![](/img/material/history36.png)
Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
![]() ![]() ![]() ![]() |
Профессия стрелочник на железнодорожных путях
Выложено 27 ноября 2019
В чём весь секрет дисциплины и безопасности на железной дороге домика стрелочника?
Увидеть сегодня ручные стрелочные переводы и крохотные домики дежурного стрелочного поста на железной дороге уже практически нигде невозможно. Идущий постоянно далеко вперёд в ногу со временем технический прогресс и внедрение диспетчерской централизации практически полностью и повсеместно безжалостно вытеснили их с привычной картины облика российских железных дорог. Да и сама профессия стрелочника в наши дни стала анахронизмом и сохранилась лишь на отдельных участках железных магистралей России.
"Стрелочник во всём виноват"
Известное всем высказывание, ставшее когда-то крылатым. Казалось бы, нехитрое дело перекинуть балансир с переводным рычагом, чтобы перевести стрелку и тем самым задать маршрут следования поезду. Чего уж тут такого сложного может быть? Наверное каждый так сможет? Но на самом деле это далеко не так я вам скажу. Чтобы собрать полностью маршрут приёма-отправления поезда нужно выполнить целый ряд операций, которые зачастую остаются скрытыми от посторонних глаз. Но сегодня и вам, мои сопоказушники, приоткроется этот секрет.
Окунёмся не надолго с вами в атмосферу паровозных времён, на заре которых и появились ещё эти незатейливые по своей конструкции устройства и гордая некогда профессия стрелочника.
Итак, каждая стрелка имеет как видно на фото ниже свой собственный номер, а также фонарь-флюгарку, от слова флюгер (в инструкции по сигнализации ИСИ именуется "освещаемый указатель"). Если фонарь обращён к нам жёлтым глазом широкой стороны - маршрут приготовлен на боковой путь, а если на нас смотрит молочно-белый прямоугольник узкой стороны - то по прямому пути.
Увидеть сегодня ручные стрелочные переводы и крохотные домики дежурного стрелочного поста на железной дороге уже практически нигде невозможно. Идущий постоянно далеко вперёд в ногу со временем технический прогресс и внедрение диспетчерской централизации практически полностью и повсеместно безжалостно вытеснили их с привычной картины облика российских железных дорог. Да и сама профессия стрелочника в наши дни стала анахронизмом и сохранилась лишь на отдельных участках железных магистралей России.
"Стрелочник во всём виноват"
Известное всем высказывание, ставшее когда-то крылатым. Казалось бы, нехитрое дело перекинуть балансир с переводным рычагом, чтобы перевести стрелку и тем самым задать маршрут следования поезду. Чего уж тут такого сложного может быть? Наверное каждый так сможет? Но на самом деле это далеко не так я вам скажу. Чтобы собрать полностью маршрут приёма-отправления поезда нужно выполнить целый ряд операций, которые зачастую остаются скрытыми от посторонних глаз. Но сегодня и вам, мои сопоказушники, приоткроется этот секрет.
Окунёмся не надолго с вами в атмосферу паровозных времён, на заре которых и появились ещё эти незатейливые по своей конструкции устройства и гордая некогда профессия стрелочника.
Итак, каждая стрелка имеет как видно на фото ниже свой собственный номер, а также фонарь-флюгарку, от слова флюгер (в инструкции по сигнализации ИСИ именуется "освещаемый указатель"). Если фонарь обращён к нам жёлтым глазом широкой стороны - маршрут приготовлен на боковой путь, а если на нас смотрит молочно-белый прямоугольник узкой стороны - то по прямому пути.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/5/t/10598583jt5.jpg)
Ох, нелёгкая работа стрелочника. Периодически необходимо проводить смазку всех стрелочных переводов, а зимой требуется постоянно очищать от снега. А ещё и бессонные ночные смены. Станция Куженкино.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/e/n/10598584ane.jpg)
Ручной стрелочный перевод с флюгаркой - уходящие мотивы российских железных дорог.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/k/e/10598585vek.jpg)
Всё как в былые времена, такая и только такая машина должна передвигаться по подобной дороге. Станция Осташков, прибытие субботнего ретро-поезда №6697 под паровозом серии Су из Бологое.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/k/z/10598586kzk.jpg)
Вроде бы тут всё понятно. Сейчас мы в один момент перекинем балансир, как та тётенька, да зададим маршрут следования поезду куда нам только в голову взбредёт. Вот этот "квадрат" и называется балансиром ручного стрелочного перевода. Да не тут то было. Балансир то туда-сюда ходит, а стрелку всё равно перевести никак не получается. Остряки как стояли на своём месте так и стоят. В чём дело?
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/7/h/10598587wh7.jpg)
И не переведётся так просто. Можете даже не стараться. Всё равно ничего не выйдет. Она заперта. Да да, именно так. Заперта на ключ, который вставляется в один из замков Мелентьева, спрятанные под защитной крышкой. Но самих ключей в замках при этом тоже нет. Где же их искать?
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/v/z/10598588pzv.jpg)
Замки Мелентьева, закрытые защитной крышкой. Если вы обратили своё внимание, то видно, что на самом рамном рельсе так и на самих замках имеются специальные символы + "плюс" и - "минус". Если стрелочнику необходимо перевести стрелку по прямому пути, то он вставляет ключ в замок "по плюсу", а на боковой путь "по минусу".
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/g/m/10598589jmg.jpg)
Вероятно и логичней всего будет предположить, что ключи от замков стрелочного перевода лежат у стрелочника в кармане. Но на самом же деле это не так. Ключи находятся в том самом маленьком домике, крохотной смешной избушке. Давайте же заглянем сейчас в неё внутрь и осмотрим убранство служебного помещения.Аббревиатура на топочной дверце печи "ГМЗ" - означает гурьевский металлургический завод. Это тоже уже история, где ещё можно такое увидеть?
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/y/q/10598590gqy.jpg)
А это так называемый стрелочный централизатор с ключами. Ключи извлекаются из него стрелочником в момент непосредственно перед приготовлением маршрута, а затем вновь возвращаются на своё место. В нечётной горловине станции где располагается стрелочный пост №1 стрелочные переводы имеют нечётную нумерацию, в чётной горловине, там где находится стрелочный пост №2, соответственно - чётные.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/w/1/10598591j1w.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/e/6/10598592r6e.jpg)
Восприняв команду от дежурного и выполнив регламент служебных переговоров, стрелочник изымает из централизатора нужные ключи от стрелок, входящими в маршрут приёма поезда №4882 на 4-й боковой путь. В нашем случае это стрелки №8, 12, входящие в маршрут приёма на 4-й путь чётного поезда согласно ТРА (технико-распорядительного акта станции). Приготовив маршрут приёма поезду, стрелочник возвращается к себе на пост и вставляет обратно ключи от стрелок в централизатор. Повернув специальную рукоятку на нём, проверяет правильность приготовления маршрута и докладывает об этом дежурному по станции. На пульте уже у дежурного по станции загорается специальная лампа, сигнализирующая о том, что контроль правильности приготовления маршрута имеется. Всё, вот только теперь можно будет открывать входной сигнал поезду для приёма на станцию.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/0/0/10598593u00.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/a/5/10598594p5a.jpg)
Без кота и на ж/д и жизнь не та, верно? ;)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/9/i/10598595ui9.jpg)
Пока не будет полностью собран маршрут и ключи не вставлены обратно в централизатор, при отсутствии контроля правильности приготовления, открыть входной сигнал поезду на станцию будет невозможно. А затем стрелочник выходит на крыльцо стрелочного поста встречать прибывающий поезд, держа при этом в руке сигнальный флажок жёлтого цвета. Если флаг развёрнут - поезд принимается на боковой путь с остановкой по станции.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/0/5/10598596f50.jpg)
СССР, Москва, станция Лосиноостровская
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/c/i/10598597yic.jpg)
Стрелочник Гуров провожает поезд со станции Озёрная. Хорошо видны оба паровоза – ПТ-01 и ПТ-02. Фото из собрания РГАКФД 1948 г.
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/q/y/10598739oyq.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/4/7/10598740s74.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/z/u/10598741wuz.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/v/4/10598742y4v.jpg)
![Увеличить Увеличить](http://gpics.pokazuha.ru/p201/g/b/10598743lbg.jpg)
Комментарии
:
Добавить комментарий
![Добавить комментарий к публикации](/img/strelka.gif)
![]() |
вуглускр
[12]
28.11.2019
![]() ![]()
Злыдень, не отнимай последние крохи у пенсионера-инвалида, побойся Бога!
![]() |
|
![]() |
Гевара
[публикатор]
28.11.2019
![]() ![]()
вуглускр,
Ну.., кто тебе мешает сделать публикацию про ЭЖС, например, сделать? Дерзайте, маэстро!
![]() |
|
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1425333
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1425333
Последние просмотры
![Написать нам Написать нам](/img/mainpics/mail.png)