Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Сестрорецк – родина трамвая. Часть 1
Выложено 09 октября 2022
Нет, это не анекдот из серии «Россия – родина слонов», это действительно так. Узнал я об этом совершенно случайно, услышал в радиопередаче. В замечательном четырёхтомнике «История Сестрорецка и его окрестностей», во втором томе, есть рассказ «Пути-дороги» известного краеведа Бориса Еремеевича Ривкина, к сожалению, умершего два года назад, в нём говорится и о железной дороге конца XIX и начала XX века. Упоминается линия Миллера, но только как преемница Финляндской железной дороги и предшественница Приморской. Гораздо информативнее оказался материал, найденный мною на зеленогорском сайте «Терийоки». Помогли, конечно, и «Википедия», и имеющиеся в домашней библиотеке книги.
Итак, всё началось в 1874 году, когда изобретатель, штабс-капитан Фёдор Аполлонович Пироцкий провёл первые опыты по созданию вагонов на электрической тяге. Это было на Песках, где сейчас находятся Советские (ранее Рождественские) улицы. А уже через год была открыта первая в мире электрифицированная железная дорога. Участок железной дороги проходил прямо перед Сестрорецким Курортом. Вообще Линия Миллера, созданная в 1873 году, была призвана покрыть убытки ветки от Белоострова до Сестрорецка, построенной Военным министерством от железной дороги Петербург - Рийхимяки. Мориц фон Дезен и Михаил Иванович Миллер предложили приобрести Сестрорецкую ветвь у Финляндской железной дороги с последующей организацией пассажирского сообщения. Планировалось также строительство новой морской пристани в 3 верстах от Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к Тарховской косе, где существовала пристань.
В январе 1873 года было учреждено «Общество Сестрорецкой железной дороги», которое вступило во владение ветвью 19 апреля 1875 год. Подвижной состав был арендован у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей название «Гавань Миллера», из валунов была отсыпана 50-метровая дамба, по которой проложили железнодорожную ветку к пристани. До дамбы путь проходил по самому пляжу.
И вот именно на этой ветке инженер Ф. А. Пироцкий в 1876 году проводил свои опыты по приспособлению рельсового пути к передаче электрогальванического тока для получения патента на изобретение «На электрический способ передачи сил по рельсовым и другим проводникам». Выделили участок протяжением в З 1/2 версты (3,73 км), соединяющий Сестрорецк с пристанью. Опытные машины были установлены на расстоянии свыше одного километра. В качестве проводников для электропередачи использовали рельсы: один как прямой, а второй как обратный провод. После обеспечения необходимых соединений на стыках рельсов опытную электропередачу осуществили успешно. По утверждению автора установки, утечка тока в землю не была заметной. Коэффициент полезного действия передачи, по его же подсчётам, был достаточно высоким. Расходы на приспособление для электропередачи существующего железнодорожного пути были ничтожны - от 50 до 100 рублей на версту. Это событие с полным правом можно считать испытанием первого в мире трамвая.
Но, как это часто бывает, на родине затею не оценили. Пироцкий был изобретателем-одиночкой и не смог найти средства на развитие того самодвижущегося вагона, который впоследствии нарекут трамваем. А вот иностранцы времени зря не теряли. Идеей заинтересовалась фирма «Сименс». Карл фон Сименс встречался с Пироцким и ознакомился с его изобретением. И вот в 1881 году в Берлине фирмой «Сименс» был запущен первый в мире трамвай. В России же первый трамвай был запущен лишь в 1892 году, и было это не в Сестрорецке и даже не в Санкт-Петербурге, а в Киеве. В Санкт-Петербург трамвай пришёл в 1907 году.
Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича Пироцкого сложилась печально. Он вернулся на службу артиллерийским офицером, но был отправлен в 1888 году в отставку в чине полковника за несколько месяцев до 25-летней выслуги, которая могла бы обеспечить ему достойную пенсию. Умер изобретатель в 1898 году в нищете, чтобы оплатить похороны, пришлось заложить мебель…
Когда в следующий раз будете садиться в трамвай, вспомните, что он создан в России, и что первый его маршрут пролегал в Сестрорецке.
Итак, всё началось в 1874 году, когда изобретатель, штабс-капитан Фёдор Аполлонович Пироцкий провёл первые опыты по созданию вагонов на электрической тяге. Это было на Песках, где сейчас находятся Советские (ранее Рождественские) улицы. А уже через год была открыта первая в мире электрифицированная железная дорога. Участок железной дороги проходил прямо перед Сестрорецким Курортом. Вообще Линия Миллера, созданная в 1873 году, была призвана покрыть убытки ветки от Белоострова до Сестрорецка, построенной Военным министерством от железной дороги Петербург - Рийхимяки. Мориц фон Дезен и Михаил Иванович Миллер предложили приобрести Сестрорецкую ветвь у Финляндской железной дороги с последующей организацией пассажирского сообщения. Планировалось также строительство новой морской пристани в 3 верстах от Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к Тарховской косе, где существовала пристань.
В январе 1873 года было учреждено «Общество Сестрорецкой железной дороги», которое вступило во владение ветвью 19 апреля 1875 год. Подвижной состав был арендован у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей название «Гавань Миллера», из валунов была отсыпана 50-метровая дамба, по которой проложили железнодорожную ветку к пристани. До дамбы путь проходил по самому пляжу.
И вот именно на этой ветке инженер Ф. А. Пироцкий в 1876 году проводил свои опыты по приспособлению рельсового пути к передаче электрогальванического тока для получения патента на изобретение «На электрический способ передачи сил по рельсовым и другим проводникам». Выделили участок протяжением в З 1/2 версты (3,73 км), соединяющий Сестрорецк с пристанью. Опытные машины были установлены на расстоянии свыше одного километра. В качестве проводников для электропередачи использовали рельсы: один как прямой, а второй как обратный провод. После обеспечения необходимых соединений на стыках рельсов опытную электропередачу осуществили успешно. По утверждению автора установки, утечка тока в землю не была заметной. Коэффициент полезного действия передачи, по его же подсчётам, был достаточно высоким. Расходы на приспособление для электропередачи существующего железнодорожного пути были ничтожны - от 50 до 100 рублей на версту. Это событие с полным правом можно считать испытанием первого в мире трамвая.
Но, как это часто бывает, на родине затею не оценили. Пироцкий был изобретателем-одиночкой и не смог найти средства на развитие того самодвижущегося вагона, который впоследствии нарекут трамваем. А вот иностранцы времени зря не теряли. Идеей заинтересовалась фирма «Сименс». Карл фон Сименс встречался с Пироцким и ознакомился с его изобретением. И вот в 1881 году в Берлине фирмой «Сименс» был запущен первый в мире трамвай. В России же первый трамвай был запущен лишь в 1892 году, и было это не в Сестрорецке и даже не в Санкт-Петербурге, а в Киеве. В Санкт-Петербург трамвай пришёл в 1907 году.
Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича Пироцкого сложилась печально. Он вернулся на службу артиллерийским офицером, но был отправлен в 1888 году в отставку в чине полковника за несколько месяцев до 25-летней выслуги, которая могла бы обеспечить ему достойную пенсию. Умер изобретатель в 1898 году в нищете, чтобы оплатить похороны, пришлось заложить мебель…
Когда в следующий раз будете садиться в трамвай, вспомните, что он создан в России, и что первый его маршрут пролегал в Сестрорецке.
Фёдор Аполлонович Пироцкий
Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича Пироцкого сложилась печально. Он вернулся на службу артиллерийским офицером, но был отправлен в 1888 году в отставку в чине полковника за несколько месяцев до 25-летней выслуги, которая могла бы обеспечить ему достойную пенсию. Умер изобретатель в 1898 году в нищете, чтобы оплатить похороны, пришлось заложить мебель…
Сестрорецкий Курорт. Виден мол (дамба Миллера)
Англоязычная Википедия утверждает, что именно здесь происходили испытания первого в мире электрического трамвая. Place on Miller"s line where Fyodor Pirotsky"s first electric tram
Конка на Невском проспекте, украшенном в честь коронации императора Николая II. 1896 год. Фотограф Карл Булла
Сенная площадь и Садовая улица. Справа – Успенская церковь, взорванная в 1961 году. 1900-е годы. Фотограф Карл Булла
Остановка конки у Николаевского вокзала. 1900-е годы
Николаевская набережная. 1900-е годы. Фотограф Карл Булла
Первый разводной чугунный мост, Николаевский. На заднем плане – несохранившаяся Благовещенская церковь, давшая название площади, на первом плане – также не существующая более часовня Николая-Чудотворца. 1900-е годы. Фотограф Карл Булла
Конка на Марсовом поле у Мраморного дворца. 1903 год. Фотограф Карл Булла
Конка у Троицкого моста. 1905-1906 год. Фотограф Карл Булла
Омнибус и конка на Невском проспекте. 1903 год. Фотограф Карл Булла
Омнибус на углу Невского и Большой Конюшенной. 1900 год. Фотограф Карл Булла
Рельсовый разъезд перед Гостиным Двором. 1900-е годы. Фотограф Карл Булла
Знаменская площадь. 1900-е годы. Фотограф Карл Булла
Лиговская улица (теперь Лиговский проспект). 1900-е годы. Фотограф Карл Булла
Укладка торцовой мостовой на Невском проспекте. 1913 год. Фотограф Карл Булла
babol
[12]
10.10.2022
+1
Нижегородцы утверждают, что первый трамвай был пущен в их городе. На Большой Покровской даже в память об этом событии вагон трамвая установлен.
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1493742
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1493742
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий