ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ |
Отключите навсегда надоедливую рекламу при просмотре публикаций!
|
|
Разное > Люди
люди, жизнь, мир
[все теги сайта]
Язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы, выражается в молитвах, а также в мифах, легендах, сказках, символах, обычаях, обрядах, нравах, праздниках, костюмах.
По представлениям марийцев Единый верховный Творец Вселенной следит за порядком среди национальных богов, разрешает споры, возникающие между ними.
Исстари люди знали: природа родины имеет магическую власть над человеком. И поныне марийцы относятся к природе как к живому существу, имеющему душу. Вера в Бога у древних марийцев (а это во многом сохранилось и сегодня) являлась верой в то, что окружающий Мир или Космос, включая человека, является единым живым организмом. По сути, этот единый организм и есть Бог. Вот почему на реки, горы, рощи, возведенные в ранг священных, распространялись строгие табу, мудро регулировавшие необходимое экологическое равновесие огромных территорий. Бог - это Абсолютное Добро. Он всегда помогает человеку, если человек не противопоставляет себя другой части Бога (Космоса, Природы, Мира). Так, у марийцев вмешиваться в дела природы нельзя, иначе боги могут разгневаться на людей и послать им неурожай, болезни.
Долгое время марийцы жили рассредоточено, не строили больших деревень, городов, а приспосабливались к многообразным формам, качествам, свойствам природы, считая смыслом своей жизни сохранение изначальных способов установления связи с природой, с окружающим миром. Особенно ярко эта идея проводится в многочисленных текстах молитв: "... свой туман вниз опусти, туман с земли вверх подними, между двумя туманами, подобно ласточке щебеча, подобно шелку, век продлевая, подобно роще, щеголяя, подобно горе, радуясь, жить помогай!"
Многочисленные тексты молитв, заговоров народа мари - это древнейший уникальный памятник духовной культуры. Без преувеличения его сегодня можно назвать Марийскими Ведами. Веды считаются божественными откровениями, передаваемыми изустно каждому следующему поколению жрецов.
Вот как описывается немецким ученым-исследователем Олеарием (1599-1671) древний обряд приношения жертвы Богу: "Иногда черемисы приносят жертвы и богу, режут для этой цели лошадей, козлов и овец, натягивают шкуры на колья, варят рядом с ними мясо, берут блюдо, полное мяса в одну руку, а чашку с медом или другим напитком в другую руку и бросают все это против шкуры в огонь, говорят: Иди, передай мое желание Богу... О боже, я охотно жертвую тебе это от меня и дай мне скота..." и так далее, смотря по тому, что они охотно желали бы. Так как они не верят в иную, чем здешняя, жизнь, то все их просьбы и молитвы устремлены на мирское. Они молятся также солнцу и месяцу, так как замечают, что их действие благоприятно для земли и скота. Особенно же во время урожая высоко чтится ими солнце. Нам даже сообщили, что они в течение дня почитают и иногда обожают все то, что видели во сне, будь то корова, лошадь, огонь или вода. Когда мы из-за этого уговаривали черемисина, что неправильно чтить скот и другие твари как бога и молиться им - он давал такого рода ответ: что же такое представляют собой боги русских, вешаемых на стенку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски, и он поэтому не желает им поклоняться, гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то, что имеет жизнь.
Добавлю от себя. Даже живя далеко от малой родины, я соблюдаю некоторые правила.
Когда кушаю,оставляю небольшой кусочек хлеба. Кладу его в топящуюся печь, и говорю:"Брат огонь, это тебе, чтобы, грел а не жёг.
Если попил из родника,ручья,колодца, говорю им спасибо
Если иду в лес, за грибами,ягодами и т.д. оставляю на опушке угощение лесному народу.
То же самое на рыбалке, бросаю хлеб, крупу и т.д. в воду, для детей матушки реки.
|