Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
«Сорок мучеников» или зарождение общественного транспорта в Санкт-Петербурге.
Выложено 19 декабря 2014
Если извозчиков можно назвать аналогом нынешних такси, то первым аналогом автобусов стали дилижансы или омнибусы (названия эти были синонимами). В России дилижансы пришли сначала на "междугородние маршруты" - в 1820-м году открылось дилижансное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоил проезд довольно дорого, тем не менее, маршрут этот был достаточно популярен, во всяком случае, до открытия в 1851-м году Николаевской железной дороги. Первые внутригородские омнибусы появляются в Петербурге в 1832-м году. Вот что писали по этому поводу "Прибавления к Санкт-Петербургским ведомостям": "Считаем долгом уведомить наших читателей, что с нынешнего лета учреждены будут в Санкт-Петербурге общественные кареты, известные в Париже под названием "омнибус" для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики, средства за небольшую плату посещать загородные места и для освобождения оной от монополии летних извозчиков, которые тогда именно набавляют цену за проезд, когда большей части публики настает в том надобность.
Вот известие, доставленное нам о сем предприятии, коему желаем всевозможнейшего успеха; для доставления удобного и дешевого сообщения между здешнею столицею и окрестностями оной учреждаются дилижансы под названием "омнибусы". Таковые дилижансы имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжении всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них №1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, №2 - к Старой Деревне. Дилижансы будут отходить в установленные часы безостановочно, таким образом, что одинаковые нумера, отходя в одно и то же время с противоположных сторон, встретятся на середине дороги. Дилижансы имеют вид кареты с империалом, на оном помещается от 20 до 30 человек. Внутри кареты проезд 80 копеек, на империале - 40 копеек. За четверть часа до отхода кондуктор дает сигнал трубою о готовности к отправлению. Потом такие сигналы он дает чаще, дабы желающие занять порожнее место, могли явиться...".
Впрочем, эти омнибусы также трудно назвать городским транспортом, поскольку обслуживали они пригородные маршруты (да и ходили только летом). А первым по-настоящему городским (и круглогодичным) транспортом следует назвать омнибусы, движение которых организовал в 1847-м году полковник Кузьмин под девизом "Кареты Бассейной и Садовой". Экипажи следовали от нынешнего Некрасовского рынка до Покровской площади (ныне площадь Тургенева). В дальнейшем, число маршрутов увеличилось и к 1851-му году их стало уже семь. Экипажи каждой линии принадлежали разным владельцам и окрашивались в утвержденный для них цвет. Так, белые (Адлерберга) ходили от Введенской улицы до Царскосельского вокзала (на его месте ныне стоит Витебский вокзал), темно-зеленые (Лемана) - от Калинкина моста до Аптекарского переулка, Малиновые (Шлиппенбаха) - от 2-й Рождественской (ныне 2-я Советская) улицы до Большого проспекта Петроградской стороны. По-прежнему ходили омнибусы и на пригородных линиях. Так, купцу Синебрюхову принадлежали омнибусы для сообщения с увеселительными местами в пригородах. Ездили омнибусы редко, проезд был, по тем временам, не дешев: 10 копеек. Поездка в омнибусе не отличалась особым комфортом. Громоздкие кареты на колесах, обитых железом, на городских мостовых постоянно гремели, тряслись и раскачивались. Учитывая, что в некоторых моделях омнибусов вмещалось сорок пассажиров, злые языки переименовали их в "сорок мучеников". Досталось и самому слову "омнибус" - его переиначили в "обнимусь", поскольку пассажиров то и дело кидало в объятия друг другу.
Вот известие, доставленное нам о сем предприятии, коему желаем всевозможнейшего успеха; для доставления удобного и дешевого сообщения между здешнею столицею и окрестностями оной учреждаются дилижансы под названием "омнибусы". Таковые дилижансы имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжении всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них №1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, №2 - к Старой Деревне. Дилижансы будут отходить в установленные часы безостановочно, таким образом, что одинаковые нумера, отходя в одно и то же время с противоположных сторон, встретятся на середине дороги. Дилижансы имеют вид кареты с империалом, на оном помещается от 20 до 30 человек. Внутри кареты проезд 80 копеек, на империале - 40 копеек. За четверть часа до отхода кондуктор дает сигнал трубою о готовности к отправлению. Потом такие сигналы он дает чаще, дабы желающие занять порожнее место, могли явиться...".
Впрочем, эти омнибусы также трудно назвать городским транспортом, поскольку обслуживали они пригородные маршруты (да и ходили только летом). А первым по-настоящему городским (и круглогодичным) транспортом следует назвать омнибусы, движение которых организовал в 1847-м году полковник Кузьмин под девизом "Кареты Бассейной и Садовой". Экипажи следовали от нынешнего Некрасовского рынка до Покровской площади (ныне площадь Тургенева). В дальнейшем, число маршрутов увеличилось и к 1851-му году их стало уже семь. Экипажи каждой линии принадлежали разным владельцам и окрашивались в утвержденный для них цвет. Так, белые (Адлерберга) ходили от Введенской улицы до Царскосельского вокзала (на его месте ныне стоит Витебский вокзал), темно-зеленые (Лемана) - от Калинкина моста до Аптекарского переулка, Малиновые (Шлиппенбаха) - от 2-й Рождественской (ныне 2-я Советская) улицы до Большого проспекта Петроградской стороны. По-прежнему ходили омнибусы и на пригородных линиях. Так, купцу Синебрюхову принадлежали омнибусы для сообщения с увеселительными местами в пригородах. Ездили омнибусы редко, проезд был, по тем временам, не дешев: 10 копеек. Поездка в омнибусе не отличалась особым комфортом. Громоздкие кареты на колесах, обитых железом, на городских мостовых постоянно гремели, тряслись и раскачивались. Учитывая, что в некоторых моделях омнибусов вмещалось сорок пассажиров, злые языки переименовали их в "сорок мучеников". Досталось и самому слову "омнибус" - его переиначили в "обнимусь", поскольку пассажиров то и дело кидало в объятия друг другу.
Дилижанс. 1880-е годы.
Омнибус у гостиного двора. С рисунка второй половины XIX века.
Омнибус перед Александровским садом. Начало 1900-х гг.
Омнибус на Невском проспекте перед домом №54. 1900 г. Фотограф К. Булла.
Десяти-пятнадцатиместный омнибус на конечной остановке у Александровского сада. 1900 г.
Угол Невского проспекта и Садовой улицы. 1908 г.
Вид на Армянскую церковь и издательство А. С. Суворина "Новое время". Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла.
Невский проспект в районе костела Святой Екатерины. 1900 г. Фотограф Карл Булла.
Угол Невского проспекта и Михайловской улицы. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла.
Угол Невского проспекта и Михайловской улицы. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла. Еще один снимок бойкого места.
Зимой колесные омнибусы заменяли закрытые общественные сани.
Или открытые сани.
Первый в Санкт-Петербурге «омнибус-мотор» был запущен на Невском проспекте 17 октября 1907 года инженером Борисом Ивановым. К 1910 году по городу ходили 14 машин марки «Лесснер» и «Руссо-Балт».
«Омнибус-мотор» или проще сказать автобус с империалом у Александровского сада. 1907 год
Одновременно с омнибусами, в крупных городах стали появляться конки - конно-железные дороги, предшественники современных трамваев. Однако и их расцвет пришел не сразу. Должное признание они получили только в 1852 году, когда Альфонс Луба (Alphonse Loubat) изобрёл рельсы, утапливающиеся в дорожное полотно. Рельсовый гужевой транспорт стал постепенно вытеснять омнибусы.
Конка у Александровского сада. Фото начала 1900-х гг. Первая конка в России была проложена в 1854 году недалеко от Петербурга. Во второй половине XIX века они появились и в других крупных городах: Москве, Казани, Минске, Самаре, Екатеринбурге, Новгороде и других городах
Конка на Дворцовом мосту. Фотоателье К.К. Буллы. 1905-06 гг.
Современный омнибус. Фото 2011 г. с фестиваля русских святочных забав в Коломне.
don_Alejandro
20.12.2014
+0
"... проезд был, по тем временам, не дешев: 10 копеек", интересно сколько извозчик стоил ?
| |
|
КВасSHOP
21.12.2014
+0
"... проезд был, по тем временам, не дешев: 10 копеек", интересно сколько извозчик стоил ?
don_Alejandro,
В зависимости от дальности. Цена былы договорная.
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1238549
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1238549
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий