Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Вы не используете главную возможность этого сервера!
Он может запоминать публикации, которые вы уже просмотрели и не будет показывать их еще раз. Чтобы пользоваться этим сервисом, необходимо зарегистрироваться. Это бесплатно.


Слишком светлое будущее: советский супервездеход ЗИЛ-167Э - "лось"
Выложено 17 октября 2017
Картинки > Автомобили

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  Гевара Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.8 (75)   Комментариев 12
Просмотров 2488


у публикации не заданы теги
[ теги сайта ]

Если раскрасить черно-белую фотографию этой машины, а вокруг расставить детали апокалиптического пейзажа, получится хороший постер к голливудскому фантастическому фильму. Вот только модель эта совершенно реальна и построена в СССР в далеком 1962 году.

Но восхитительный силуэт, придуманный в ту пору, когда даже само слово "дизайн" в СССР считалось почти ругательным — это еще не всё.

Вездеход ЗИЛ-167Э обладал поистине исполинскими размерами: длина — 9 420 мм, ширина — 3 130 мм и высота — 3 060 мм, а в движение приводился парой 6-литровых 180-сильных бензиновых V8 модели ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями.
Снаряженная масса — 12 тонн.
Грузоподъемность — 5 тонн.
Колея — 2,5 метра.
Дорожный просвет — 750-852 мм.

Такая машина может без особого труда переехать какой-нибудь современный "паркетник", причем сидящие внутри вездехода 14 пассажиров едва заметят это.

Как вообще получился этот гигантский лось на колесах? Зачем его создали?

1.     Оценить
Увеличить
Во-первых, разработку вело то самое СКБ (специальное конструкторское бюро) при заводе ЗИЛ, которым руководил Виталий Андреевич Грачёв и которое впоследствии разработало 8-местный шнекоход, поисково-спасательный комплекс "Синяя птица" и еще много хорошего.


2.     Оценить
Увеличить
Во-вторых, ведущим конструктором супервездехода ЗИЛ-167Э была женщина — А. Д. Андреева. И в-третьих, задание на проектирование машины на ЗИЛ поступило не от какого-то высокого министерства, а от Московского городского Совнархоза, то есть местного органа хозяйственной администрации


3.     Оценить
Увеличить
Задание поступило осенью 1961 года, но взялись за проект не сразу — бюро было загружено срочными заказами и работой над семейством вездеходов ЗИЛ-135. Только в октябре 1962 года стартовали первые работы, но к новому году был уже полностью собран первый образец. Работали в режиме цейтнота, поэтому множество комплектующих перекочевало с серийных машин; по максимуму использовали уже отработанные в СКБ узлы и технологии.


4.     Оценить
Увеличить
Чтобы построить супервездеход, сняли с испытаний один из грузовиков ЗИЛ-135Л, разобрали и позаимствовали у него кабину, двигатели, коробки передач и элементы ходовой части, дополнительно усилив раму поперечинами и раскосами. Между мостами на раму установили несколько бензобаков от ЗИЛ-130 общей емкостью 900 литров, что обеспечивало запас хода в 600 километров.


5.     Оценить
Увеличить

6.     Оценить
Увеличить
Архитектура платформы была уже традиционной для машин СКБ — рама, установленный на нее легкий стеклопластиковый корпус и колесная схема 6х6 с равным расстоянием между осями, у ЗИЛ-167Э оно равнялось 3 150 мм. Поворотными были передние и задние колеса, они имели независимую торсионную подвеску. Средний мост подвески не имел, а просто жестко крепился кронштейнами к раме. Рулевое управление осуществлялось через гидрораспределитель, который управлял двумя гидроусилителями, действующими каждый на свою трапецию. Давление в шинах регулировалось с места водителя.


7.     Оценить
Увеличить
Но были и принципиальные новшества. Современники Грачёва рассказывали, что тот заметил, как ходит по глубокому снегу длинноногий лось, и решил, что у огромного вездехода должны быть колеса, напоминающие ноги лося. Размерность подобрали из уже освоенных — на скрейпере с одноосным тягачом МАЗ-529Е ставили колеса размером 12,00-28. Посадочный диаметр в 28 дюймов был точно тем, что нужно, однако само колесо, снятое с землеройной машины, для снежного вездехода получалось тяжеловатым. Тогда-то и появилась конструкция легкого стеклопластикового колесного диска, которая впоследствии найдет отражение и в других проектах СКБ. Кроме того, саму шину облегчили, уменьшив количество слоев корда.


8.     Оценить
Увеличить
Свою лепту в экстерьер вездехода вносили и колесные редукторы — в сочетании с огромными колесами машина смотрелась настоящим гигантом, напрягшим мускулы. Нижнюю часть обшили листовым алюминием, спрятав все агрегаты и раму под этим "полозом". А на кузов машины впервые нанесли изображение бегущего лося, ставшего впоследствии символом СКБ ЗИЛ.


9.     Оценить
Увеличить
Брутальный внешний вид не означал тяжесть (всего 12 тонн снаряженной массы!), ведь 4-местную кабину и 14-местный пассажирский отсек изготовили из стеклопластика. Оба отсека обогревались двумя отопителями, а помимо этого, в стандартную комплектацию машины входила дровяная печь "буржуйка". Входная дверь в пассажирский салон была только одна, она находилась по правому борту сзади, а еще ближе к "корме" с обеих сторон были сделаны мощные воздухозаборники — силовые агрегаты были установлены позади пассажирского отсека. Машину выкрасили оранжевым цветом, чтобы была хорошо заметна среди снегов.


10.     Оценить
Увеличить
Два 180-сильных мотора ЗИЛ-375 соединялись с двумя гидромеханическими планетарными АКПП, крутящий момент с каждого двигателя передавался на свой борт, а раздаточную коробку объединили с коробкой отбора мощности, которая приводила лебедку, развивавшую усилие в 7 тонн. Вообще говоря, лебедки на машинах СКБ ЗИЛ были редкостью — считалось, что машина должна быть способна вытащить себя сама, но для супервездехода, работающего на Крайнем Севере, сделали исключение, ведь лебедка могла понадобиться не самому вездеходу, а кому-нибудь ещё.


11.     Оценить
Увеличить
И последующая бурная жизнь машины это доказала. Тот самый единственный экземпляр ЗИЛ-167Э, по документам проходивший как "макетный образец", уже в январе 1962 года, сразу после окончания сборки, выгнали на первые испытания. Той же зимой в качестве обкатки погнали в Пермь, а летом испытывали по пескам и болотам на полигоне ЗИЛ в Чулково под Москвой. Проходимость машины завораживала: она была в состоянии преодолеть ямы более чем метровой глубины и взобраться на 30-процентный косогор.


12.     Оценить
Увеличить
Следующей зимой ЗИЛ-167Э смотался на Сердобский машиностроительный завод и привез в Москву несколько тонн технологической оснастки под выпуск грузовика ЗИЛ-130. А в 1965 году машину направили на строительство газопровода Шаим — Тюмень, где с ее помощью растаскивали транспортные пробки на заваленных снегом трассах. Примерно в то время возникла байка, ходившая среди зиловских инженеров: якобы ЦРУ сфотографировало ЗИЛ-167Э со спутника, причем за короткий промежуток времени и в сильно удаленных друг от друга местах, после чего доложило президенту США о том, что в СССР изготовили партию гигантских оранжевых вездеходов и, возможно, готовят вторжение через Северный полюс...


13.     Оценить
Увеличить
Что означает буква Э в названии модели? Если бы супервездеход был изготовлен хотя бы двумя экземплярами, то по правилам СКБ ЗИЛ он считался бы серийным. Среди возможных заказчиков такой техники значились и Минобороны, и газовики с нефтяниками, и геологи... Но та первая собранная машина так и осталась с Э — экспериментальной и единственной, а в серию вместо колесного ЗИЛ-167 в 1964 году пошел гусеничный БТ-Т. Теперь потрясающий воображение "колесный лось" грустно стоит в Государственном военно-техническом музее в Москве.


14.     Оценить
Увеличить
А ведь наверняка инженеры, рисуя ладный силуэт супервездехода, мечтали, что в скором будущем десятки, сотни таких машин здорово облегчат жизнь людей за Полярным кругом. Увы, будущее оказалось слишком светлым и исчезло не сбывшись, как теряются из вида предметы на ярком солнце и белом снегу.


15.     Оценить
Увеличить

16.     Оценить
Увеличить

17.     Оценить
Увеличить

18.     Оценить
Увеличить

19.     Оценить
Увеличить
Печально? Пожалуй. Но эта машина задала направление многим будущим разработкам знаменитой "грачёвской школы". А кроме того, как известно многим, СКБ ЗИЛ после смерти Грачёва, развала СССР и фактической остановки ЗИЛа вовсе не перестало существовать — оно было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА" (то есть "Грачёв Виталий Андреевич" — в память об основателе бюро). За прошедшие с разработки этой машины полвека льда и снега на Крайнем Севере меньше не стало, и кто знает, может, нынешние инженеры ОАО "Вездеход ГВА" когда-нибудь достанут с пыльной полки проект супервездехода ЗИЛ-167Э... Нашелся бы заказчик.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Картинки > Автомобили'
Лента новинок раздела 'Картинки > Автомобили'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:993922 Репа:>50    попенок [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +9  Понравился комментарий

познавательно...

ID:1195996 Репа:>50    KRON1 [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +10  Понравился комментарий

Даже не знал, что такой монстр существовал.

ID:1089466 Репа:+37    Jervie Pendleton [10]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

А сейчас конструкторские бюро и проектные институты напрочь убиты "рыночниками" с их постулатом, что легче купить за границей...

ID:538075 Репа:>50    woodenfrog [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Думаю, и сейчас можем. Вот только не те люди руководят и бюджет распределяют. Миллиарды вбухивают в откровенное дерьмо, а на нужное крохи остаются.

ID:1007052 Репа:>50    sample151 [12]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Как всегда интересная публикация.

ID:728843 Репа:0    Azavat [10]  17.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Много что делал "ЗИЛ"....даже холодильники( которые работают и по сей день) и велосипеды. А потом его убили....

ID:635756 Репа:+1    kaban7 [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Агрегат более чем серьёзный. И расход у него, соответствующий- в нынешнее время совсем непозволительная роскошь.

ID:774417 Репа:>50    ken6560 [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

вот бы на таком по нашей деревни прокатится

ID:288230 Репа:>50    Vova Chuma [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Назначение машины - эксплуатация в тяжёлых условиях бездорожья, а задание на проектирование было от Московского городского Совнархоза. Как-то это не вяжется друг с другом. Скорее всего, основной заказчик всё-таки был в погонах.

ID:910796 Репа:>50    ViciousCircle [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

сила инженерной мысли

ID:456919 Репа:>50    вуглускр [12]  18.10.2017    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Думаю, и сейчас можем. Вот только не те люди руководят и бюджет распределяют. Миллиарды вбухивают в откровенное дерьмо, а на нужное крохи остаются.
 
woodenfrog, Дерьмо и плодит дерьмо, повидла от них не дождаться...

ID:119133 Репа:+31    da da  19.10.2017    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

А где интерьер?


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1360656
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта