Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Тихоокеанская предтеча Чернобыля: история ядерного взрыва на подводной лодке К-431 в бухте Чажма
Выложено 11 августа 2015
Разное > Люди

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  volk 33 Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.3 (53)   Комментариев 6
Просмотров 2009


подводная лодка,   взрыв
[ теги сайта ]

Спустя сорок лет после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и за год до аварии на Чернобыльской АЭС имело место еще одно происшествие, в очередной раз поставившее под вопрос использование «мирного атома» в военных целях. Инцидент, о котором пойдет речь, произошел на судоремонтном заводе ВМФ в бухте Чажма на базе Тихоокеанского флота СССР. Все началось с того, что летом 1985 года атомная подводная лодка К-431, которая являлась носителем крылатых ракет, истощила запас своего атомного топлива и отправилась в бухту Чажма для «дозаправки», в ходе которой специалисты должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов.

«За четверть века существования атомоходов флотский люд к «атому» попривык и, несмотря на тяжелые ядерные аварии на К-19 или на К-27 (да мало ли их было?), с ядерной энергетикой стал общаться на «ты», — вспоминал советский офицер-подводник Николай Черкашин.

По воспоминаниям Николая Черкашина, «все делалось так, как требуют строжайшие инструкции и наставления по проведению подобных работ». Для того чтобы выполнить замену отработанного ядерного топлива, надо было снять крышку реактора — полутораметровый стальной цилиндр толщиной в человеческий рост. Между крышкой и корпусом реактора находится круговая красномедная прокладка, которая за годы эксплуатации «прикипает» к стальным окружьям так, что требуется специальное устройство для подрыва крышки, которые называется гидроподрывателем.

«Как и все большие беды, трагедия Чажмы началась с мелочи — с обломка электрода, попавшего под красномедную прокладку», — вспоминал Николай Черкашин.
Вместо того, чтобы собственноручно заниматься проверкой каждого из этапов процедуры, руководящий офицер поручил выполнение этой обязанности мичману, который не уследил за происходящим. Таким образом, когда замена 180 стержней уже была произведена, процесс поднятия крышки реактора подлодки надо было повторить.

Поскольку моряки не хотели проблем, то решили сделать все сами и не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого должны были бы проследить за операцией и составить протокол.

Вместо этого моряки сняли крепления с крышки реактора, и кран плавучей мастерской начал поднимать ее. При этом вместе с крышкой поднялась компенсирующая решетка и остальные поглотители. Тут-то и произошла фатальная ситуация — с моря прибыл торпедолов и прошел по бухте, что вызвало волны, которые качнули плавучую мастерскую с краном. В результате крышка реактора была выдернута со всей системой поглотителей на еще большую высоту, и реактор вышел на пусковой уровень, в результате чего и произошла цепная реакция.

«Выделилось огромное количество энергии, мощный выброс выметнул все, что было в реакторе, над ним и рядом с ним. Перегрузочный домик сгорел и испарился. Сгорели в этой вспышке и офицеры-перегрузчики… Кран на плавмастерской вырвало и выбросило в бухту. Крышка реактора весом 12 тонн вылетела вертикально вверх на высоту полтора километра и снова рухнула вниз на реактор. Потом она свалилась на борт, разорвав корпус ниже ватерлинии. Вода из бухты хлынула в реакторный отсек. Все, что было выброшено в момент взрыва, легло на К-431, К-42, плавучую мастерскую, дозиметрическое судно, акваторию бухты, пирсы, завод, сопки. Ветер был со стороны бухты на завод. В считаные минуты все вокруг аварийной лодки, все, попавшее в след выпадения осадков, стало радиоактивным. Уровни гамма-излучения в десятки, сотни раз превышали санитарную норму. Это произошло в 12 часов 5 минут 10 августа 1985 года», — вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов, который являлся членом комиссии по ликвидации аварии на АПЛ К-431 в бухте Чажма.
Тушением подводной лодки занимались работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. Естественно, что ни специальной одежды, ни специальной техники у них не было. При этом им удалось побороть пожар за два с половиной часа, а специалисты из аварийной бригады приехали лишь по прошествии трех часов после взрыва. Более того, на протяжении нескольких часов ликвидаторам не могли выдать свежие комплекты одежды взамен зараженных.

«Куски человеческих тел были разбросаны по всему пирсу. Их собрали в одно место и накрыли одеялами, взятыми с торпедолова. Потом между лодкой и плавбазой всплыл еще один обрубок… Даже мне, медику, повидавшему на своем веку немало трупов, было не по себе. Что же говорить о матросах-мальчишках, которые с ужасом взирали на лужи крови и то, что осталось от их сотоварищей… Разумеется, меньше всего они думали о радиации, которую излучал развороченный реакторный отсек… Первую медицинскую помощь в привычном смысле этого слова оказывать было некому: были одни трупы. Раненых не было. Были смертельно облученные люди. Но лечить их мне не довелось. Все тридцать девять человек с первичным диагнозом ОЛБ — „острая лучевая болезнь“ — были отправлены в госпиталь поселка Тихоокеанский. Нам же пришлось два дня собирать в резиновые мешки куски тел. А потом сожгли их на территории спецчасти — ядерного арсенала. Там же и погребли, поставив скромный камень», — вспоминал флагманский врач 9-й дивизии 6-й эскадры подводных лодок Георгий Богдановский.

На третий день после трагедии на территории завода нашли золотое обручальное кольцо одного из погибших, по которому установили, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90 тыс. рентген в час. Для сравнения — это втрое больше, чем при аварии на Чернобыльской атомной станции.

«Если бы после катастрофы в Чажме прозвучали правдивые доклады вплоть до Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя правительства СССР или хотя бы до Министра Обороны СССР — уверен, что тогда были бы приняты организационные меры, в том числе созданы комиссии по проверке всех ядерных объектов СССР, по проверке компетентности, технической культуры персонала таких объектов. Тогда и на Чернобыльской АЭС были бы сделаны выводы
из катастрофы в Чажме и, возможно, не пришел бы черный для всей планеты день — 26 апреля 1986 года», — вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов.

Всего при взрыве ядерного реактора, который в официальных документах именовали «хлопком», пострадали 290 человек. А последствия этого взрыва ощущаются до сих пор. Хотя в 1995 году правительство выделило 36 млрд руб. на ликвидацию последствий катастрофы, официально о ее масштабах по-прежнему не говорят.





1.     Оценить
Увеличить

2.     Оценить
Увеличить
Схема радиационной аварии на СП330 в б. Чажма 10 августа 1985 г.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:895390 Репа:>50    iliaber1 [12]  11.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Кошмар. Даже нечего сказать... Кроме, ..Наверное, все же есть случаи, когда необходимо работать тупо по инструкции и не полагаться на знаменитый национальный "авось".

ID:23352 Репа:>50    kneis [12]  11.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Полный ппц...

ID:507374 Репа:>50    Sergey  11.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Сомневаюсь, что после ядерного взрыва лодка будет так выглядеть...

ID:945561 Репа:-6    Якша  11.08.2015    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Ни в Чернобыле, ни в данном случае (если все вышеописанное вообще правда) атомного взрыва не было. Максимум - тепловыделение, вскипание теплоносителя и выброс РВ. Никакого "испарения" и иже с ним...

ID:148582 Репа:+0    komrad.zalupkin [10]  12.08.2015    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

с К-431 поступили по уже отработанной схеме: загерметизировали и доставили на судоремонтный завод «Звезда» (г. Большой Камень). Там из лодки сделали т.н. трехотсечный блок – от лодки оставили только реакторный отсек и два смежных с ним. Остальное со всеми мерами предосторожности утилизировали. естественно на снимке лодка проекта 675, но не К-431

ID:148582 Репа:+0    komrad.zalupkin [10]  12.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

с К-431 поступили по уже отработанной схеме: загерметизировали и доставили на судоремонтный завод «Звезда» (г. Большой Камень). Там из лодки сделали т.н. трехотсечный блок – от лодки оставили только реакторный отсек и два смежных с ним. Остальное со всеми мерами предосторожности утилизировали. естественно на снимке лодка проекта 675, но не К-431
 
komrad.zalupkin, дополню себя: до 2010 года простояла в бухте "Разбойник", в базе отстоя.


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1266252
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта