Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Отечественные санитарные автомобили: известные, забытые и «секретные»
Выложено 09 февраля 2016
Первыми полностью отечественными санитарками стали, видимо, автомобили Русско-Балтийского вагонного завода. К созданию таких машин подстегнула Первая мировая война. До нее в русской армии была всего пара (!) санитарных автомобилей
Сам рижский завод сделал лишь одну карету скорой помощи на шасси «Руссо-Балта С24/40». Зато несколько десятков машин на рижских шасси создали в Автомобильной Учебной роте в Санкт-Петербурге под руководством тамошнего врача Е. Ф. Климовича. В бесхитростных деревянных кузовах сделали подвесные носилки. Такое решение будут применять на армейских санитарках еще несколько десятилетий. Медицинские автомобили на шасси «Руссо-балтов» разных моделей выпускали и иные российские кузовные фирмы.
Первой действительно серийной отечественной санитаркой стал автомобиль на базе 35-сильного грузовика АМО-Ф15. Завод разработал конструкцию уже в 1925-м и выпускал медицинские фургоны партиями. Аналоги на стандартных шасси делали различные предприятия в разных уголках СССР. Такая схема постройки санитарных автомобилей существовала, кстати, не только в 1920-х, но и в 1930-х годах. Большинство машин, работавших в СССР, выпускали небольшие авторемонтные заводы или мастерские. Как правило, использовали стандартные шасси полуторок ГАЗ-АА. Встречались автомобили и на базе легковых ГАЗ-А. Стандартная конструкция — деревянный каркас с обшивкой из стального листа. Как правило, машины имели довольно неказистый вид, но в московской скорой помощи работали и довольно элегантные модели, построенные тоже на базе полуторок.
Сам Горьковский завод изготовил первый санитарный прототип в 1935-м, а серийное производство ГАЗ-55 начал в 1938-м. Автомобиль вмещал до четырех носилок или десять сидячих больных. Машина имела удлиненные, более мягкие, рессоры и даже гидроамортизаторы от легкового ГАЗ-М1. Отапливалась санитарка теплом выхлопных газов. Машина с 55-сильным двигателем едва достигала 60-65 км/ч. Что, впрочем, по тем временам, было не так уж мало. ГАЗ-55 не вытеснили конструкции мелких предприятий, поскольку ГАЗ санитарок делал относительно немного — до 1950-го изготовили всего 12 244 автомобиля. Во время войны ГАЗ-55 выпускали в упрощенном варианте, в частности на стандартной подвеске.
Еще более простым был ЗИС-44 военного времени, который представлял собой деревянную с брезентовой крышей будку, установленную на стандартное шасси трехтонки ЗИС-5.
С 1950-го основным санитарным автомобилем СССР стал ГАЗ-653, переименованный после передачи в 1952-м производства в Павлово-на-Оке ПАЗ-653. За кабиной ГАЗ-51 стоял отдельный дерево-металлический с дерматиновой крышей модуль, куда можно было усадить 13 пассажиров или установить до четырех носилок. Подвеска ПАЗ-653 была более мягкой, чем у грузовика. Для военных делали и вариант на полноприводном шасси ГАЗ-63. ПАЗ-653 сняли с производства в 1958-м. Медики стали получать более удобные для повседневной работы автомобили.
КРЕМЛЕВКА ДЛЯ НАРОДА
Впрочем, более комфортные, маневренные и быстрые санитарки появились еще в 1930-х, но делали их на базе представительских моделей Завода Имени Сталина. ГАЗ-М1 на роль санитарного автомобиля явно не подходил, а вот ЗИС-101С с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 90 л.с. выпускали серийно, хотя и в небольших количествах. Для носилок в задней стенке сделали люк (у стандартного 101-го крышки багажника не было). Послевоенный аналог — ЗИС-110А, построенный на базе роскошного по тем временам лимузина ЗИС-110, вместо крышки багажника получил дверь, как у более поздних хэтчбеков.
Санитарных автомобилей, тем более легковых, в стране постоянно не хватало (со второй половины 1950-х в СССР поставляли чешские Skoda 1201 и 1202), поэтому компанию ЗИСу составил ЗИМ ГАЗ-12. Носилки, опять же, задвигали в машину через крышку багажника, навешанную у медицинской модификации на внешних петлях. Рядом с больным могли сидеть два медика, а запасное колесо спрятали за левой задней дверью.ЗИСы и ЗИМы работали вплоть до второй половины 1960-х, когда их окончательно вытеснили более дешевые и практичные машины.
ПОМОЩЬ НА ДОМУ
Массовое послевоенное производство относительно недорогих легковых автомобилей и рост городов, особенно спальных районов на окраинах, обусловили появление еще одного класса санитарок — «Москвичей» всех моделей, начиная с 400-го. Лежачего больного в такой машине, разумеется, не перевезти, зато врач на дом приедет, а не придет. Как и в «настоящих» санитарных машинах, в салонах «Москвичей» была легко моющаяся обивка, а вот специальной окраски не было.
Для перевозки носилок не годилась ни «Победа» (попытки сделать такой автомобиль предпринимали, но не на ГАЗе), ни стандартная «Волга». Но в конце 1950-х УАЗ и РАФ стали выпускать микроавтобусы — наиболее просторные, удобные и для пациентов, и для медиков санитарные автомобили. А полноприводный УАЗ-450А, пусть и не очень комфортный с точки зрения подвески, проезжал там, где иной медицинский автомобиль пробраться просто не мог.
С 1961-го в ряды санитарных моделей влилась «Волга» ГАЗ-22Д с кузовом универсал. В ней рядом с больным тоже размещались два медика, был подвод теплого воздуха в медицинский отсек, а запаска, как и у ЗИМа, стояла за левой задней дверью. Все последующие модели «Волги» — универсала имели санитарные модификации. А запаску, начиная с ГАЗ-24-03, располагали уже под полом, увеличив полезный объем автомобиля.
Медицина развивалась быстрее отечественного автомобилестроения. В конце 1970-х из СССР в финский город Тампере поступил заказ на создание модификации РАФ-2203 — реанимобиля с высокой крышей. Фирма Tamro его изготовила и наладила производство. Позднее аналог — РАФ-2914 — освоил и сам рижский завод. Финны, кстати, сделали также высокую «Волгу» и УАЗ. Но такие автомобили изготовили в очень небольших количествах.
Когда РАФ уже мучительно умирал, а ГАЗ стремительно завоевывал страну «Газелями», в том числе санитарными, завод «Москвич», в поисках применения своим уже слабеющим силам, создал прототипы высокого санитарного универсала на базе «Москвича-2901». Образцы делали вплоть до начала 2000-х, но в серию автомобиль так и не пошел.
ОТГАДКИ И ЗАГАДКИ
Наконец, в СССР существовало немало санитарных автомобилей, о которых редко писали в журналах и не упоминали в отраслевых справочниках автопрома. Скажем, санитарный ЛАЗ-695Б, созданный в 1960-м по заказу военных. Вообще-то, санитарные автобусы не были новостью. Еще во время войны в таковые переделывали предвоенные городские ЗИС-16. Существовал и санитарный вариант ПАЗ-672. Но ЛАЗ был заднемоторным, поэтому для носилок пришлось сделать люк в правой части передней стенки машины. Интересно, что некоторое время люки делали и на серийных ЛАЗах — на случай санитарного применения во время войны.
Несколько санитарок сделали и на базе зиловских люксовых микроавтобусов ЗИЛ-118, носивших сначала имя «Юность» и выпускаемых отдельными экземплярами с 1961 г. Завод хотел развернуть серийное производство таких машин и демонстрировал их возможности в разных профессиях. Два ЗИЛ-118А со 150-сильным мотором V8 и подъемной средней частью крыши на кожаных мехах сделали в 1968-м для главной больницы СССР. Лишь через десять лет изготовили следующие две санитарки — ЗИЛ-118КА с высокой крышей, а в 1984-м еще три машины с низкой — ЗИЛ-118КС. Некоторые автомобили вовсе не обслуживали «кремлевку», а работали на одной из обычных московских станций скорой помощи.
А вот «Чайки"-универсалы делали исключительно для 4-го главного управления Минздрава, обслуживающего руководителей партии и государства. Горьковский завод старательно и успешно открутился от хлопотного заказа, поэтому разработкой и производством ГАЗ-13С занимался РАФ. Черные — без специальной окраски и красных крестов — машины со 195-сильными моторами делали в Риге из стандартных седанов, изготавливая крышу, заднюю дверь, другие детали. Запасное колесо удалось пристроить, опять же, только за левой задней дверью.
Две машины с кузовами фургон прямого отношения к нашей теме не имеют, но не упомянуть их невозможно. Фургоны с кондиционерами сделали для Вьетнама. На машинах (одна — запасная) в случае войны предполагали вывозить из мавзолея в горное хранилище тело основателя компартии Вьетнама Хо Ши Мина.
После ГАЗ-13 на РАФе сделали несколько ГАЗ-РАФ-3902 — высоких универсалов на базе ГАЗ-14. Ветераны РАФа вспоминали, что один такой автомобиль, окрашенный в белый цвет, отправили на Кубу для кортежа стареющего Фиделя Кастро.
В кортеже нашего еще более стареющего генерального секретаря ездили универсалы на базе «членовозов» — огромных лимузинов ЗИЛ. Таких машин модели ЗИЛ-41042 сделали всего четыре — две на базе ЗИЛ-4104 и две на основе ЗИЛ-41047.
Теперь правительственные санитарки, разумеется, очень высоко ценят коллекционеры. Обычных линейных машин сохранились единицы, в плачевном, как правило, состоянии. Впрочем, некоторые автомобили уже воссозданы, иные — в работе. Желаю здоровья их реставраторам, да и всем остальным, конечно!
Сам рижский завод сделал лишь одну карету скорой помощи на шасси «Руссо-Балта С24/40». Зато несколько десятков машин на рижских шасси создали в Автомобильной Учебной роте в Санкт-Петербурге под руководством тамошнего врача Е. Ф. Климовича. В бесхитростных деревянных кузовах сделали подвесные носилки. Такое решение будут применять на армейских санитарках еще несколько десятилетий. Медицинские автомобили на шасси «Руссо-балтов» разных моделей выпускали и иные российские кузовные фирмы.
Первой действительно серийной отечественной санитаркой стал автомобиль на базе 35-сильного грузовика АМО-Ф15. Завод разработал конструкцию уже в 1925-м и выпускал медицинские фургоны партиями. Аналоги на стандартных шасси делали различные предприятия в разных уголках СССР. Такая схема постройки санитарных автомобилей существовала, кстати, не только в 1920-х, но и в 1930-х годах. Большинство машин, работавших в СССР, выпускали небольшие авторемонтные заводы или мастерские. Как правило, использовали стандартные шасси полуторок ГАЗ-АА. Встречались автомобили и на базе легковых ГАЗ-А. Стандартная конструкция — деревянный каркас с обшивкой из стального листа. Как правило, машины имели довольно неказистый вид, но в московской скорой помощи работали и довольно элегантные модели, построенные тоже на базе полуторок.
Сам Горьковский завод изготовил первый санитарный прототип в 1935-м, а серийное производство ГАЗ-55 начал в 1938-м. Автомобиль вмещал до четырех носилок или десять сидячих больных. Машина имела удлиненные, более мягкие, рессоры и даже гидроамортизаторы от легкового ГАЗ-М1. Отапливалась санитарка теплом выхлопных газов. Машина с 55-сильным двигателем едва достигала 60-65 км/ч. Что, впрочем, по тем временам, было не так уж мало. ГАЗ-55 не вытеснили конструкции мелких предприятий, поскольку ГАЗ санитарок делал относительно немного — до 1950-го изготовили всего 12 244 автомобиля. Во время войны ГАЗ-55 выпускали в упрощенном варианте, в частности на стандартной подвеске.
Еще более простым был ЗИС-44 военного времени, который представлял собой деревянную с брезентовой крышей будку, установленную на стандартное шасси трехтонки ЗИС-5.
С 1950-го основным санитарным автомобилем СССР стал ГАЗ-653, переименованный после передачи в 1952-м производства в Павлово-на-Оке ПАЗ-653. За кабиной ГАЗ-51 стоял отдельный дерево-металлический с дерматиновой крышей модуль, куда можно было усадить 13 пассажиров или установить до четырех носилок. Подвеска ПАЗ-653 была более мягкой, чем у грузовика. Для военных делали и вариант на полноприводном шасси ГАЗ-63. ПАЗ-653 сняли с производства в 1958-м. Медики стали получать более удобные для повседневной работы автомобили.
КРЕМЛЕВКА ДЛЯ НАРОДА
Впрочем, более комфортные, маневренные и быстрые санитарки появились еще в 1930-х, но делали их на базе представительских моделей Завода Имени Сталина. ГАЗ-М1 на роль санитарного автомобиля явно не подходил, а вот ЗИС-101С с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 90 л.с. выпускали серийно, хотя и в небольших количествах. Для носилок в задней стенке сделали люк (у стандартного 101-го крышки багажника не было). Послевоенный аналог — ЗИС-110А, построенный на базе роскошного по тем временам лимузина ЗИС-110, вместо крышки багажника получил дверь, как у более поздних хэтчбеков.
Санитарных автомобилей, тем более легковых, в стране постоянно не хватало (со второй половины 1950-х в СССР поставляли чешские Skoda 1201 и 1202), поэтому компанию ЗИСу составил ЗИМ ГАЗ-12. Носилки, опять же, задвигали в машину через крышку багажника, навешанную у медицинской модификации на внешних петлях. Рядом с больным могли сидеть два медика, а запасное колесо спрятали за левой задней дверью.ЗИСы и ЗИМы работали вплоть до второй половины 1960-х, когда их окончательно вытеснили более дешевые и практичные машины.
ПОМОЩЬ НА ДОМУ
Массовое послевоенное производство относительно недорогих легковых автомобилей и рост городов, особенно спальных районов на окраинах, обусловили появление еще одного класса санитарок — «Москвичей» всех моделей, начиная с 400-го. Лежачего больного в такой машине, разумеется, не перевезти, зато врач на дом приедет, а не придет. Как и в «настоящих» санитарных машинах, в салонах «Москвичей» была легко моющаяся обивка, а вот специальной окраски не было.
Для перевозки носилок не годилась ни «Победа» (попытки сделать такой автомобиль предпринимали, но не на ГАЗе), ни стандартная «Волга». Но в конце 1950-х УАЗ и РАФ стали выпускать микроавтобусы — наиболее просторные, удобные и для пациентов, и для медиков санитарные автомобили. А полноприводный УАЗ-450А, пусть и не очень комфортный с точки зрения подвески, проезжал там, где иной медицинский автомобиль пробраться просто не мог.
С 1961-го в ряды санитарных моделей влилась «Волга» ГАЗ-22Д с кузовом универсал. В ней рядом с больным тоже размещались два медика, был подвод теплого воздуха в медицинский отсек, а запаска, как и у ЗИМа, стояла за левой задней дверью. Все последующие модели «Волги» — универсала имели санитарные модификации. А запаску, начиная с ГАЗ-24-03, располагали уже под полом, увеличив полезный объем автомобиля.
Медицина развивалась быстрее отечественного автомобилестроения. В конце 1970-х из СССР в финский город Тампере поступил заказ на создание модификации РАФ-2203 — реанимобиля с высокой крышей. Фирма Tamro его изготовила и наладила производство. Позднее аналог — РАФ-2914 — освоил и сам рижский завод. Финны, кстати, сделали также высокую «Волгу» и УАЗ. Но такие автомобили изготовили в очень небольших количествах.
Когда РАФ уже мучительно умирал, а ГАЗ стремительно завоевывал страну «Газелями», в том числе санитарными, завод «Москвич», в поисках применения своим уже слабеющим силам, создал прототипы высокого санитарного универсала на базе «Москвича-2901». Образцы делали вплоть до начала 2000-х, но в серию автомобиль так и не пошел.
ОТГАДКИ И ЗАГАДКИ
Наконец, в СССР существовало немало санитарных автомобилей, о которых редко писали в журналах и не упоминали в отраслевых справочниках автопрома. Скажем, санитарный ЛАЗ-695Б, созданный в 1960-м по заказу военных. Вообще-то, санитарные автобусы не были новостью. Еще во время войны в таковые переделывали предвоенные городские ЗИС-16. Существовал и санитарный вариант ПАЗ-672. Но ЛАЗ был заднемоторным, поэтому для носилок пришлось сделать люк в правой части передней стенки машины. Интересно, что некоторое время люки делали и на серийных ЛАЗах — на случай санитарного применения во время войны.
Несколько санитарок сделали и на базе зиловских люксовых микроавтобусов ЗИЛ-118, носивших сначала имя «Юность» и выпускаемых отдельными экземплярами с 1961 г. Завод хотел развернуть серийное производство таких машин и демонстрировал их возможности в разных профессиях. Два ЗИЛ-118А со 150-сильным мотором V8 и подъемной средней частью крыши на кожаных мехах сделали в 1968-м для главной больницы СССР. Лишь через десять лет изготовили следующие две санитарки — ЗИЛ-118КА с высокой крышей, а в 1984-м еще три машины с низкой — ЗИЛ-118КС. Некоторые автомобили вовсе не обслуживали «кремлевку», а работали на одной из обычных московских станций скорой помощи.
А вот «Чайки"-универсалы делали исключительно для 4-го главного управления Минздрава, обслуживающего руководителей партии и государства. Горьковский завод старательно и успешно открутился от хлопотного заказа, поэтому разработкой и производством ГАЗ-13С занимался РАФ. Черные — без специальной окраски и красных крестов — машины со 195-сильными моторами делали в Риге из стандартных седанов, изготавливая крышу, заднюю дверь, другие детали. Запасное колесо удалось пристроить, опять же, только за левой задней дверью.
Две машины с кузовами фургон прямого отношения к нашей теме не имеют, но не упомянуть их невозможно. Фургоны с кондиционерами сделали для Вьетнама. На машинах (одна — запасная) в случае войны предполагали вывозить из мавзолея в горное хранилище тело основателя компартии Вьетнама Хо Ши Мина.
После ГАЗ-13 на РАФе сделали несколько ГАЗ-РАФ-3902 — высоких универсалов на базе ГАЗ-14. Ветераны РАФа вспоминали, что один такой автомобиль, окрашенный в белый цвет, отправили на Кубу для кортежа стареющего Фиделя Кастро.
В кортеже нашего еще более стареющего генерального секретаря ездили универсалы на базе «членовозов» — огромных лимузинов ЗИЛ. Таких машин модели ЗИЛ-41042 сделали всего четыре — две на базе ЗИЛ-4104 и две на основе ЗИЛ-41047.
Теперь правительственные санитарки, разумеется, очень высоко ценят коллекционеры. Обычных линейных машин сохранились единицы, в плачевном, как правило, состоянии. Впрочем, некоторые автомобили уже воссозданы, иные — в работе. Желаю здоровья их реставраторам, да и всем остальным, конечно!
Полугусеничный автомобиль времен Первой мировой. Машина на шасси «Руссо-Балта» серии С принадлежала авто-санитарной колонне имени Наследника Цесаревича
Ранний санитарный АМО-Ф15, изготовленный для Мосздрава
Московская скорая СП-36, сделанная на шасси полуторки, отличалась симпатичным кузовом
Серийный ГАЗ-55 военного времени с упрощенными крыльями и одной фарой
Самый массовый санитарный автомобиль 1950-х — ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 с мотором в 70 л.с. С 1952 по 1958 гг. сделали 11 550 таких машин
Санитарный ЗИС-101С на базе представительского седана — предвоенного флагмана советского автомобилестроения
ЗИС-110 с рядной «восьмеркой» мощностью 140 л.с. был не только правительственным лимузином, такси, но и каретой скорой помощи
ГАЗ-12Б ЗИМ серийно выпускали с 1950 по 1961 гг.
Полноприводный санитарный УАЗ-450А серийно производили с 1958 г. Несколько лет, начиная с 1961-го, выпускали и моноприводный вариант УАЗ-451А
Один из самых массовых санитарных автомобилей 1960-х — созданный на «волговских» узлах РАФ-977И
Автомобиль скорой медицинской помощи — «Волга» ГАЗ-22Д
Санитарную «Волгу» ГАЗ-24-03 делали с 1972 года
РАФ-22031 «Латвия» — предсерийный образец
Реанимобиль РАФ-2203 Tamro и высокий вариант санитарной «Волги», построенный финнами
Медицинский автомобиль на базе «Москвича-2901» серийным не стал
Санитарный автобус на основе ЛАЗ-695Б изготовили по заказу военных в 1960-м
Два ЗИЛ-118А с крышей, поднимающейся по принципу мехов аккордеона, начинили самой современной аппаратурой и отправили работать в кремлевскую больницу
Санитарный ГАЗ-13С «Чайка» производства РАФ
ГАЗ-РАФ-3920 построили, видимо, всего в пяти-шести экземплярах
Самая мощная и быстрая советская санитарка — ЗИЛ-41042 с 315-сильным двигателем была создана для кортежа первого лица СССР
ViciousCircle
[12]
09.02.2016
+3
А зачем?
Павел,
примерно за тем же что и санитарная "Чайка" - за шкафом, то есть
| |
|
Павел
[12]
09.02.2016
+3
примерно за тем же что и санитарная "Чайка" - за шкафом, то есть
ViciousCircle,
Попытайся точнее выразить свою мысль. | |
|
Гевара
[12]
09.02.2016
+3
это тебе Алекс не на мерседесах разъезжать
serzh30,
А он ездит на таковых?!
| |
|
serzh30
[12]
11.02.2016
+1
На таковых не ездит
Aleks-Cheban,
как так? вон у тебя на снимках и мерс и форды!?
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1288185
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1288185
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий