивизия РККА и пехотная дивизия вермахта не соответствовали друг другу по штатному расписанию.) Всего в вермахте к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.
В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходится подножным кормом, да и сами на худой конец были ещё каким кормом…
В общем мудрый Семён Михалыч Будённый был вполне прав, когда говорил в 30-е годы, что лошадь на войне себя ещё покажет. Тогда, в 40-е годы, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже.
К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 324 676 этих четвероногих копытных. Один миллион триста двадцать четыре тысячи шестьсот семьдесят шесть!
В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну людей, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 миллиона.
Естественно, лошадей точно так же убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более в загоне… Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.
За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 г. в нашей стране насчитывалось 17,5 миллионов лошадей, то к сентябрю 1942 г. на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 миллионов лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть, и не только траву, а желательно и ещё что-то попитательнее.
Большая часть лошадей во время войны должна была оставаться в сельском хозяйстве – иначе бы оно окончательно встало – до его всеобщей механизации было ещё очень далеко, тем более трактора так же подлежали мобилизации, а человек то плуг далеко не утянет… Но что ещё хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это даже куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь лошадь – живое существо, и чтобы жеребёнок стал способен хоть к какой-то работе требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями. За любые деньги лошадь быстрее не родит, а жеребёнок быстрее не вырастет.
И вот с началом Великой отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия. Точнее Монгольская народная республика, МНР. Собственно большевики когда-то в 20-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей «эпидемию» сифилиса остановили, а со временем и ликвидировали.
Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Второй мировой войны.
Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 г. монгольские власти, по решению местного аналога ЦК ВКП(б) - ЦК Монгольской народно-революционной партии, начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.
За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено около 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – свыше 500 тысяч.
Не зря говориться: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 гг. СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их ого-го!) доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…
Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники»…
При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.
Не зря генерал Исса Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941 по 1945, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Ещё 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени - передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов. Так монгол Баву из Гоби-Алтайского аймака подарил Красной армии 55 своих лошадей. Спасибо ему. Были еще эскадрилья «Монгольский арат» и танковая колонна «Революционная Монголия», созданные на деньги, собранные в МНР. Были еще вполне огромные поставки иного скота, овчин, продуктов и т.п. Но речь тут не о них, а о лошадях для фронта…
Фактически, в 1943-45 гг. каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог… Да, в американских поставках мы получили тогда большую часть грузовых автомобилей и едва ли не все новые паровозы. Но чисто теоретически, уменьшив производство танков, СССР мог бы увеличить производство этого вида продукции. А вот «производство» лошадей за один-два года никаким перераспределением промышленных мощностей, никакими директивами Ставки и ЦК, никакими золотовалютными запасами было не обеспечить…
Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо МНР, Монгольской народной республике, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи барона Унгерна, сделали большевики.

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • +40
    pypkin vasia  [12] 26.04.2013 01:53   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +15 Понравился комментарий
    Малоизвестная страница нашей истории, спасибо!
  • >50
    вуглускр  [12] 26.04.2013 03:41   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +13 Понравился комментарий
    А сколько ещё было монгольских овчинных полушубков!!!
  • +1
    andykuzm  [12] 26.04.2013 10:51   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    Мой дед служил в кавалерии. Дошел до Вены. Может и на монгольских лошадках.
  • +41
    mrachniytip [публикатор]  [12] 26.04.2013 11:19   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +4 Понравился комментарий
    вуглускр: А сколько ещё было монгольских овчинных полушубков!!!
    Вся переписка   
    Верно! По этой теме тоже материалы попадались, но мало, на полноценную публу не хватит...
  • +41
    Макс  [12] 26.04.2013 11:54   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +5 Понравился комментарий
    Хорошая публикация, очень познавательно, спасибо
  • +1
    md  [7] 27.04.2013 10:49   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий +2 Понравился комментарий
    Спасибо за статью. Но барона Унгерна не стоит принижать. Он, конечно, был человек жестокий и со своими заскоками, но именно он освободил монголов от китайской оккупации.
  • +41
    mrachniytip [публикатор]  [12] 27.04.2013 15:19   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    md: Спасибо за статью. Но барона Унгерна не стоит принижать. Он, конечно, был человек жестокий и со своими заскоками, но именно он освободил монголов от китайской оккупации.
    Вся переписка   
    Соглашусь с вами, в этом плане статья не совсем точна. Унгерн при безусловной личной храбрости и харизматичности и жесток был патологически и действия его не всегда адекватными кажутся. Но Ургу от китайцев освободил именно он, это факт. С другой стороны, угроза со стороны Унгерна послужила формальным поводом для ввода советских войск на территорию Монголии и последовавших за этим событий. Но все это - отдельная история, которая имеет лишь косвенное отношение к основному содержанию статьи.
  • >50
    Егоров Сергей  [12] 16.05.2013 12:07   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Спасибо за полит информацию.

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!


Еще...
 
Главная страница

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1143487
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1143487">Монгольский ленд-лиз </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1143487]Монгольский ленд-лиз [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта