Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
«Кавказская пленница» не помогла: как появился и почему провалился микроавтобус «Старт»
Выложено 06 марта 2021
В одних источника эту машину называют «микроавтобусом», в других – «многоместным легковым автомобилем», но сути вопроса это не меняет. Широкий зритель помнит его по фильму «Кавказская пленница», где в финальной сцене он уносит по пустому шоссе главную героиню. В 1964-1966 годах модель «Старт» разошлась крохотным тиражом в 50 экземпляров и навсегда исчезла с горизонта. Примечательная внешность заставляет многих думать, что «Старт» был «шедевром технической мысли», якобы «загубленным административно-командной системой». Давайте разберёмся, что скрывается за примечательной внешностью «Старта».
«Старт» с московским номером, на котором мы видим серию букв, выделенную для грузовиков и служебных автобусов В разгар хрущевской оттепели начальник Главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А.Антонов, главный инженер Северодонецкого автотреста А. Иванов и директор авторемонтных мастерских треста И. Головатин предоставили молодым инженерам своего треста возможность создать автомобиль собственной конструкции. В ремонтных зонах автобаз треста можно было собрать ходовую часть, а выклеить кузов из стеклопластика позволяло наличие в Луганской области предприятий, выпускавших полимерные материалы. Объектом производства стал многоместный автомобиль на 10-12 пассажиров с двигателем и мостами от «Волги». В те годы производство микроавтобусов на РАФе и УАЗе только разворачивалось, и они еще были в большом дефиците.
РАФ-977Д – главный и более успешный конкурент «Старта». Между тем, положительный опыт РАФа уже тогда заслуживал внимания – рижский микроавтобус заинтересовал и Совет министров СССР, и упомянутый Комитет по автотракторному машиностроению, поэтому РАФы уже получили путёвку в жизнь, и их производство постепенно налаживалось. Ещё одна общая черта у рижского и луганского проектов заключалась в том, что в обоих городах, помимо многоместного автомобиля, разрабатывали компактный жилой автоприцеп к легковому автомобилю. Но если в столице Латвии сделали ставку на цельнометаллические кузова и для микроавтобуса, и для прицепа, то в Луганской области принялись экспериментировать с новейшим и перспективным, как казалось тогда, материалом – стеклопластиком.
Макет будущего «Старта» работы Ю. Андроса Облик будущего автобуса воплотили в масштабной модели 1:10, после чего одобренная товарищами и начальством идея Юрия Андроса превратилась в полноразмерный макет, то есть в гипсовый «болван» с идеально проработанной наружной поверхностью. Он и послужил шаблоном для изготовления контрформ, по внутренней поверхности которых и начали выклеивать стеклопластиковые панели кузова. Для дверей, капота, багажника, днища и сидений сделали отдельные «формочки».
Сохранившийся «Старт». Фото 2006 года Несущим основанием автомобиля могла служить только обычная рама без вариантов. Над общей компоновкой пришлось поработать. Цельнометаллический аналог РАФ-977Д унаследовал от «Волги» двигатель. В отличие от стандартного расположения водителя и пассажира в легковушке, в микроавтобусе их поместили прямо над передней осью, поэтому у порожней машины передние колеса получаются перегруженными. Это остро ощущалось даже в стальном РАФе, а в легком пластиковом «Старте» двигатель, водитель и пассажир давили на передок словно камень, привязанный к шее утопленника. Поэтому силовой агрегат пришлось сдвинуть сильно назад, в пределы колёсной базы – его капот служил столом для пассажиров.
Салон со «столом» посередине Ради повышения жесткости кузова инженеры отказались от торцевой багажной двери, остановившись на выступающем багажнике, как у легкового седана. Это стало ключевой ошибкой разработчиков, ведь универсальность машины резко упала: из неё уже невозможно было сделать развозной фургон или скорую помощь.
Выступающий багажник, как у седана, позволяет многим называть «Старт» не автобусом, а многоместным легковым автомобилем Однако именно дизайн придал машине неповторимый вид. Андрос создавал его под сильным влиянием американских легковых моделей «аэрокосмического стиля» конца 50-х. В первой половине 60-х, когда формировался облик «Старта», эти мотивы в самой Америке уже устарели, но нам это было нипочём. Советские люди гордились победами в космосе и завидовали американской автомобильной индустрии. Даже 10-летняя машина из-за океана у нас была эталоном богатства и успеха, так что крылья и плавники в СССР пришлись ко двору. И сейчас, спустя годы облик «Старта» восхищает поклонников.
В изяществе внешней формы «Старту» не откажешь! Первая поездка на «Старте» в Москву, помимо всех приемов и показов, принесла главное – санкцию Минавтопрома на продолжение и развитие. По приказу министра Николая Ивановича Строкина умельцам из Луганской области выделили фонды на 50 комплектов новеньких агрегатов и деталей «Волги» для постройки опытно-промышленной партии микроавтобусов. Значит, проектировали машину и строили болванку для выклейки кузова не зря! В результате удалось построить 50 машин, они разошлись в основном по южным регионам СССР, хотя несколько экземпляров попало в Москву.
Нарядные «Старты» были участниками праздничных демонстраций Постройка партии автомобилей «Старт» совпала с открытием Дмитровского автополигона. Две машины с номерами шасси 27 и 37 отправились, как полагалось любым новым автомобилям, на испытания в НАМИ и стали одной из первых моделей, проходившей испытания на новом полигоне. К сожалению, результат вышел неутешительным. Мало сконструировать автомобиль и «научить» его ездить своим ходом. Необходимо обеспечить его соответствие длинному списку требований и ГОСТов. Профессиональные конструкторы автозаводов знают эти требования и соблюдают их при проектировании автомобиля. Заводские конструкторы отлично знают, что такое эргономика, но инженерам провинциального авторемонтного завода таких знаний как раз и не хватило. Внешне эффектный автомобиль «Старт» по техническим и потребительским характеристикам оказался форменной самоделкой, сконструированной с недопустимыми ошибками.
Новинку ждали нелёгкие испытания Прежде всего, испытатели НАМИ и их беспристрастная аппаратура отметили, что построенный из якобы «лёгкого» пластика «Старт» оказался тяжелее металлического РАФа. Причём разница в собственном весе между двумя опытными экземплярами «Старта» оказалась целых 25 кг! Для легкового автомобиля, изготовленного на заводе, показатель нереальный. Для самоделки, склеенной вручную – совсем не удивительный. Выигрыша по массе, по сравнению с РАФом, не вышло никакого, наоборот, луганская новинка оказалась заметно хуже. Развитые крылья и декоративные рёбра не улучшили, а чудовищно ухудшили аэродинамику кузова «Старта» и сильно повлияли на расход топлива: по сравнению с «Рафиком» он вырос примерно на 5 литров. Замеры максимальной скорости и динамики разгона тоже показали, что «Старт» пусть ненамного, но проигрывает рижскому микроавтобусу.
Такой ли он лёгкий, как кажется? Легенды о преимуществах стеклопластика в плане ремонтопригодности подтвердились. Одна машина налетела на бетонный столбик ограждения, и ремонт бампера сложности не представлял. Но длинный, сильно нагруженный кузов после пробега в 25 тысяч километров покрылся сплошными трещинами на обеих машинах. Двери провисли на петлях, и уже нормально не входили в проёмы. У одной машины аккумуляторная батарея проломила предназначенную для неё площадку! При более длительной эксплуатации, как показал опыт, кузова «Стартов» сами по себе деформировались, как будто машина побывала в ДТП. Когда в середине «нулевых» годов «всплыл» комплектный автомобиль «Старт», его кузов едва не разваливался на куски, а стёкла выпадали из проёмов и держались на «мебельном» крепеже.
Кузов старта со временем деформировался от самых обычных эксплуатационных нагрузок Но избыточная масса, плохая аэродинамика и недостаточная прочность кузова – не самое страшное. Намного хуже, когда людям неудобно пользоваться автомобилем из-за неудачной эргономики. Да, конечно, даже РАФ и УАЗ были сконструированы с большим количеством компромиссов, водителю приходилось приспосабливаться к неудобствам рабочего места, неизбежным при существующем взаимном расположении агрегатов рулевого управления, рычага переключения передач, двигателя, усилителей кузова. Но эргономика «Старта» не пролезала ни в какие нормированные «ворота». Рулевая колонка и, соответственно, рулевое колесо оказались сверх меры «сдвинутыми» к продольной оси автомобиля, водитель оказался сидящим за рулём не прямо, а слегка повёрнутым направо. Чтобы увидеть контрольные приборы, было необходимо оторвать взгляд от дороги и посмотреть куда-то вниз. Тёплый воздух от отопителя вообще не поступал к ногам шофёра. Тем, кто в 60-е годы ещё помнил довоенные и послевоенные грузовики с неотапливаемыми кабинами, может, это было не так страшно. Из-за неплотного прилегания дверей к проёмам в «Старте» в холодную погоду водителю постоянно и сильно дуло в ноги.
Рабочее место водителя «Старта». Приборы от ГАЗ-21 установлены «как попало» Расположенный посередине салона капот моторного отсека, казалось бы, мог послужить пассажирам столиком. На самом деле он просто загораживал проход к сиденьям. Наконец, откровенно неудачными вышли сами сиденья. Они состояли из жесткого стеклопластикового «стула» с нерегулируемой спинкой, мягких подушки и спинки. Наклон спинки, соответственно не регулировался никак. В дальних поездках такие сиденья сильно утомляли пассажиров.
Красивое, но неудобное сиденье Итак, качественной конструкции автомобиля у луганских авторемонтников не получилось – сказалась элементарная нехватка знаний и опыта. Но роковыми для микроавтобуса «Старт» оказались всё-таки не его конструктивные недостатки. Руководители проекта получили новые должности, и развивать «Старт» дальше стало некому – был даже уничтожен «эталонный» мастер-макет поверхности кузова, никто не попытался его сохранить. Это уже исключило дальнейшее производство.
Один из «клонов» «Старта» с модернизированной центральной стойкой Впоследствии на нескольких предприятиях пытались возродить стеклопластиковый микроавтобус, но безрезультатно – кроме единичных экземпляров низкого качества на выходе ничего не получали. Агрегаты для этих машин брали от списанных служебных автомобилей – «Волг» и даже ЗИМов. К слову, один из 50 серийных «Стартов» был оборудован как передвижной диспетчерский пункт с радиоаппаратурой и «зашитой» прямо в пластиковые панели звукоулавливающей тканью. Этот уникальный образец даже получил имя собственное «Старт-2». Его легко узнать по громкоговорителям на крыше.
Уникальный «Старт-2» легко опознать по громкоговорителям на крыше Что касается экземпляра, снимавшегося в «Кавказской пленнице», то этот автомобиль не являлся собственностью автохозяйства «Мосфильма» и не принимал участия в других кинокартинах. Это был обычный «рядовой» экземпляр «Старта», один из тех 50 автомобилей, и, скорее всего, он работал в одном из автохозяйств Крыма. Там, как известно, проходили съёмки «Кавказской пленницы» и там, как это часто делают кинематографисты, машину просто арендовали у собственника на одну съёмочную смену. Поэтому точно установить, какой конкретно номер шасси участвовал в съёмках, невозможно, и любые заявления сегодняшних владельцев «Стартов», что у них «тот самый» автомобиль, не заслуживают никакого доверия.
Pilat2
07.03.2021
+1
Это правило: редкая не слизанная с западных аналогов советская вещь оказывается редкостным ...
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1458399
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1458399
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий