Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Если Вы уже видели эту публикацию, станьте VIP!
Мы будем отбирать для Вас только только непросмотренное.


Слишком светлое будущее: советский супервездеход ЗИЛ-167Э - "лось"
Выложено 17 октября 2017
Картинки > Автомобили

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  Гевара Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.8 (75)   Комментариев 12
Просмотров 2488


у публикации не заданы теги
[ теги сайта ]

Если раскрасить черно-белую фотографию этой машины, а вокруг расставить детали апокалиптического пейзажа, получится хороший постер к голливудскому фантастическому фильму. Вот только модель эта совершенно реальна и построена в СССР в далеком 1962 году.

Но восхитительный силуэт, придуманный в ту пору, когда даже само слово "дизайн" в СССР считалось почти ругательным — это еще не всё.

Вездеход ЗИЛ-167Э обладал поистине исполинскими размерами: длина — 9 420 мм, ширина — 3 130 мм и высота — 3 060 мм, а в движение приводился парой 6-литровых 180-сильных бензиновых V8 модели ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями.
Снаряженная масса — 12 тонн.
Грузоподъемность — 5 тонн.
Колея — 2,5 метра.
Дорожный просвет — 750-852 мм.

Такая машина может без особого труда переехать какой-нибудь современный "паркетник", причем сидящие внутри вездехода 14 пассажиров едва заметят это.

Как вообще получился этот гигантский лось на колесах? Зачем его создали?

1.     Оценить
Увеличить
Во-первых, разработку вело то самое СКБ (специальное конструкторское бюро) при заводе ЗИЛ, которым руководил Виталий Андреевич Грачёв и которое впоследствии разработало 8-местный шнекоход, поисково-спасательный комплекс "Синяя птица" и еще много хорошего.


2.     Оценить
Увеличить
Во-вторых, ведущим конструктором супервездехода ЗИЛ-167Э была женщина — А. Д. Андреева. И в-третьих, задание на проектирование машины на ЗИЛ поступило не от какого-то высокого министерства, а от Московского городского Совнархоза, то есть местного органа хозяйственной администрации


3.     Оценить
Увеличить
Задание поступило осенью 1961 года, но взялись за проект не сразу — бюро было загружено срочными заказами и работой над семейством вездеходов ЗИЛ-135. Только в октябре 1962 года стартовали первые работы, но к новому году был уже полностью собран первый образец. Работали в режиме цейтнота, поэтому множество комплектующих перекочевало с серийных машин; по максимуму использовали уже отработанные в СКБ узлы и технологии.


4.     Оценить
Увеличить
Чтобы построить супервездеход, сняли с испытаний один из грузовиков ЗИЛ-135Л, разобрали и позаимствовали у него кабину, двигатели, коробки передач и элементы ходовой части, дополнительно усилив раму поперечинами и раскосами. Между мостами на раму установили несколько бензобаков от ЗИЛ-130 общей емкостью 900 литров, что обеспечивало запас хода в 600 километров.


5.     Оценить
Увеличить

6.     Оценить
Увеличить
Архитектура платформы была уже традиционной для машин СКБ — рама, установленный на нее легкий стеклопластиковый корпус и колесная схема 6х6 с равным расстоянием между осями, у ЗИЛ-167Э оно равнялось 3 150 мм. Поворотными были передние и задние колеса, они имели независимую торсионную подвеску. Средний мост подвески не имел, а просто жестко крепился кронштейнами к раме. Рулевое управление осуществлялось через гидрораспределитель, который управлял двумя гидроусилителями, действующими каждый на свою трапецию. Давление в шинах регулировалось с места водителя.


7.     Оценить
Увеличить
Но были и принципиальные новшества. Современники Грачёва рассказывали, что тот заметил, как ходит по глубокому снегу длинноногий лось, и решил, что у огромного вездехода должны быть колеса, напоминающие ноги лося. Размерность подобрали из уже освоенных — на скрейпере с одноосным тягачом МАЗ-529Е ставили колеса размером 12,00-28. Посадочный диаметр в 28 дюймов был точно тем, что нужно, однако само колесо, снятое с землеройной машины, для снежного вездехода получалось тяжеловатым. Тогда-то и появилась конструкция легкого стеклопластикового колесного диска, которая впоследствии найдет отражение и в других проектах СКБ. Кроме того, саму шину облегчили, уменьшив количество слоев корда.


8.     Оценить
Увеличить
Свою лепту в экстерьер вездехода вносили и колесные редукторы — в сочетании с огромными колесами машина смотрелась настоящим гигантом, напрягшим мускулы. Нижнюю часть обшили листовым алюминием, спрятав все агрегаты и раму под этим "полозом". А на кузов машины впервые нанесли изображение бегущего лося, ставшего впоследствии символом СКБ ЗИЛ.


9.     Оценить
Увеличить
Брутальный внешний вид не означал тяжесть (всего 12 тонн снаряженной массы!), ведь 4-местную кабину и 14-местный пассажирский отсек изготовили из стеклопластика. Оба отсека обогревались двумя отопителями, а помимо этого, в стандартную комплектацию машины входила дровяная печь "буржуйка". Входная дверь в пассажирский салон была только одна, она находилась по правому борту сзади, а еще ближе к "корме" с обеих сторон были сделаны мощные воздухозаборники — силовые агрегаты были установлены позади пассажирского отсека. Машину выкрасили оранжевым цветом, чтобы была хорошо заметна среди снегов.


10.     Оценить
Увеличить
Два 180-сильных мотора ЗИЛ-375 соединялись с двумя гидромеханическими планетарными АКПП, крутящий момент с каждого двигателя передавался на свой борт, а раздаточную коробку объединили с коробкой отбора мощности, которая приводила лебедку, развивавшую усилие в 7 тонн. Вообще говоря, лебедки на машинах СКБ ЗИЛ были редкостью — считалось, что машина должна быть способна вытащить себя сама, но для супервездехода, работающего на Крайнем Севере, сделали исключение, ведь лебедка могла понадобиться не самому вездеходу, а кому-нибудь ещё.


11.     Оценить
Увеличить
И последующая бурная жизнь машины это доказала. Тот самый единственный экземпляр ЗИЛ-167Э, по документам проходивший как "макетный образец", уже в январе 1962 года, сразу после окончания сборки, выгнали на первые испытания. Той же зимой в качестве обкатки погнали в Пермь, а летом испытывали по пескам и болотам на полигоне ЗИЛ в Чулково под Москвой. Проходимость машины завораживала: она была в состоянии преодолеть ямы более чем метровой глубины и взобраться на 30-процентный косогор.


12.     Оценить
Увеличить
Следующей зимой ЗИЛ-167Э смотался на Сердобский машиностроительный завод и привез в Москву несколько тонн технологической оснастки под выпуск грузовика ЗИЛ-130. А в 1965 году машину направили на строительство газопровода Шаим — Тюмень, где с ее помощью растаскивали транспортные пробки на заваленных снегом трассах. Примерно в то время возникла байка, ходившая среди зиловских инженеров: якобы ЦРУ сфотографировало ЗИЛ-167Э со спутника, причем за короткий промежуток времени и в сильно удаленных друг от друга местах, после чего доложило президенту США о том, что в СССР изготовили партию гигантских оранжевых вездеходов и, возможно, готовят вторжение через Северный полюс...


13.     Оценить
Увеличить
Что означает буква Э в названии модели? Если бы супервездеход был изготовлен хотя бы двумя экземплярами, то по правилам СКБ ЗИЛ он считался бы серийным. Среди возможных заказчиков такой техники значились и Минобороны, и газовики с нефтяниками, и геологи... Но та первая собранная машина так и осталась с Э — экспериментальной и единственной, а в серию вместо колесного ЗИЛ-167 в 1964 году пошел гусеничный БТ-Т. Теперь потрясающий воображение "колесный лось" грустно стоит в Государственном военно-техническом музее в Москве.


14.     Оценить
Увеличить
А ведь наверняка инженеры, рисуя ладный силуэт супервездехода, мечтали, что в скором будущем десятки, сотни таких машин здорово облегчат жизнь людей за Полярным кругом. Увы, будущее оказалось слишком светлым и исчезло не сбывшись, как теряются из вида предметы на ярком солнце и белом снегу.


15.     Оценить
Увеличить

16.     Оценить
Увеличить

17.     Оценить
Увеличить

18.     Оценить
Увеличить

19.     Оценить
Увеличить
Печально? Пожалуй. Но эта машина задала направление многим будущим разработкам знаменитой "грачёвской школы". А кроме того, как известно многим, СКБ ЗИЛ после смерти Грачёва, развала СССР и фактической остановки ЗИЛа вовсе не перестало существовать — оно было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА" (то есть "Грачёв Виталий Андреевич" — в память об основателе бюро). За прошедшие с разработки этой машины полвека льда и снега на Крайнем Севере меньше не стало, и кто знает, может, нынешние инженеры ОАО "Вездеход ГВА" когда-нибудь достанут с пыльной полки проект супервездехода ЗИЛ-167Э... Нашелся бы заказчик.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Картинки > Автомобили'
Лента новинок раздела 'Картинки > Автомобили'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:993922 Репа:>50    попенок [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +9  Понравился комментарий

познавательно...

ID:1195996 Репа:>50    KRON1 [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +10  Понравился комментарий

Даже не знал, что такой монстр существовал.

ID:1089466 Репа:+37    Jervie Pendleton [10]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

А сейчас конструкторские бюро и проектные институты напрочь убиты "рыночниками" с их постулатом, что легче купить за границей...

ID:538075 Репа:>50    woodenfrog [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Думаю, и сейчас можем. Вот только не те люди руководят и бюджет распределяют. Миллиарды вбухивают в откровенное дерьмо, а на нужное крохи остаются.

ID:1007052 Репа:>50    sample151 [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Как всегда интересная публикация.

ID:728843 Репа:0    Azavat [10]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Много что делал "ЗИЛ"....даже холодильники( которые работают и по сей день) и велосипеды. А потом его убили....

ID:635756 Репа:+1    kaban7 [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Агрегат более чем серьёзный. И расход у него, соответствующий- в нынешнее время совсем непозволительная роскошь.

ID:774417 Репа:>50    ken6560 [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

вот бы на таком по нашей деревни прокатится

ID:288230 Репа:>50    Vova Chuma [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Назначение машины - эксплуатация в тяжёлых условиях бездорожья, а задание на проектирование было от Московского городского Совнархоза. Как-то это не вяжется друг с другом. Скорее всего, основной заказчик всё-таки был в погонах.

ID:910796 Репа:>50    ViciousCircle [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

сила инженерной мысли

ID:456919 Репа:>50    вуглускр [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Думаю, и сейчас можем. Вот только не те люди руководят и бюджет распределяют. Миллиарды вбухивают в откровенное дерьмо, а на нужное крохи остаются.
 
woodenfrog, Дерьмо и плодит дерьмо, повидла от них не дождаться...

ID:119133 Репа:+31    da da  19.10.2017    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

А где интерьер?


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
многим понравилось
Просто фото, просто жизнь. — 1269. Это было нед...
Pokazuha.ru
многим понравилось
Впечатляющий дебют под хруст французской булки.
Pokazuha.ru
многим понравилось
Немного нестандартного юмора :-)
Pokazuha.ru
многим понравилось
Самые обычные девушки 186


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1360656
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта