Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Засекреченная трагедия: в 1972 году в Светлогорске самолет упал на детский сад
Выложено 03 ноября 2018
Разное > Время СССР

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  ksv63 Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10 (64)   Комментариев 17
Просмотров 2587


катастрофы,   ссср
[ теги сайта ]

В результате погибли дети, воспитатели и экипаж самолета – всего более 30 человек.

В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно–транспортный самолет Ан–26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область). Среди погибших — дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек».

Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко — на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали.

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан–24Т 263–го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.

1.     Оценить
Увеличить
Фото погибшей группы детсада. Справа — воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева — заведующая Галина Клюхина (в тот день ее не было на работе). Фото из личного архива


2.     Оценить
Увеличить
Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым. АН–24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, «привязался» к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман. Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. Командиру не хватило каких–то долей секунды. Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан–24 — это не истребитель». На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу.


3.     Оценить
Увеличить
Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ–14 на АН–24. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил–14 на Ан–24, давал погрешность до 60–70 метров. Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.


4.     Оценить
Увеличить
За считанные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое–как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из–под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто–то падал в обморок.На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…


5.     Оценить
Увеличить
Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу. — К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…


6.     Оценить
Увеличить
Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание. К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская — через полгода, а Ворона выжила. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск–1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.


7.     Оценить
Увеличить
Одновременно с этим были отменены дизель–поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия — срочный ремонт подъездных путей, неофициальная — минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. В день похорон погибших детей на кладбище в Светлогорске собрались более 7000 человек. По факту авиакатастрофы в Светлогорске уголовного дела не возбуждалось. Ограничились лишь приказом министра обороны, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. И уже тогда появилась основная версия: виноваты пилоты, в крови которых якобы был найден алкоголь. По этой причине родственники погибших детей и персонала детского сада запретили хоронить летчиков на светлогорском кладбище рядом с «их жертвами». По той же причине в храме–часовне в общем списке погибших в авиакатастрофе не нашлось места восьми фамилиям членов экипажа.


8.     Оценить
Увеличить
В 1972 году не принято было широко освещать подробности аварий и катастроф, тем более случившихся в военном ведомстве. И обстоятельства трагедии, произошедшей в небольшом курортном городке на берегу Балтийского моря, были укрыты завесой молчания. Пусть с большим опозданием, но наконец–то снято публичное обвинение с экипажа, который сам стал жертвой ошибочных кабинетных решений...»


9.     Оценить
Увеличить

10.     Оценить
Увеличить
В 1994 году в разбитом на месте трагедии сквере построили часовню.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:895390 Репа:>50    iliaber1 [12]  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Самолеты украинского.. или советского производства?

ID:693467 Репа:+19    Леонид Штутин [12]  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +9  Понравился комментарий

Ан-24 (Ан-26) отличадись, да и отличаются надежностью и живучестью. Летают, кстати, до сих пор. Так что тут не повод брызгать слюной в сторону Украины. Ы публикации изложена версия аварии, причем вполне достоверная

ID:1002104 Репа:>50    kotpes2  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +9  Понравился комментарий

Кремлядь головного мозга?) В те годы все было советское.

ID:997556 Репа:>50    Aleks-Cheban [12]  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +6  Понравился комментарий

Ужас какой!

ID:1252042 Репа:+1    Макар Цикоза [12]  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +8  Понравился комментарий

Сейчас засекречивают не меньше, а в разы больше. Вот только человеческий фактор (болтливость и желание поделиться с ближним) и интернетизация общества не позволяют властям всех уровней скрывать "неудобные" для себя события, проишествия и трагедии. А людей, особенно детей, очень жаль. Пусть земля им будет пухом. Аминь.

ID:751982 Репа:>50    Черемис [12]  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +6  Понравился комментарий

Ну хоть пилотов, пусть и поздно-реабилитировали!

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Самолеты украинского.. или советского производства?
 
iliaber1, По статистике тех времён наибольшее количество отказов было на самолётах, произведённых на Киевском авиационном объединении. Минимальное - на произведённых на ТАПО (Ташкентское авиационное производственное объединение). Я в те годы занимался процессами переработки титановой стружки, которой немеряно оставалось как раз на авиационных производствах и девать её было некуда. Так что с проблемами был чуть-чуть знаком.

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +3  Понравился комментарий

Ну хоть пилотов, пусть и поздно-реабилитировали!
 
Черемис, Да, но за разрешение на "модернизацию самолёта" не ответил никто. А ведь замена высотомера была невозможна без одобрения разработчика и производителя. Так вот из-за "особых" отношений руководства киевского объединения с Министерством авиационной промышленности СССР (высшее руководство Министерства в большой степени было выходцами именно из Киевского объединения) подобные разрешения порой давались "побыстрее". Испытания работы высотомера надо было производить до согласования модернизации, а не после аварии.

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

По субботам твоя риторика резко меняется. С утра что ли начинаешь Впрочем, я уже объяснил сказанное мною. Прочитай.

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Кремлядь головного мозга?) В те годы все было советское.
 
kotpes2, Я разве сказал, что-то другое? Именно советское, но произведённое на различных предприятиях страны. В данном случае на Украинском объединении. Так что адресуй свой вопрос себе в попочку, пожалуйста!

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Соглашусь с тобой по поводу неудачного термина "украинский авиапром" в моём сообщении. Конечно же "украинское производство" Тут я очень неудачно выразился, каюсь. Исправить заметку нельзя, поэтому придётся её, видимо, удалить. А про АНы я знаю, думаю не меньше тебя, и статистику лётных происшествий АН-24 видел ещё в конце 80-х: это был, конечно секретный по тем временам документ, но на заводах эту информацию друг от друга не особо скрывали. В ОКБ Антонова я правда не бывал, но вот с Главным Конструктором ОКБ в преферанс однажды играл. Происходило это, кстати, в пассажирской кабине АН-22.

ID:934709 Репа:>50    ksv63 [публикатор]  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

В аннотации к этой публе вполне внятно описано, что перед полётом был заменен высотомер дававший погрешность 60-70 метров, который был не апробирован, что и привело к столь трагичному результату, посему реплика про "паршивый украинский авиапром(???)" в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ не более, чем очередной плевок в сторону соседа. Реплика вполне ожидаемая, хотя и совершенно неуместная, если не сказать более, в этой публикации...

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

В аннотации к этой публе вполне внятно описано, что перед полётом был заменен высотомер дававший погрешность 60-70 метров, который был не апробирован, что и привело к столь трагичному результату, посему реплика про "паршивый украинский авиапром(???)" в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ не более, чем очередной плевок в сторону соседа. Реплика вполне ожидаемая, хотя и совершенно неуместная, если не сказать более, в этой публикации...
 
ksv63, Повторюсь, что без согласия разработчика и производителя такая замена была НЕВОЗМОЖНА!!! Лётных происшествий а АН-24 действительно было много, гораздо больше, чем у АН-22, к примеру. Но АН-22 выпускался только в Ташкенте. Я уже написал, что был неправ в части формулировки, хотя теперь сообщу Вам, что руководство республик всегда тесно контактировало с авиационными производствами, поскольку многие комплектующие производились на предприятиях, находящихся в ведении республиканских министерств. Так вот термин русский, украинский, узбекский "авиапром" на самом деле существовал в среде авиаторов, но имел, естественно, другое значения. Повторюсь, что Я БЫЛ НЕПРАВ, использовав его в данном случае, что породило непонимание. Я уже ИЗВИНИЛСЯ за это и удалил свою первую заметку, поскольку её невозможно исправить. Не понимаю, зачем Вам опять потребовалось "раздуть пожар".

ID:438195 Репа:>50    Павел  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Из АНов мне только на 22-м летать приходилось. А друг у тебя отчаянный. Мне не раз приходилось в полёте бывать в кабине пилотов ИЛ-76; даже коньячком там баловались, но даже просто посидеть в кресле второго пилота мне никто не предлагал, да и не рискнул бы я. Больше всего боялся там что-нибудь задеть. Вот на штурманское место (оно расположено "этажом ниже" вдалеке от органов управления) садился совершенно спокойно: интересно было вниз смотреть; это не то, что в иллюминатор пассажирского самолёта.

ID:185895 Репа:+1    ptsr111  03.11.2018    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Самое жуткое:"Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу. — К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! "


ID:507374 Репа:>50    Sergey [12]  04.11.2018    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Страшная трагедия. Никогда ничего не слышал. И как всегда, списали на пилотов.

ID:1230500 Репа:+1    polygon  13.11.2018    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Повторюсь, что без согласия разработчика и производителя такая замена была НЕВОЗМОЖНА!!! Лётных происшествий а АН-24 действительно было много, гораздо больше, чем у АН-22, к примеру. Но АН-22 выпускался только в Ташкенте. Я уже написал, что был неправ в части формулировки, хотя теперь сообщу Вам, что руководство республик всегда тесно контактировало с авиационными производствами, поскольку многие комплектующие производились на предприятиях, находящихся в ведении республиканских министерств. Так вот термин русский, украинский, узбекский "авиапром" на самом деле существовал в среде авиаторов, но имел, естественно, другое значения. Повторюсь, что Я БЫЛ НЕПРАВ, использовав его в данном случае, что породило непонимание. Я уже ИЗВИНИЛСЯ за это и удалил свою первую заметку, поскольку её невозможно исправить. Не понимаю, зачем Вам опять потребовалось "раздуть пожар".
 
Павел, Так и Ан-24 было выпущено на порядок больше, чем Антеев.


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название

ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1394169
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта