ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ |
Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!
|
|
Картинки > Фотографии
танки
[все теги сайта]
В американской армии танк, стандартизированный под индексом М4, назвался "Генерал Шерман", в честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в США; в английской - просто "Шерман". Принципиально все модели танка "Генерал Шерман" (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга за исключением разного вооружения. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть - все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь - крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из 3-х частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое.
Американские танки М4, великолепно сработанные, оказались весьма уязвимыми для противотанковых пушек врага, а губчатая резина, которой они были обиты изнутри для снижения шума и ударов от толчков, не очень-то предохраняла. Зато первая же искра превращала машину в факел. Наши танкисты предпочитали, конечно, отечественный танк с гусеничным ходом и дизелем. Высооктановый бензин для двигателей американских танков превращал их, по образному выражению фронтовиков, в зажигалки. Надо отдать должное американским конструкторам из Рок-Айлендского арсенала. В соответствии с советами и замечаниями наших военных специалистов они при создании среднего танка М4 «шерман» устранили многие недостатки его предшественника.
Герой Советского Союза, генерал-майор танковых войск Александр Михайлович Овчаров: «Я воевал… на английских «Матильда» и «Валентайн», американских М4А2. Первый заваливался набок на любом косогоре, второй горел от попадания даже 50-миллиметрового снаряда. Несколько лучше был американский танк «Шерман». Он имел почти такие же данные, как и Т-34. Неплохая у него была и броня — вязкая. При попадании вражеской болванки броня не давала осколков и не поражала экипаж. (вероятно все же это губчатая резина которой была изнутри "подбита" броня у "американцев", не давала разлетаться осколкам)
Но эта машина была рассчитана на боевые действия по дорогам с твердым покрытием. В ее гусеничные траки была впрессована резина. На марше колонна машин не создавала большого шума, и можно было подобраться незамеченным очень близко к противнику, если марш совершался по асфальту или брусчатке. Но стоило сойти с дороги и попытаться взобраться на небольшой пригорок, особенно после дождя, как эти «Шерманы» становились беспомощными, скользили по грунту и сползали юзом. Зато уж наша тридцатьчетверка могла преодолевать любую кручу под углом даже 45 градусов.»
В немалой степени высоким потерям среди "Шерманов" способствовала вязкая броня М-4. Немецкий тупоголовый 75-мм снаряд попадая под углом не рикошетировал от корпуса как в случае с советским Т-34, имевшим поверхностную закалку брони, а "закусывая" броню,м доворачивал и пробивал ее, продолжая полет внутри танка рикошетируя от корпуса и рубя при этом в капусту экипаж. При этом раскаленная болванка пробивала зарядные ящики и разрывала топливопроводы воспламеняя их. Позднее как говорят проблема с детонированием боезапаса была частично решена путем размещения боеукладки так называемым "мокрым способом". Тем не менее "Шерманы" по воспоминаниям немецких танкистов, продолжали исправно взрываться до самого конца войны.
К достоинствам конструкции "Шермана" которую хвалят даже немцы, следует прежде всего отнести надежность работы мотора и трансмиссии - М-4 продолжали ехать при любых условиях. М-4 имел высокую техническую оснащенность, узлов и агрегатов танка, таких как стабилизатор пушки и гироскоп водителя, и мог похвастаться наличием большого количества разнобразного вооружения, включавшим в себя три пулемета, один из которых был зенитным крупнокалиберным, а также большим возимым боезапасом. Чтобы задействовать дополнительное оборудование и правильно его использовать требовалась специальная подготовка, а эффективность его применения как например у стабилизатора орудия была весьма низкой, поэтому экипажами дополнительные устройства как правило не использовались.
Весьма существенным в ходе боевого применения было то, что в ходе кампании на Западном фронте Шерманы имели значительное численное превосходство над противником, а войска получали массированную авиационную и артиллерийскую поддержку. Недостатки конструкции в этом случае не имели существенного значения, поскольку танки с танками обычно не воюют, кроме немецких танков - у них выбивать танки противника - это можно сказать основная работа. Именно поэтому, собственно говоря интерес к германской бронетехнике Второй Мировой войны не ослабевает до сих пор - кому интересны простые киты, если рядом плавают касатки - "киты убийцы".
|