Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
Порядка четверти миллиона публикаций, разложенных по 270 темам. При таком огромном выборе каждый найдет что-то интересное для себя. Новые публикации каждые 5-10 минут; Есть уникальная система запоминания просмотренного Вами, и отбора для показа ТОЛЬКО нового материала; Ежедневно ставятся тысячи рейтингов. По ним система может выбирать для Вас самое интересное; Есть возможность самому выложить что-то хорошее. И если это понравится народу - заработать на этом; |
Монгольский ленд-лиз
Выложено 26 апреля 2013
Вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней войной кавалерии и лошадей. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причём по обе стороны фронта.
Накануне войны на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском вермахте еще больше - по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч!) лошадей. (Справедливости ради, нужно учитывать, что пехотная дивизия РККА и пехотная дивизия вермахта не соответствовали друг другу по штатному расписанию.) Всего в вермахте к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.
В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходится подножным кормом, да и сами на худой конец были ещё каким кормом…
В общем мудрый Семён Михалыч Будённый был вполне прав, когда говорил в 30-е годы, что лошадь на войне себя ещё покажет. Тогда, в 40-е годы, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже.
К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 324 676 этих четвероногих копытных. Один миллион триста двадцать четыре тысячи шестьсот семьдесят шесть!
В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну людей, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 миллиона.
Естественно, лошадей точно так же убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более в загоне… Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.
За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 г. в нашей стране насчитывалось 17,5 миллионов лошадей, то к сентябрю 1942 г. на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 миллионов лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть, и не только траву, а желательно и ещё что-то попитательнее.
Большая часть лошадей во время войны должна была оставаться в сельском хозяйстве – иначе бы оно окончательно встало – до его всеобщей механизации было ещё очень далеко, тем более трактора так же подлежали мобилизации, а человек то плуг далеко не утянет… Но что ещё хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это даже куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь лошадь – живое существо, и чтобы жеребёнок стал способен хоть к какой-то работе требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями. За любые деньги лошадь быстрее не родит, а жеребёнок быстрее не вырастет.
И вот с началом Великой отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия. Точнее Монгольская народная республика, МНР. Собственно большевики когда-то в 20-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей «эпидемию» сифилиса остановили, а со временем и ликвидировали.
Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Второй мировой войны.
Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 г. монгольские власти, по решению местного аналога ЦК ВКП(б) - ЦК Монгольской народно-революционной партии, начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.
За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено около 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – свыше 500 тысяч.
Не зря говориться: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 гг. СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их ого-го!) доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…
Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники»…
При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.
Не зря генерал Исса Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941 по 1945, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Ещё 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени - передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов. Так монгол Баву из Гоби-Алтайского аймака подарил Красной армии 55 своих лошадей. Спасибо ему. Были еще эскадрилья «Монгольский арат» и танковая колонна «Революционная Монголия», созданные на деньги, собранные в МНР. Были еще вполне огромные поставки иного скота, овчин, продуктов и т.п. Но речь тут не о них, а о лошадях для фронта…
Фактически, в 1943-45 гг. каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог… Да, в американских поставках мы получили тогда большую часть грузовых автомобилей и едва ли не все новые паровозы. Но чисто теоретически, уменьшив производство танков, СССР мог бы увеличить производство этого вида продукции. А вот «производство» лошадей за один-два года никаким перераспределением промышленных мощностей, никакими директивами Ставки и ЦК, никакими золотовалютными запасами было не обеспечить…
Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо МНР, Монгольской народной республике, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи барона Унгерна, сделали большевики.
Накануне войны на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском вермахте еще больше - по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч!) лошадей. (Справедливости ради, нужно учитывать, что пехотная дивизия РККА и пехотная дивизия вермахта не соответствовали друг другу по штатному расписанию.) Всего в вермахте к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.
В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходится подножным кормом, да и сами на худой конец были ещё каким кормом…
В общем мудрый Семён Михалыч Будённый был вполне прав, когда говорил в 30-е годы, что лошадь на войне себя ещё покажет. Тогда, в 40-е годы, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже.
К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 324 676 этих четвероногих копытных. Один миллион триста двадцать четыре тысячи шестьсот семьдесят шесть!
В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну людей, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 миллиона.
Естественно, лошадей точно так же убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более в загоне… Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.
За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 г. в нашей стране насчитывалось 17,5 миллионов лошадей, то к сентябрю 1942 г. на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 миллионов лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть, и не только траву, а желательно и ещё что-то попитательнее.
Большая часть лошадей во время войны должна была оставаться в сельском хозяйстве – иначе бы оно окончательно встало – до его всеобщей механизации было ещё очень далеко, тем более трактора так же подлежали мобилизации, а человек то плуг далеко не утянет… Но что ещё хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это даже куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь лошадь – живое существо, и чтобы жеребёнок стал способен хоть к какой-то работе требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями. За любые деньги лошадь быстрее не родит, а жеребёнок быстрее не вырастет.
И вот с началом Великой отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия. Точнее Монгольская народная республика, МНР. Собственно большевики когда-то в 20-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей «эпидемию» сифилиса остановили, а со временем и ликвидировали.
Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Второй мировой войны.
Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 г. монгольские власти, по решению местного аналога ЦК ВКП(б) - ЦК Монгольской народно-революционной партии, начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.
За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено около 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – свыше 500 тысяч.
Не зря говориться: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 гг. СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их ого-го!) доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…
Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники»…
При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.
Не зря генерал Исса Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941 по 1945, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Ещё 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени - передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов. Так монгол Баву из Гоби-Алтайского аймака подарил Красной армии 55 своих лошадей. Спасибо ему. Были еще эскадрилья «Монгольский арат» и танковая колонна «Революционная Монголия», созданные на деньги, собранные в МНР. Были еще вполне огромные поставки иного скота, овчин, продуктов и т.п. Но речь тут не о них, а о лошадях для фронта…
Фактически, в 1943-45 гг. каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог… Да, в американских поставках мы получили тогда большую часть грузовых автомобилей и едва ли не все новые паровозы. Но чисто теоретически, уменьшив производство танков, СССР мог бы увеличить производство этого вида продукции. А вот «производство» лошадей за один-два года никаким перераспределением промышленных мощностей, никакими директивами Ставки и ЦК, никакими золотовалютными запасами было не обеспечить…
Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо МНР, Монгольской народной республике, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи барона Унгерна, сделали большевики.
Погибший красноармеец у убитой лошади, 1941 г.
Советские солдаты скармливают лошадям немецкие караульные боты из соломенных жгутов, 1942 г.
Советский обоз на улице Берлина, 1945 г.
Останки лошади на военной дороге.
Распутица у наших...
...и у немцев
Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса генерал-майора Доватора проходят через деревню в Подмосковье, 1941 г.
Советский конный разъезд ведет наблюдение.
Санинструктор 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, июнь 1942 г.
1945 г.
andykuzm
[12]
26.04.2013
+4
Мой дед служил в кавалерии. Дошел до Вены. Может и на монгольских лошадках.
| |
|
mrachniytip
[публикатор]
26.04.2013
+4
А сколько ещё было монгольских овчинных полушубков!!!
вуглускр,
Верно! По этой теме тоже материалы попадались, но мало, на полноценную публу не хватит...
| |
|
md
[7]
27.04.2013
+2
Спасибо за статью. Но барона Унгерна не стоит принижать. Он, конечно, был человек жестокий и со своими заскоками, но именно он освободил монголов от китайской оккупации.
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1143487
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1143487
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий