Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Строительство Собора святого Вита началось 21 ноября 1344 и растянулось на шесть столетий (завершилось в 1929).
Выложено 22 ноября 2014
Побывать в Праге и не увидеть собор Святого Вита, это все равно, что в Париже отказаться от созерцания Эйфелевой башни или в Риме не подойти к Колизею, или в Москве не посетить Красную площадь, впрочем, каждый может привести свое сравнение.
Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь. От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни. Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги. Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м. В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику. После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов. И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году, было завершено лишь в 1929 году. Таким образом, каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.
Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации. Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы. В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным, он никогда не пустовал.
Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. Здесь погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.
Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь. От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни. Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги. Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м. В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику. После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов. И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году, было завершено лишь в 1929 году. Таким образом, каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.
Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации. Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы. В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным, он никогда не пустовал.
Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. Здесь погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.
Сведений о Святом Вите немного. Поминается он вместе со своим воспитателем Модестом и няней Крискентией 15 июня. Зародился культ Святого Вита еще в 5 веке в Сицилии и лишь в 8-9 веке добрался до Центральной Европы. Этот покровитель был выбран потому, что Вацлав получил в дар от германского императора Генриха I священную реликвию - руку святого Вита.
В 926-929 на месте современного собора святой Вацлав построил круглую ротонду (13 метров в диаметре) в качестве придворного княжеского храма своего рода. В период 1060-1096 романская постройка была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха (7035 метров). Она должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Сейчас остатки романской стенной кладки ротонды и базилики открыты археологами и находятся в подземном этаже нынешнего храма (на фото).
Матвей из Арраса и Пётр Парлерж. Хор собора св. Вита в Праге. 1344 - 1399. Вид с восточной стороны. Гравюра.
Внутреннее убранство собора пострадало в 1619 во время Восстания сословий в Праге. Протестанты не стали жалеть католический собор и либо уничтожали, либо выносили все украшения. Позже, во время войны за Австрийское наследство, собор сильно пострадал уже от артиллерийского обстрела прусской армии, а через три года купол главной башни раскололся из-за попавшей в него молнии. На фото собор в первой половине 19 века.
Последний этап строительства Собора начали с ремонтных работ и удаления элементов барокко (появились за последние 200 лет). Этим руководил Йозеф Краннер. Одновременно с ремонтом функционировало специальное Общество по достройке собора, которое занималось техническими вопросами реализации чертежей Парлержа (XIV век), но в неоготическом стиле. После этого приступили к строительству. Изобразительная Чехия «бросила на собор» свои лучшие силы. Собор успели завершить к тысячелетнему юбилею создания первой ротонды (в 929). Хотя некоторые отделочные работы продолжались до 50-х годов. На фото конца 19 века разные этапы последней реконструкции собора.
Главным парадным входом в собор является южный портал, именуемый «Золотые ворота». Он использовался для проведения пышных и торжественных мероприятий, таких как коронационные или свадебные торжества. Монарх, в сопровождении придворной знати, прибывал в Собор святого Вита по специальной «Королевской дороге».
«Золотые ворота» были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд», фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторами такого шедевра являются неизвестные венецианские мастера (1370-1371), которые во время работы использовали около миллиона стеклянных фрагментов более 33-х оттенков.
Обязательно стоит внимательно рассмотреть решётки перед золотыми воротами. На них изображены бытовые средневековые занятия, которые подходят для каждого из знаков зодиака. Это очень интересный момент — ведь Церковь никогда «не дружила» с астрологией.
Южная башня-колокольня увенчана барочным куполом. Её начали создавать уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. За изумительной позолоченной решёткой расположены колокола. Главный — «Зигмунд» — самый тяжелый колокол Чехии (18 тонн). Очень интересны часы с одной стрелкой. Верхний циферблат показывает часы, а нижний — минуты и четверти минут.
Если преодолеть 287 ступеней (при подъёме нет ни одной площадки для остановки), то можно подняться на верхнюю смотровую площадку, откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу (площадка находится на уровне 56 метров, а сама башня — 96 метров). Длительное время именно эта башня была самой высокой постройкой столицы.
На одной из башенок Собора - Петушок. Иногда Святого Вита изображают с петухом.
Северная часть. Тут туристов гораздо меньше, группы сюда, похоже, не водят.
Внутреннее пространство собора представляет вытянутый прямоугольник (128x60 см); в стенах собора располагается 21 капелла. Трифориум (галерея-балкон) проходит по всему внутреннему периметру и включает галерею с портретными бюстами членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внёсших существенный вклад в строительство собора (всего 21 бюст на высоте 14 метров). Алтарь и королевская усыпальница находится в восточной части собора.
Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.
Лично меня в соборе потрясли две вещи. Первое - это витражи. Фотографии не могут передать ощущения, какое испытываешь при взгляде на них. Свет не просто преломляется, он как будто становится иным, как будто изменяет свою структуру, а, соответственно, и атмосферу вокруг. И второе - геометрия пространства. Изнутри собор кажется еще больше, чем снаружи. При этом он не подавляет, не заставляет склонить голову, не душит. Виту не нужно ничего никому доказывать, он и так величественен.
Самое привлекательное и очень знаменитое место собора – это часовня Святого Вацлава, где хранятся его мощи. Из-за богатства убранства и святости мощей Святого часовня закрыта для посещения посетителями. Но это не мешает умиляться ее красотой сквозь дверные проёмы.
Капелла Святой Троицы (или Капелла Девы Марии). В центре расположен алтарь со сценами из жизни Девы Марии (на фото). В основание алтаря помещена сцена свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность. Именно в этом месте было начато строительство собора.
Отдельного внимания заслуживает орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.
А здесь виден белый мраморный саркофаг императора Фердинанда, его жены и сына. Собор святого Вита – это еще и усыпальница чешских королей.
Глядя на такие грандиозные сооружения я всегда задаюсь вопросом: КАК? Как наши предки смогли спроектировать все это без компьютеров и сложных измерительных приборов? Как они поднимали строительные материалы и поднимались сами без страховки на такую высоту, не имея современных кранов и строительной техники? Как они находили в себе силы уделять внимание тысячам деталей, и почему эти тысячи деталей были для них так важны? А Собор Святого Вита величествен и великолепен.
Natali1406
[12]
22.11.2014
+2
Спасибо.. как-будто из Чехии и не уезжала.. чаще, чем в Чехии, я бываю только в России))
| |
|
antoha_e
[12]
22.11.2014
+3
к фото 20 к вопросу "как?"- Карлов университет в Праге был основан в 1348 как раз в это время, так что все по науке
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1234880
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1234880
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий