Разное > Время СССР
война, девушки, память, победа, подвиг, авиация
[все теги сайта]
«Разве можно не кричать, когда горишь заживо!» Подвиг 21-летнего Героя Советского Союза Евгении Рудневой
Из астрономов в штурманы
Руднева родилась 24 декабря 1920 года в Бердянске. Она окончила школу с отличием и поступила на механико-математический факультет МГУ. Девушка мечтала стать астрономом. В 1938 году Женя сделала такую запись в своем дневнике:
«И как мне не любить моей Родины, которая дает мне такую счастливую жизнь?! Ведь чем (именно чем, а не кем) была бы я, родившись до революции? Малограмотная девочка, быть может уже невеста, собирающая летом помидоры, а зимой пекущая хлебы, И все... Мало.
Я хочу посвятить свою жизнь науке, и я это сделаю: все условия создала советская власть для того, чтобы каждый мог осуществить свою мечту, какой бы смелой она ни была. Но я комсомолка, и общее дело мне дороже, чем свое личное (именно так я рассматриваю свою профессию), если партия, рабочий класс этого потребуют, я надолго забуду астрономию, сделаюсь бойцом, санитаром, противохимиком».
Когда началась Великая Отечественная, девушка воплотила в жизнь свои довоенные слова. Руднева оставила учебу и отправилась на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве. Когда фронт приблизился к столице, усилились бомбардировки города. Руднева записалась в дружину ПВО. А в октябре 1941 года она добровольно ушла в Красную Армию. Евгению зачислили в женский авиаполк Марины Расковой, который позже стал известен под названием «Ночные ведьмы». Вот что она писала об армейских буднях своим родителям:
«Сегодня 8 месяцев с того времени, как я в армии. А помните, ведь я даже на два месяца полностью никогда из дому не уезжала! Кроме сознания, что я защищаю Родину, мою жизнь здесь скрашивает еще то, что я очень полюбила штурманское дело. Вы, наверное, очень беспокоитесь с тех пор, как я в армии, тем более, что теперь вы знаете мою профессию».
На фронте
В мае 1942 года она попала на фронт штурманом биплана У-2. Это был тихоходный самолет, днем он становился легкой целью для немецких истребителей. Поэтому боевые вылеты в основном совершались ночью. На низкой высоте У-2 подходили к цели и сбрасывали бомбы. Штурман должен был в условиях кромешной темноты правильно ориентироваться, чтобы точно выйти к цели. Это была крайне ответственная должность, но Руднева успешно справлялась со своими задачами. В 1943 году она стала штурманом полка.
А впервые Руднева отличилась уже через несколько месяцев боев. К сентябрю 1942 года на ее счету было 46 ночных боевых вылетов. Ни разу девушка не потеряла ориентировку, экипаж успешно сбрасывал бомбы. Так, во время атаки немецких позиций в Александровке самолет Рудневой удачно зашел на позиции немецких прожекторов. У-2 уничтожил четыре установки, чем обеспечил заход на цель остальных экипажей. За свою смелость и высокие знания Евгения Максимовна Руднева была награждена орденом Красной Звезды.
Евгения участвовала в разгроме немцев на Северном Кавказе, Таманском и Керченском полуостровах. Девушка воевала на пределе человеческих возможностей. Вот какую запись она оставила в своем дневнике 2 декабря 1942 года:
«У меня настроение было так себе: на земле скверное, в воздухе — отличное, потому что летали мы в сентябре особенно много, у меня 103 полета за месяц».
В среднем она совершала 3-4 вылета в день на протяжении месяца. Это были серьезные нагрузки, выдержать которые 20-летней Рудневой было непросто. После награждения орденом Красной Звезды Рудневу направили в санаторий, чтобы она окончательно не подорвала свое здоровье. После отдыха Руднева вернулась в строй. Она продолжила храбро воевать. Однажды после атаки наземных целей одна бомба осталась на крыле. По инструкции нужно было прыгать, но экипаж на свой страх и риск решил садиться. Женя дала сигнал красной ракетой: «Беда!». Однако, на аэродроме не разобрались, что к чему, посчитали самолёт за вражеский и погасили посадочные огни. У-2 с третьей попытки смог сесть фактически вслепую благодаря мастерству летчицы Дины Никулиной. Бомба отцепилась, упала на землю, но не взорвалась.
В перерывах между вылетами Руднева повышала свои знания и обучала новичков. Женя подготовила 22 новых штурмана. Кроме того, она считала своим долгом помогать необстрелянным летчицам. Старший лейтенант часто летала на задания с новичками, чтобы те чувствовали себя уверенней рядом с опытным штурманом. 9 апреля 1944 года Руднева вылетела на атаку наземных целей возле Керчи вместе с новой летчицей Прокофьевой, на счету которой было несколько вылетов. В районе цели У-2 захватили прожекторы, но экипаж продолжил лететь ровно, чтобы сбросить бомбы. Немецкие зенитчики попали в самолет, машина загорелась. Но экипаж не отвернул, пока не сбросил все бомбы. Вскоре У-2 потерял управление и рухнул на землю. Вот что вспоминала об этом летчица Наталья Меклин, которая вместе с Рудневой участвовала в том вылете:
«Я старалась не думать о том, что происходит сейчас там, в горящем самолёте. Но не думать об этом я не могла. Мне казалось, что я слышу крики... Они кричат... Конечно же, кричат! Разве можно не кричать, когда горишь заживо!
Женя не сомневалась в том, что после войны снова вернется в университет, чтобы заниматься астрономией, любимой наукой, которой решила посвятить свою жизнь. Войну она считала временным перерывом.
Шестьсот сорок четыре раза летала она через линию фронта на боевые задания. И всегда возвращалась... Весь обратный путь мы молчали. Я летела, как во сне».
За свои заслуги Евгения Максимовна Руднева была награждена тремя орденами, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза
|