
Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
![]() ![]() ![]() ![]() |
Чтобы помнили. Павел Луспекаев. Везение в любви на пути к смерти. В честь дня рождения 20 апреля 1927 года.
Выложено 20 апреля 2015
Лоуренс Оливье после визита в Ленинград сказал: “В России есть один актер – абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно”. Павел Борисович Луспекаев. Гениальный актер, как назвал его великий Лоренс Оливье, снялся в 20 с лишним фильмах, но подлинная слава пришла к нему после выхода фильма «Белое солнце пустыни», в котором уже тяжело больным сыграл Верещагина.
В судьбе актера Павла Луспекаева самым важным месяцем оказался апрель. 20 апреля 1927 года в Луганске он родился, в начале апреля 1970-го в прокат вышел прославивший его фильм «Белое солнце пустыни», а, не дожив трех дней до своего 43-летия, Павел Луспекаев умер.
В шестнадцать он убежал из дома в партизанский отряд – шел 1943 год. В одном из разведывательных рейдов Паше пришлось часа четыре неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги — с тех пор кровь по сосудам уже не могла проходить нормально. Ему бы сразу как следует пролечиться, да некогда было – война. А потом в ближнем бою Луспекаева тяжело ранили в руку разрывной пулей. В саратовском военном госпитале ему уже вкатили наркоз – ампутация казалась единственным способом сохранить юноше жизнь. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. И ничего, зажила рана, даже следа на Пашиной руке почти не осталось! И он играл на гитаре. Под гитару Луспекаева кто из юношей не завидовал, по ранней дури, мощной породе таможенника Верещагина? Кто не мечтал также запросто выпить ту же четверть первача, а после спокойно замочить спецгруппу вооруженных басмачей? За Державу обидно, что таких былинных героев из почти домашних, на первый взгляд, инвалидов, но, как и Илья Муромец, способных распрямиться для брани с супостатом, все меньше в жизни. С экрана ж их тихим сапом вытесняет совсем иная поросль – хлюпкая, изнеженная, незнамо какой ориентации. У Павла Луспекаева ни «народного», ни больших ролей. В сущности ведь и Верещагин – по сценарию эпизод не второго, а больше третьего плана. Если, само собой, время считать по минутам. А если Время считать на года (и уже десятилетия!) – едва ли не главная. По скрытому пафосу, созвучному миллионам, по силе духа и узнаваемости характера, по любви народа Луспекаев - первый не только в этой «вестерновой комедии», но и, пожалуй, во всех фильмах за год-два. А сегодня его державность востребована больше, чем дюжины фильмов-погодков.
Но посмотрите, насколько другой его Генерал в «Трех толстяках». Лакированный и любезный… палач-иезуит, без совести и жалости. Тип, очень напоминающий персонажей современного «политтеатра».
А без луспекаевского Ноздрева (телеспектакль 1968 года реж. А. Белинского «МЕРТВЫЕ ДУШИ», который не внесен в фильмографию), ну, просто никуда! И все это породил один человек с, казалось бы, не оставляющим места для акустического маневра простуженным «про-В-НОС-ом»!
Исполнение им, уже безногим, богатыря Верещагина – пример профессиональной самоотверженности. Но почему-то не оставляет мысль: если б Верещагин не взорвался на баркасе, шедевр Мотыля утратил бы половину своей искренности, пронзительности, силы и славы. Тот же взрыв вознес и Артиста к высотам, которых он заслужил, а мы не замечали.
В судьбе актера Павла Луспекаева самым важным месяцем оказался апрель. 20 апреля 1927 года в Луганске он родился, в начале апреля 1970-го в прокат вышел прославивший его фильм «Белое солнце пустыни», а, не дожив трех дней до своего 43-летия, Павел Луспекаев умер.
В шестнадцать он убежал из дома в партизанский отряд – шел 1943 год. В одном из разведывательных рейдов Паше пришлось часа четыре неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги — с тех пор кровь по сосудам уже не могла проходить нормально. Ему бы сразу как следует пролечиться, да некогда было – война. А потом в ближнем бою Луспекаева тяжело ранили в руку разрывной пулей. В саратовском военном госпитале ему уже вкатили наркоз – ампутация казалась единственным способом сохранить юноше жизнь. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. И ничего, зажила рана, даже следа на Пашиной руке почти не осталось! И он играл на гитаре. Под гитару Луспекаева кто из юношей не завидовал, по ранней дури, мощной породе таможенника Верещагина? Кто не мечтал также запросто выпить ту же четверть первача, а после спокойно замочить спецгруппу вооруженных басмачей? За Державу обидно, что таких былинных героев из почти домашних, на первый взгляд, инвалидов, но, как и Илья Муромец, способных распрямиться для брани с супостатом, все меньше в жизни. С экрана ж их тихим сапом вытесняет совсем иная поросль – хлюпкая, изнеженная, незнамо какой ориентации. У Павла Луспекаева ни «народного», ни больших ролей. В сущности ведь и Верещагин – по сценарию эпизод не второго, а больше третьего плана. Если, само собой, время считать по минутам. А если Время считать на года (и уже десятилетия!) – едва ли не главная. По скрытому пафосу, созвучному миллионам, по силе духа и узнаваемости характера, по любви народа Луспекаев - первый не только в этой «вестерновой комедии», но и, пожалуй, во всех фильмах за год-два. А сегодня его державность востребована больше, чем дюжины фильмов-погодков.
Но посмотрите, насколько другой его Генерал в «Трех толстяках». Лакированный и любезный… палач-иезуит, без совести и жалости. Тип, очень напоминающий персонажей современного «политтеатра».
А без луспекаевского Ноздрева (телеспектакль 1968 года реж. А. Белинского «МЕРТВЫЕ ДУШИ», который не внесен в фильмографию), ну, просто никуда! И все это породил один человек с, казалось бы, не оставляющим места для акустического маневра простуженным «про-В-НОС-ом»!
Исполнение им, уже безногим, богатыря Верещагина – пример профессиональной самоотверженности. Но почему-то не оставляет мысль: если б Верещагин не взорвался на баркасе, шедевр Мотыля утратил бы половину своей искренности, пронзительности, силы и славы. Тот же взрыв вознес и Артиста к высотам, которых он заслужил, а мы не замечали.

Есть актеры замечательные, народные, а есть актеры-легенды. Все эти эпитеты с полным правом относятся к Павлу Луспекаеву.

Зритель часто воспринимает актера не как профессионала, а как реальную личность, которая изображает саму себя. И не можем мы иначе представить себе таможенника, а только как Верещагина, а Верещагин будет иметь облик Луспекаева. Недаром же коллеги по съемочной площадке называли героя Павлом, по имени артиста, а не Сашей, как задумывалось по сценарию.

Несгибаемая воля заставляла Луспекаева идти пешком на съемочную площадку "Белого солнца пустыни", останавливаясь через каждые двадцать шагов и присаживаясь на стульчик, который рядом несла жена. После съемки он вынимал свои протезы и остужал раскаленные ноги в холодной воде. Специальные протезы для Луспекаева выписали во Франции по приказу тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой.

Роль Верещагина изначально была эпизодической – буйного таможенника бандиты убивали в середине сценария.

Одна яркая сцена пьянчужки с икрой, - и все.

Павел Луспекаев со своим дублером Александром Массарским на съемках картины "Белое солнце пустыни". Лето 1968 года. Правда, появился он в кадре на три секунды, даже не он сам, а его ноги, которыми Верещагин должен был спихивать бандитов за борт. Сапоги Луспекаева из-за ампутированных ступней прогибались в носках при упоре, и это было заметно на экране.

Все остальное время, даже в сцене драки на баркасе, он работал без дублера. Когда боль становилась невыносимой, Луспекаев отходил в сторону и опускал натертые протезами культи в таз с холодной водой. – Это был подвиг, равный подвигу Алексея Маресьева, – говорил Мотыль.

В 2002 году во Владивостоке на воду спустили большое таможенное судно "Павел Верещагин" с портретом героя в кают-компании. Это не дань уважения талантливому актеру — это память о переживавшем за державу таможеннике Верещагине, разделывавшем под орех бандитов. В исполнении Павла Борисовича веришь, что это не выдумка сценаристов, что был на свете такой человек с лицом, голосом и осанкой Луспекаева, который служил когда-то на таможне и другого мы уже никогда не сможем себе представить. Даже если какой-нибудь нахальный тип, называющийся режиссером, соберется снять ремейк "Белого солнца".

Павел Луспекаев в роли Ноздрёва в спектакле «Мёртвые души» (телеспектакль, 1969 год).

В роли И.В. Артамонова в фильме "Такая длинная, длинная дорога..." (1972).

Умер 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в столичной гостинице «Минск». Могила П.Луспекаева в г. Санкт-Петербурге на Северном кладбище.

В 2011 году на родине актера в городе Луганск был открыт памятник Павлу Борисовичу Луспекаеву.
Комментарии
:
Добавить комментарий

![]() |
Natali1406
[12]
20.04.2015
![]() ![]()
Гениальный актёр.. Низкий поклон и вечная память.. Автору искреннейшее,человеческое спасибо
![]() ![]() |
|
![]() |
Полиграф Полиграфович
[12]
20.04.2015
![]() ![]()
К своему стыду, кроме роли Верещагина, толком ничего о нем и других его ролях не знал...
![]() |
|
![]() |
7Ёныч
17.05.2015
![]() ![]()
К своему стыду, кроме роли Верещагина, толком ничего о нем и других его ролях не знал...
Полиграф Полиграфович,
Республика ШКИД![]() |
|
![]() |
Гевара
[12]
18.05.2015
![]() ![]()
А я помню ещё его роль в фильме "Балтийское небо", прекрасный был актёр, светлая ему память..!
|
|
![]() |
BSG4
[12]
18.05.2015
![]() ![]()
Странное дело!... Если он умер в апреле 1970-го года, то КАК он мог играть в фильме в 1972-м году???...
|
|
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1253585
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1253585
Последние просмотры
