Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

«Кавказская пленница» не помогла: как появился и почему провалился микроавтобус «Старт»
Выложено 06 марта 2021
Разное > Время СССР

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  ksv63 Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.2 (77)   Комментариев 13
Просмотров 2186


ссср,   интересное в жизни,   история
[ теги сайта ]

В одних источника эту машину называют «микроавтобусом», в других – «многоместным легковым автомобилем», но сути вопроса это не меняет. Широкий зритель помнит его по фильму «Кавказская пленница», где в финальной сцене он уносит по пустому шоссе главную героиню. В 1964-1966 годах модель «Старт» разошлась крохотным тиражом в 50 экземпляров и навсегда исчезла с горизонта. Примечательная внешность заставляет многих думать, что «Старт» был «шедевром технической мысли», якобы «загубленным административно-командной системой». Давайте разберёмся, что скрывается за примечательной внешностью «Старта».

1.     Оценить
Увеличить
«Старт» с московским номером, на котором мы видим серию букв, выделенную для грузовиков и служебных автобусов В разгар хрущевской оттепели начальник Главного автотранспортного управления Луганского совнархоза А.Антонов, главный инженер Северодонецкого автотреста А. Иванов и директор авторемонтных мастерских треста И. Головатин предоставили молодым инженерам своего треста возможность создать автомобиль собственной конструкции. В ремонтных зонах автобаз треста можно было собрать ходовую часть, а выклеить кузов из стеклопластика позволяло наличие в Луганской области предприятий, выпускавших полимерные материалы. Объектом производства стал многоместный автомобиль на 10-12 пассажиров с двигателем и мостами от «Волги». В те годы производство микроавтобусов на РАФе и УАЗе только разворачивалось, и они еще были в большом дефиците.


2.     Оценить
Увеличить
РАФ-977Д – главный и более успешный конкурент «Старта». Между тем, положительный опыт РАФа уже тогда заслуживал внимания – рижский микроавтобус заинтересовал и Совет министров СССР, и упомянутый Комитет по автотракторному машиностроению, поэтому РАФы уже получили путёвку в жизнь, и их производство постепенно налаживалось. Ещё одна общая черта у рижского и луганского проектов заключалась в том, что в обоих городах, помимо многоместного автомобиля, разрабатывали компактный жилой автоприцеп к легковому автомобилю. Но если в столице Латвии сделали ставку на цельнометаллические кузова и для микроавтобуса, и для прицепа, то в Луганской области принялись экспериментировать с новейшим и перспективным, как казалось тогда, материалом – стеклопластиком.


3.     Оценить
Увеличить
Макет будущего «Старта» работы Ю. Андроса Облик будущего автобуса воплотили в масштабной модели 1:10, после чего одобренная товарищами и начальством идея Юрия Андроса превратилась в полноразмерный макет, то есть в гипсовый «болван» с идеально проработанной наружной поверхностью. Он и послужил шаблоном для изготовления контрформ, по внутренней поверхности которых и начали выклеивать стеклопластиковые панели кузова. Для дверей, капота, багажника, днища и сидений сделали отдельные «формочки».


4.     Оценить
Увеличить
Сохранившийся «Старт». Фото 2006 года Несущим основанием автомобиля могла служить только обычная рама без вариантов. Над общей компоновкой пришлось поработать. Цельнометаллический аналог РАФ-977Д унаследовал от «Волги» двигатель. В отличие от стандартного расположения водителя и пассажира в легковушке, в микроавтобусе их поместили прямо над передней осью, поэтому у порожней машины передние колеса получаются перегруженными. Это остро ощущалось даже в стальном РАФе, а в легком пластиковом «Старте» двигатель, водитель и пассажир давили на передок словно камень, привязанный к шее утопленника. Поэтому силовой агрегат пришлось сдвинуть сильно назад, в пределы колёсной базы – его капот служил столом для пассажиров.


5.     Оценить
Увеличить
Салон со «столом» посередине Ради повышения жесткости кузова инженеры отказались от торцевой багажной двери, остановившись на выступающем багажнике, как у легкового седана. Это стало ключевой ошибкой разработчиков, ведь универсальность машины резко упала: из неё уже невозможно было сделать развозной фургон или скорую помощь.


6.     Оценить
Увеличить
Выступающий багажник, как у седана, позволяет многим называть «Старт» не автобусом, а многоместным легковым автомобилем Однако именно дизайн придал машине неповторимый вид. Андрос создавал его под сильным влиянием американских легковых моделей «аэрокосмического стиля» конца 50-х. В первой половине 60-х, когда формировался облик «Старта», эти мотивы в самой Америке уже устарели, но нам это было нипочём. Советские люди гордились победами в космосе и завидовали американской автомобильной индустрии. Даже 10-летняя машина из-за океана у нас была эталоном богатства и успеха, так что крылья и плавники в СССР пришлись ко двору. И сейчас, спустя годы облик «Старта» восхищает поклонников.


7.     Оценить
Увеличить
В изяществе внешней формы «Старту» не откажешь! Первая поездка на «Старте» в Москву, помимо всех приемов и показов, принесла главное – санкцию Минавтопрома на продолжение и развитие. По приказу министра Николая Ивановича Строкина умельцам из Луганской области выделили фонды на 50 комплектов новеньких агрегатов и деталей «Волги» для постройки опытно-промышленной партии микроавтобусов. Значит, проектировали машину и строили болванку для выклейки кузова не зря! В результате удалось построить 50 машин, они разошлись в основном по южным регионам СССР, хотя несколько экземпляров попало в Москву.


8.     Оценить
Увеличить
Нарядные «Старты» были участниками праздничных демонстраций Постройка партии автомобилей «Старт» совпала с открытием Дмитровского автополигона. Две машины с номерами шасси 27 и 37 отправились, как полагалось любым новым автомобилям, на испытания в НАМИ и стали одной из первых моделей, проходившей испытания на новом полигоне. К сожалению, результат вышел неутешительным. Мало сконструировать автомобиль и «научить» его ездить своим ходом. Необходимо обеспечить его соответствие длинному списку требований и ГОСТов. Профессиональные конструкторы автозаводов знают эти требования и соблюдают их при проектировании автомобиля. Заводские конструкторы отлично знают, что такое эргономика, но инженерам провинциального авторемонтного завода таких знаний как раз и не хватило. Внешне эффектный автомобиль «Старт» по техническим и потребительским характеристикам оказался форменной самоделкой, сконструированной с недопустимыми ошибками.


9.     Оценить
Увеличить
Новинку ждали нелёгкие испытания Прежде всего, испытатели НАМИ и их беспристрастная аппаратура отметили, что построенный из якобы «лёгкого» пластика «Старт» оказался тяжелее металлического РАФа. Причём разница в собственном весе между двумя опытными экземплярами «Старта» оказалась целых 25 кг! Для легкового автомобиля, изготовленного на заводе, показатель нереальный. Для самоделки, склеенной вручную – совсем не удивительный. Выигрыша по массе, по сравнению с РАФом, не вышло никакого, наоборот, луганская новинка оказалась заметно хуже. Развитые крылья и декоративные рёбра не улучшили, а чудовищно ухудшили аэродинамику кузова «Старта» и сильно повлияли на расход топлива: по сравнению с «Рафиком» он вырос примерно на 5 литров. Замеры максимальной скорости и динамики разгона тоже показали, что «Старт» пусть ненамного, но проигрывает рижскому микроавтобусу.


10.     Оценить
Увеличить
Такой ли он лёгкий, как кажется? Легенды о преимуществах стеклопластика в плане ремонтопригодности подтвердились. Одна машина налетела на бетонный столбик ограждения, и ремонт бампера сложности не представлял. Но длинный, сильно нагруженный кузов после пробега в 25 тысяч километров покрылся сплошными трещинами на обеих машинах. Двери провисли на петлях, и уже нормально не входили в проёмы. У одной машины аккумуляторная батарея проломила предназначенную для неё площадку! При более длительной эксплуатации, как показал опыт, кузова «Стартов» сами по себе деформировались, как будто машина побывала в ДТП. Когда в середине «нулевых» годов «всплыл» комплектный автомобиль «Старт», его кузов едва не разваливался на куски, а стёкла выпадали из проёмов и держались на «мебельном» крепеже.


11.     Оценить
Увеличить
Кузов старта со временем деформировался от самых обычных эксплуатационных нагрузок Но избыточная масса, плохая аэродинамика и недостаточная прочность кузова – не самое страшное. Намного хуже, когда людям неудобно пользоваться автомобилем из-за неудачной эргономики. Да, конечно, даже РАФ и УАЗ были сконструированы с большим количеством компромиссов, водителю приходилось приспосабливаться к неудобствам рабочего места, неизбежным при существующем взаимном расположении агрегатов рулевого управления, рычага переключения передач, двигателя, усилителей кузова. Но эргономика «Старта» не пролезала ни в какие нормированные «ворота». Рулевая колонка и, соответственно, рулевое колесо оказались сверх меры «сдвинутыми» к продольной оси автомобиля, водитель оказался сидящим за рулём не прямо, а слегка повёрнутым направо. Чтобы увидеть контрольные приборы, было необходимо оторвать взгляд от дороги и посмотреть куда-то вниз. Тёплый воздух от отопителя вообще не поступал к ногам шофёра. Тем, кто в 60-е годы ещё помнил довоенные и послевоенные грузовики с неотапливаемыми кабинами, может, это было не так страшно. Из-за неплотного прилегания дверей к проёмам в «Старте» в холодную погоду водителю постоянно и сильно дуло в ноги.


12.     Оценить
Увеличить
Рабочее место водителя «Старта». Приборы от ГАЗ-21 установлены «как попало» Расположенный посередине салона капот моторного отсека, казалось бы, мог послужить пассажирам столиком. На самом деле он просто загораживал проход к сиденьям. Наконец, откровенно неудачными вышли сами сиденья. Они состояли из жесткого стеклопластикового «стула» с нерегулируемой спинкой, мягких подушки и спинки. Наклон спинки, соответственно не регулировался никак. В дальних поездках такие сиденья сильно утомляли пассажиров.


13.     Оценить
Увеличить
Красивое, но неудобное сиденье Итак, качественной конструкции автомобиля у луганских авторемонтников не получилось – сказалась элементарная нехватка знаний и опыта. Но роковыми для микроавтобуса «Старт» оказались всё-таки не его конструктивные недостатки. Руководители проекта получили новые должности, и развивать «Старт» дальше стало некому – был даже уничтожен «эталонный» мастер-макет поверхности кузова, никто не попытался его сохранить. Это уже исключило дальнейшее производство.


14.     Оценить
Увеличить
Один из «клонов» «Старта» с модернизированной центральной стойкой Впоследствии на нескольких предприятиях пытались возродить стеклопластиковый микроавтобус, но безрезультатно – кроме единичных экземпляров низкого качества на выходе ничего не получали. Агрегаты для этих машин брали от списанных служебных автомобилей – «Волг» и даже ЗИМов. К слову, один из 50 серийных «Стартов» был оборудован как передвижной диспетчерский пункт с радиоаппаратурой и «зашитой» прямо в пластиковые панели звукоулавливающей тканью. Этот уникальный образец даже получил имя собственное «Старт-2». Его легко узнать по громкоговорителям на крыше.


15.     Оценить
Увеличить
Уникальный «Старт-2» легко опознать по громкоговорителям на крыше Что касается экземпляра, снимавшегося в «Кавказской пленнице», то этот автомобиль не являлся собственностью автохозяйства «Мосфильма» и не принимал участия в других кинокартинах. Это был обычный «рядовой» экземпляр «Старта», один из тех 50 автомобилей, и, скорее всего, он работал в одном из автохозяйств Крыма. Там, как известно, проходили съёмки «Кавказской пленницы» и там, как это часто делают кинематографисты, машину просто арендовали у собственника на одну съёмочную смену. Поэтому точно установить, какой конкретно номер шасси участвовал в съёмках, невозможно, и любые заявления сегодняшних владельцев «Стартов», что у них «тот самый» автомобиль, не заслуживают никакого доверия.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:934709 Репа:>50    ksv63 [публикатор]  06.03.2021    
Не понравился комментарий  +14  Понравился комментарий

Лично я сильно расстроился узнав о том, что автомобиль, на который засматривалась вся огромная страна, оказался совершеннийшим дерьмом. Вот так, очередной раз разбиваются о стену хрустальные мечты детства((( Но... Красив чертовски!

ID:456919 Репа:>50    вуглускр [12]  06.03.2021    
Не понравился комментарий  +13  Понравился комментарий

С виду шикарная конфетка, а начинка... не очень. Ещё одно доказательство золотых слов Великого конструктора М. Т. Калашникова: «Самое сложное — сделать просто»! Кстати, стоит вспомнить ещё одну машинку — микроавтобус представительского класса ЗИЛ-118 «Юность», их построили чуть больше, 106 единиц, включая «нафаршированные» спецтехникой для КГБ.

ID:585493 Репа:>50    Alik  06.03.2021    
Не понравился комментарий  +5  Понравился комментарий

Сейчас эта тема тоже на высоте, у некоторых маркетинг и дизайн зашкаливает перед инженерными идеями в итоге рождаются чудо авто, оборудование или гаджеты, которые потом годами доводят до ума на местах, спасает только то что не во все сферы маркетологов и дизайнеров пускают

ID:507374 Репа:>50    Sergey [5]  06.03.2021    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

"что скрывается за примечательной внешностью «Старта»"
...да, ну, какой примечательной внешностью?!
Уепище, как уепище...
Совершенно ипанутый детский форм фактор и функциональность такая же.
Ну, нету у нашего народа развитого эстетического чувства и не будет!

ID:1146413 Репа:>50    Colonel Zeus [12]  07.03.2021    
Не понравился комментарий  +12  Понравился комментарий

"что скрывается за примечательной внешностью «Старта»" ...да, ну, какой примечательной внешностью?! Уепище, как уепище... Совершенно ипанутый детский форм фактор и функциональность такая же. Ну, нету у нашего народа развитого эстетического чувства и не будет!
 
Sergey, Ну, про "нету у нашего народа развитого эстетического чувства", это вы, батенька, погорячились... Вот навскидку изготовленное "среди родных осин" и вполне себе технически эстетичное на вид:
- Шуховская радиобашня на Шаболовке.
- Истребитель Су-35 (что любопытно, американцы включили его в топ красивейших боевых самолётов).
- Церковь Покрова на Нерли (под Владимиром).
- Крейсер Аврора (бронепалубные крейсеры типа "Диана" спроектированы и построены в России).
- Сталинские высотки (ИМХО - вершина послевоенного советского ар-деко).
- Спутник (тот самый - первый).
- Танк Т-34.
- Автомат Калашникова.
- ВНИИТЭ-ПТ (экспериментальное такси середины 60-х).
- Швейная машинка "Волга" (она же "Тула" – это середина 50-х).
- Телефонный аппарат спецсвязи (та самая, знаменитая "вертушка" - телефон спецсвязи СТА-2, с гербом СССР на дисковом номеронабирателе).
Хватит наверное…
Да и тот же "Старт" оценивать надо по меркам своего времени – для 60-х вполне симпатичная машинка была.

ID:1269559 Репа:+0    Pilat2  07.03.2021    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Ну, про "нету у нашего народа развитого эстетического чувства", это вы, батенька, погорячились... Вот навскидку изготовленное "среди родных осин" и вполне себе технически эстетичное на вид: - Шуховская радиобашня на Шаболовке. - Истребитель Су-35 (что любопытно, американцы включили его в топ красивейших боевых самолётов). - Церковь Покрова на Нерли (под Владимиром). - Крейсер Аврора (бронепалубные крейсеры типа "Диана" спроектированы и построены в России). - Сталинские высотки (ИМХО - вершина послевоенного советского ар-деко). - Спутник (тот самый - первый). - Танк Т-34. - Автомат Калашникова. - ВНИИТЭ-ПТ (экспериментальное такси середины 60-х). - Швейная машинка "Волга" (она же "Тула" – это середина 50-х). - Телефонный аппарат спецсвязи (та самая, знаменитая "вертушка" - телефон спецсвязи СТА-2, с гербом СССР на дисковом номеронабирателе). Хватит наверное… Да и тот же "Старт" оценивать надо по меркам своего времени – для 60-х вполне симпатичная машинка была.
 
Colonel Zeus, А как же слоны?

ID:1269559 Репа:+0    Pilat2  07.03.2021    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Это правило: редкая не слизанная с западных аналогов советская вещь оказывается редкостным ...

ID:1269559 Репа:+0    Pilat2  07.03.2021    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

"что скрывается за примечательной внешностью «Старта»" ...да, ну, какой примечательной внешностью?! Уепище, как уепище... Совершенно ипанутый детский форм фактор и функциональность такая же. Ну, нету у нашего народа развитого эстетического чувства и не будет!
 
Sergey, Как сказал Горький о "русском крестьянстве": "В голове куча суеверий, и никаких идей". Есть, например, суеверие, что "крылышки" от старого американского кадиллака сделают из телеги конфетку...

ID:438195 Репа:>50    Павел [12]  14.03.2021    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

"что скрывается за примечательной внешностью «Старта»" ...да, ну, какой примечательной внешностью?! Уепище, как уепище... Совершенно ипанутый детский форм фактор и функциональность такая же. Ну, нету у нашего народа развитого эстетического чувства и не будет!
 
Sergey, По поводу нелепого внешнего вида согласен. До этого с удивлением читал про "красоту".

ID:507077 Репа:+0    tihiomyt [9]  19.10.2021    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Чрезвычайно познавательно!

ID:1287349 Репа:+42    Ополченец [12]  21.06.2023    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Интересная вундервафля автопрома

ID:538075 Репа:>50    woodenfrog [12]  21.06.2023    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Сейчас самое время её реанимировать.

ID:1009053 Репа:+9    Проходил мимо  22.06.2023    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Ну, про "нету у нашего народа развитого эстетического чувства", это вы, батенька, погорячились... Вот навскидку изготовленное "среди родных осин" и вполне себе технически эстетичное на вид: - Шуховская радиобашня на Шаболовке. - Истребитель Су-35 (что любопытно, американцы включили его в топ красивейших боевых самолётов). - Церковь Покрова на Нерли (под Владимиром). - Крейсер Аврора (бронепалубные крейсеры типа "Диана" спроектированы и построены в России). - Сталинские высотки (ИМХО - вершина послевоенного советского ар-деко). - Спутник (тот самый - первый). - Танк Т-34. - Автомат Калашникова. - ВНИИТЭ-ПТ (экспериментальное такси середины 60-х). - Швейная машинка "Волга" (она же "Тула" – это середина 50-х). - Телефонный аппарат спецсвязи (та самая, знаменитая "вертушка" - телефон спецсвязи СТА-2, с гербом СССР на дисковом номеронабирателе). Хватит наверное… Да и тот же "Старт" оценивать надо по меркам своего времени – для 60-х вполне симпатичная машинка была.
 
Colonel Zeus, В принципе верно. Все же были моменты для гордости. Но. Но таких моментов наберётся даже у маленьких стран с избытком. А для такой огромной страны, империи, зачастую было " вопреки обстоятельствам". Как исключение.
" Обидно, понимаешь ли!"


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
часто смотрят
ТАКАЯ домашняя ДЕВУШКА показала на ДИВАНЧИКЕ :-)...
Pokazuha.ru
часто смотрят
Просто красивые голые девчонки 18+ ) 58
Pokazuha.ru
часто смотрят
ВЕЧЕРНИЕ ОЖИЖАНИЯ:-)))
Pokazuha.ru
часто смотрят
СНАЧАЛА ПОГУЛЯЛИ, ПОТОМ ПОФОТКАЛИСЬ!!! (в голом ...


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1458399
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта