Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Каким мог стать «Москвич» в наши дни: «Истра»
Выложено 13 августа 2015
Картинки > Автомобили

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  мук13 Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.7 (56)   Комментариев 16
Просмотров 2409


у публикации не заданы теги
[ теги сайта ]

Начало 90-х годов прошлого века стало губительным для советской, а следом и российской промышленности. Заводы превращались в руины, имущество расхищалось, людям перестали платить зарплату. Качество того, что еще могли выпускать обнищавшие предприятия, упало, как говорится, ниже плинтуса.
Автомобильные заводы худо-бедно сводили концы с концами, но и среди них нашлись свои неудачники. Пожалуй, сильнее всех пострадал «Москвич», который не так давно был лидером отечественного автопрома и большую часть своей продукции отправлял на экспорт. В конце 80-х АЗЛК получил крупный валютный кредит на постройку собственного моторного производства для переднеприводного семейства «2141» и перспективных моделей. К моменту развала Союза этот цех был готов на 85-90 процентов, но деньги-то все равно надо было возвращать — ни много ни мало 360 миллионов долларов. Финансирование от государства прекратилось, своих средств не хватало, да и сам факт нахождения завода в «дорогой» Москве сыграл с ним злую шутку.

1.     Оценить
Увеличить
Сегодня все три уникальных концепта, равно как и многие другие экспонаты заводской коллекции, можно увидеть в столичном «Музее ретроавтомобилей» на Рогожском валу. Прототипы пока еще не реставрировались и потому не могут похвастать былым лоском, но все равно это чудо, что после кончины «Москвича» раритеты удалось спасти от разграбления. К чему все это привело, многие прекрасно помнят. Первая остановка конвейера в 1996 году, некомплектные «Святогоры» с двигателями Renault, дорогие и безвкусные уродцы вроде купе «Дуэт» или седана «Иван Калита», дефолт 1998 года… Увы, дальше «Москвич» просто мучился в конвульсиях, пока в 2001 году не умер окончательно. Но даже в те непростые времена инженеры и дизайнеры продолжали думать о «прекрасном далеко». И, может быть, именно на контрасте с реалиями окружающей жизни у них получались весьма интересные модели. Таких никогда не было и, вероятно, уже никогда не будет создано российскими умами. Даже звали эти машины романтично — «Истра», «Яуза» и «Арбат»…


2.     Оценить
Увеличить
Торговая марка Aleko появилась во времена перестройки как более благозвучная альтернатива AZLK на экспортных рынках. Впрочем, эксперт «Музея ретроавтомобилей» Андрей Геронин вспоминает, что при акционировании предприятия под собирательным названием Aleko стало пониматься вообще все обширное хозяйство «Москвича», включая, например, детские сады.


3.     Оценить
Увеличить
Именно так обозначили самый-самый во всех отношениях концепт АЗЛК, который воплощал собой идею машины будущего, или «автомобиля 2000 года», как этот проект видели на заводе. А внимание на прототип действительно было обращено пристальное. Ведь ему предстояло спустя некоторое время буквально порвать рынок, в том числе зарубежный. Даже имя подобрали правильное — «Истра» одинаково привлекательно звучало и на русском языке, и на английском (не то что сложное для буржуйского уха AZLK, Moskvitch или безликий цифровой индекс).


4.     Оценить
Увеличить
Плюс к тому название этой реки неразрывно связано с Московским регионом, где и планировали выпускать седан «2144». Видимо, поступили по примеру «ГАЗа», ведь в Нижнем Новгороде с «Волгой» угадали…


5.     Оценить
Увеличить
В то время узкие тонированные задние фонари, которые как бы продолжали поясную линию автомобиля, стали фирменным почерком дизайнеров «Москвича». Вместительный багажник с широким проемом и небольшой погрузочной высотой всегда был мечтой советских водителей. При разработке «Истры» этот момент учли.


6.     Оценить
Увеличить
Столичная «Истра» действительно задумывалась концептом в полном смысле этого слова, с проработкой множества перспективных решений. А не просто макетом, который показывал бы лишь то, насколько хорошо стилисты «Москвича» умеют лепить из пластилина. И делали машину вовсе не по личной инициативе инженеров, как нередко бывало раньше, а фактически по распоряжению высшего партийного руководства. В стране грянула перестройка, Михаил Сергеевич Горбачёв провозгласил курс на ускорение научно-технического прогресса, так что на АЗЛК в 1985 году вполне резонно создали Группу перспективных автомобилей под руководством Александра Куликова. Ведь о скором крахе СССР и промышленности тогда мало кто догадывался, и все смотрели в 90-е с оптимизмом.


7.     Оценить
Увеличить
Впрочем, «группа» — это сильно сказано. Завод поначалу выделил на свое будущее всего лишь… четыре человека! Потом добавил еще несколько спецов, но при такой экономии на кадрах работа не обещала быть быстрой. И все равно компактный коллектив упорно шел к своей цели — создать сверхсовременный автомобиль, чтобы даже за рубежом вздрогнули.


8.     Оценить
Увеличить
А вздрогнуть конкурентам действительно было от чего. Дизайн «Истры» оказался авангардным для того времени. Да что там говорить, согласитесь, и сегодня прототип не выглядит антиквариатом. Однако внешность в данном случае была важным, но отнюдь не главным элементом. Прорывом стал материал кузова — его целиком планировали сделать из алюминия! Это сегодня Audi, «Ягуары» и всякие «Рейндж-Роверы» из «крылатого» металла воспринимаются как должное. А в СССР конца прошлого века автопром об авиационных материалах мог только мечтать. Но и этого не делал, поскольку стоил бы такой автомобиль как космический спутник. А надо было думать о массовом потребителе.


9.     Оценить
Увеличить
При нажатии на ручку-клавишу огромная боковая дверь должна была слегка выезжать из проема и подниматься за счет хитрой системы рычагов.


10.     Оценить
Увеличить
Увы, на сохранившейся «Истре» механизмы уже не действуют. Тем не менее смелая задумка разработчиков внушает уважение. Они полагали так: через большое «окно» удобнее садиться в салон, проще грузить вещи, а отсутствие средних стоек должна была компенсировать высокая жесткость алюминиевого кузова. Боковые стекла в дверях не опускались. Вентиляцию внутреннего пространства призваны обеспечивать маленькие форточки и климат-контроль.


11.     Оценить
Увеличить
Само собой, в группе Куликова об этом знали. И потому изначально продумали источник поступления сырья для кузова «Истры». Относительно дешевый алюминий завод должен был получать из «бедных руд Кольского полуострова» и от предприятий вторичной переработки! Кстати, и сам концепт планировалось сделать едва ли не полностью утилизируемым. Да-да, инженеры учли даже такие нюансы и сделали немало для того, чтобы алюминиевый кузов когда-нибудь все же попал на конвейер.


12.     Оценить
Увеличить
Подборка уникальных кадров из личной коллекции художника-конструктора АЗЛК Николая Титова. На этих неформальных снимках можно увидеть, как и кем воплощались в жизнь москвичевские концепты той поры, над какими деталями работали дизайнеры.


13.     Оценить
Увеличить
Обтекаемые формы прототипа стали результатом его продувки в аэродинамической трубе (по некоторым данным, коэффициент сопротивления воздуху оказался фантастически низким — 0,149). Сопряжения панелей — плодом технологических экспериментов по методикам сварки и склейки деталей из «крылатого» металла. Была разработана математическая модель кузова «Истры» и просчитана его эффективность. Предполагалось, что переход на алюминий позволит сделать модель «2144» почти на 40 процентов легче «Москвича-2141»! Во всяком случае, для концепта заявляли снаряженную массу всего 700 кг. Представляете, каков мог бы быть на деле выигрыш в динамике и экономичности?


14.     Оценить
Увеличить
Пожалуй, разработчики дали волю фантазии только при проектировании дверей. Их у седана оказалось всего… две, да к тому же подъемных! Вот такой советский привет современным суперкарам — с каждого борта у «Истры» могли взмывать вверх две панели. Причем они сдвигались параллельно кузову, а не распахивались вширь, что могло создать неудобства на тесной парковке. Средние стойки у модели отсутствовали, поэтому при посадке в машину открывались огромные проемы, практически во всю длину и высоту салона. Получилось эффектно и удобно.


15.     Оценить
Увеличить
Понятно, что у такого решения не было ровным счетом никаких шансов пойти в серию. Но инженеры все равно придумали ему практическое обоснование. Мол, в нашей стране автомобиль, как правило, один в семье, и потому он должен быть универсальным. Поэтому в большинстве ситуаций владелец 4,4-метровой «Истры» станет использовать изолированный багажник, а при перевозке тяжестей и габаритного груза сможет сложить (или вообще убрать) задние и правое переднее кресла. Вуаля, и почти фургон, с удобной погрузкой через громадные боковые проемы, готов — никакой трансформируемый минивэн не нужен.


16.     Оценить
Увеличить

17.     Оценить
Увеличить
По всей видимости, именно так выглядела кинематическая схема продвинутого вариатора «Истры». Но, насколько нам известно, воплотить столь экзотическую бесступенчатую трансмиссию «в металле» на заводе так и не успели.


18.     Оценить
Увеличить
Одним из первых рассказал об «Истре» журнал «Юный техник» в 1991 году. Причем корреспонденту издания, похоже, демонстрировали советский head-up-дисплей в деле. Вот как это описывал автор: «…Им оказался прозрачный экран, на который с помощью кинескопа выводится цифровая информация о скорости, изображения с телекамеры заднего обзора, линии края дороги и расстояния до момента остановки при экстренном торможении. Автомобиль теперь способен “видеть” даже в условиях ночи, сильного тумана, дождя или снегопада. Расположенное в его передней части приемо-передающее устройство, аналогичное тепловизору, реагирует на тепловое излучение людей, животных, других предметов и посылает изображение на экран».


19.     Оценить
Увеличить
По задумке АЗЛК, перспективная «Истра» могла располагать как передне-, так и полноприводной трансмиссией. А в качестве коробки передач предполагали использовать вариатор. Тоже полностью новый и очень необычный — так называемый тороидный, с планетарным дифференциальным механизмом и парой муфт свободного хода. В мире до сих пор такого никто не делает! Да и вообще инженеры планировали «зарядить» концепт по полной программе, для чего обратились за поддержкой к ряду оборонных предприятий. Именно военные (в первую очередь авиаторы) подарили индустрии технологию голографического проектора данных на ветровое стекло с тепловизором и функцией ночного видения. Причем в виде рабочего опытного образца! А еще планировалось создать адаптивную пневмоподвеску (клиренс мог меняться от 140 до 240 мм), АБС и антипробуксовочную систему, подушки безопасности и ремни с преднатяжителями, климат-контроль и особые цепкие шины, а еще — поставить встроенный диагностический компьютер, чтобы владелец не ездил в сервис по пустякам… Как видите, на рубеже 80-90-х годов прошлого века на АЗЛК думали в верном направлении. Ведь сегодня эти вещи уже никого не удивляют.


20.     Оценить
Увеличить
Интерьер «Истры» планировали исполнить в лаконичном стиле. Без особых вычурных элементов, зато с передовой начинкой. Обратите внимание на имитацию цифровой панели приборов, навигатора, кнопочного пульта управления трансмиссией. А если присмотреться к «планшетнику», то можно заметить, что разработчики предусмотрели на нем клавиши управления настройками подвески, двигателя, диагностическим сканером и даже телевизором. Напомню, шел 1991 год. Увы, как и многие другие хорошие начинания, проект «Истра» умер, фактически не родившись. В условиях развала страны и промышленности группе Куликова удалось построить только один макет автомобиля — в 1991 году. У него были проработаны многие элементы, в том числе интерьер, но панели кузова сделали пластиковыми, а днище — стальным. Из работающих агрегатов — только реечное рулевое управление. Но финансирование вскоре прекратилось, а в 1993 году работы над концептом застопорились навсегда. Его не успели даже засветить на выставках, потому об этой интересной машине мало кто знает не то что за рубежом, и в родной России тоже. А ведь в какой-нибудь Женеве или Франкфурте «Истра» могла произвести фурор…


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:456919 Репа:>50    вуглускр [12]  13.08.2015    
Не понравился комментарий  +16  Понравился комментарий

Всё прое..бали в погоне за фантиком от "сникерса"...

ID:288230 Репа:>50    Vova Chuma [12]  13.08.2015    
Не понравился комментарий  +8  Понравился комментарий

Интересная история. А этой "Истре" суждено было умереть так и не родившись, даже, если б не произошло развала страны и всё осталось бы на своих местах. Все её идеи: алюминий, подъёмные двери во весь кузов, трансмиссия с охренительным вариатором, борткомпьютер, управляющий всем - утопия даже для современных концептов, не говоря уж про серийный автомобиль.

ID:929868 Репа:>50    Алексей Гусев [12]  13.08.2015    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Жалко АЗЛК, как жалко и тысячи загубленных заводов России! Ведь это наша история, неотъемлемая часть нас и нашей страны...

ID:115299 Репа:>50    qwerty [12]  13.08.2015    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

наработки остались, надеюсь их правильно используют

ID:490949 Репа:+1    Владимир Красносолнышкин  13.08.2015    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Интересная история. А этой "Истре" суждено было умереть так и не родившись, даже, если б не произошло развала страны и всё осталось бы на своих местах. Все её идеи: алюминий, подъёмные двери во весь кузов, трансмиссия с охренительным вариатором, борткомпьютер, управляющий всем - утопия даже для современных концептов, не говоря уж про серийный автомобиль.
 
Vova Chuma, К сожалению, вы правы!

ID:15146 Репа:>50    waking60  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Значит., Колька Титов почти добрался до своей мечты- создавать красивые машины

ID:402510 Репа:>50    Коровьев [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Интересная история. А этой "Истре" суждено было умереть так и не родившись, даже, если б не произошло развала страны и всё осталось бы на своих местах. Все её идеи: алюминий, подъёмные двери во весь кузов, трансмиссия с охренительным вариатором, борткомпьютер, управляющий всем - утопия даже для современных концептов, не говоря уж про серийный автомобиль.
 
Vova Chuma, Ну почему "утопия"? Потихоньку всё это внедряется.

ID:402510 Репа:>50    Коровьев [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Всё прое..бали в погоне за фантиком от "сникерса"...
 
вуглускр, Ладно бы речь только о легковушках шла. России и СССР в этой области редко чем можно было похвастать, за исключением отдельных удачных моделей. Но пр...ли даже то, в чём мы всегда были на передовых позициях - космонавтику, гражданский авиапром, например "За державу обидно!"(с)

ID:777654 Репа:>50    Автомеханник [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Так вот с чего калину слепили!!!

ID:1071406 Репа:+1    Dyda Besnovatyi [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Жалко , очень жалко , что такое произошло с заводом , мне очень понравился АЗЛК 3733 - минивен , и по цене бы был приемлим и в содержание .

ID:402510 Репа:>50    Коровьев [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Жалко , очень жалко , что такое произошло с заводом , мне очень понравился АЗЛК 3733 - минивен , и по цене бы был приемлим и в содержание .
 
Dyda Besnovatyi, "Эффективные менеджеры" были другого мнения

ID:681984 Репа:>50    Гевара [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Всё прое..бали в погоне за фантиком от "сникерса"...
 
вуглускр, Увы... Но он всё равно бы ломался, как и его предшественники

ID:547623 Репа:-1    Филип Киркоров [6]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

они же пошли в серию истра -это вылитая "десятка" ВАЗа , а мини вэн похож на ладу Надежда была такая у них.

ID:288230 Репа:>50    Vova Chuma [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Ну почему "утопия"? Потихоньку всё это внедряется.
 
Коровьев, В большинстве - всё-таки утопия: двери во весь салон с таким принципом открывания, отсутствие средней стойки у авто такого класса, тороидный вариатор, голографический проектор данных на ветровое стекло с тепловизором и функцией ночного видения.

ID:114544 Репа:>50    Dombrowsky [12]  14.08.2015    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

В большинстве - всё-таки утопия: двери во весь салон с таким принципом открывания, отсутствие средней стойки у авто такого класса, тороидный вариатор, голографический проектор данных на ветровое стекло с тепловизором и функцией ночного видения.
 
Vova Chuma, ну тороидный вариатор 5 лет назад Honda на Jazz и Insight стала ставить - всего то на 20 лет оперидили

ID:997556 Репа:>50    Aleks-Cheban [12]  15.08.2015    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

наработки остались, надеюсь их правильно используют
 
qwerty, Я тоже на это очень надеюсь и хочу верить,но...


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1266451
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта