Где я нахожусь?
         

Чудеса кино. Фильмы Александра Птушко Попытаться подобрать серию (одинаковое название и разные цифры в конце) к этой публикации
Выложено 27 Ноября 2022
Творчество > Видео

woodenfrog
>50
  Прислал(a): woodenfrog
  Добавить woodenfrog в избранные авторы   Фотолента woodenfrog 0
   Список публикаций
Версия для печати    Инфо и настройки  Мой цитатник
история,   кино,   ссср,   мультфильм,   ретро [все теги сайта]

Сейчас спецэффектами в фильме никого не удивить. Компьютерная графика позволяет достичь почти невозможного. Но как же обходились без неё старые кинорежиссёры? Приходилось идти на разные хитрости, изобретать новые способы съёмки. Александр Птушко был одним из пионеров комбинированных съёмок. Впрочем, дадим слово автору:

«ЧУДЕСА КИНО» (статья А. Птушко из журнала «Затейник» (номер 4 за 1953 год).

Много увлекательного и чудесного в искусстве кино. Сидя в кинозале или в комнате и не сходя со своих мест, люди могут отправиться путешествовать в далекие страны, побывать в гостях у знаменитых людей нашей родины, проследить, как на их глазах распустится цветок, как из него вырастет плод. Это только в кино мы можем без всяких хлопот и усилий опуститься в глубины моря, подняться в стратосферу, познакомиться с невидимой для человеческого глаза жизнью микроорганизмов или заглянуть вовнутрь цилиндра работающего автомобильного мотора. С помощью киноаппарата можно перенестись в глубь веков, побывать в сказочной стране, населённой крошечными карликами или, наоборот, огромными великанами, и вступить в бой с чудовищным драконом, изрыгающим пламя. На космическом ракетном корабле мы можем совершить удивительное путешествие на Луну или на любую из других далеких планет.

В фильмах, рассказывающих о Великой Отечественной войне, вы, очевидно, не раз видели и массовые танковые атаки, и взлетающие на воздух вражеские бензовозы, и взорванные мосты со сваливающимися под откос вражескими эшелонами, и подбитые в воздухе самолеты.

Для того чтобы эти эпизоды показать на экране, необходимо их предварительно заснять на пленку.

Наша кинохроника работает оперативно и снимает очень много. Свидетельством тому служит целая серия прекрасных документальных фильмов. Но если бы в студиях кинохроники работало операторов во много раз больше, то и тогда они не успели бы заснять всё то, что происходит интересного во всех уголках земного шара.

И вот тогда на помощь кинохронике, снимающей подлинные события нашей жизни, приходит художественная кинематография со своей замечательной техникой. На специальных кинофабриках-студиях с помощью актёров, в особо построенных декорациях, можно воспроизвести, а затем снять и показать на экране любое историческое событие, острую драму, весёлую комедию или сказочно-фантастический сюжет.

В одной из таких студий, в киностудии «Мосфильм», нам нужно было заснять в фильме «Садко» то Ильмень-царевну, спокойно выходящую из воды послушать песню Садко, то богатыря Вышату, несущего на своих плечах живого коня, то птицу с лицом девы, то рыб, превращающихся в золотые слитки, то грандиозной силы шторм с водяными валами высотой в несколько десятков метров... Если при этом принять во внимание, что действие фильма развёртывается и в древнем Новгороде, и в мрачном варяжском царстве, затерявшемся среди могучих скал, омываемых волнами вечно бушующего моря, и в знойной Индии со множеством великолепных храмов и дворцов, то тогда всем должно стать ясным, насколько сложна была постановка такого рода фильма. Всё это возможно было создать на экране только с помощью специальной кинотехники — техники трюковых и комбинированных съемок. Эта техника, соединённая с искусством кинооператора, позволяет показать на экране самые смелые замыслы автора, режиссёра и художника.

С помощью техники трюковых съёмок мы можем легко заменять целые города маленькими макетами или просто рисунками, установленными вблизи съёмочного аппарата. Эти рисунки и макеты, «оптически» совмещаясь с небольшими декорационными сооружениями, построенными на земле, и дают на плёнке впечатление единого целого. А ведь таких сложных кадров в практике нашей работы встречается много. К примеру, посмотрите на кадры из фильмов «Сталинградская битва» (рис. 1) и «Золотой ключик» (рис. 2): легко представить себе, каких огромных усилий стоило бы снять их, если бы всё, что изображено на фото, создавалось бы в натуральных размерах.

Чтобы вам было понятно, как мы заменяем большие сооружения маленькими макетами, проделаем теоретически такой опыт. Возьмите фотоаппарат, установите его поближе к земле и поставьте перед ним рядом двух своих товарищей одинакового роста так, чтобы они оба полностью были видны на матовом стекле или в рамке видоискателя. Затем одного из ваших друзей заставьте медленно отступать назад. Глядя в видоискатель или на матовое стекло, вы увидите, что чем дальше от аппарата будет удаляться ваш приятель, тем меньшего он будет роста в сравнении со своим другом, стоящим неподвижно перед фотоаппаратом. Если же вместо вашего друга, стоящего на первом плане (вблизи аппарата), поставить на землю, на небольшую подставку, маленький макетный домик величиной с табуретку, то можно найти такое положение, когда второй ваш приятель, отступающий назад, достигнет такого маленького размера, что сможет легко войти в дверь макетного домика. Если правильно навести фокус на домик и на стоящего вдали товарища (для чего объектив нужно сильно задиафрагмировать), то на фото получится неожиданный трюк: ваш маленький домик вдруг как бы вырастет до размера нормального дома. Это оптическое свойство глаза — увеличивать предметы, приближенные к наблюдателю, и уменьшать их при удалении от наблюдателя — мы и применяем при замене больших дорогостоящих декораций маленькими макетами, устанавливаемыми вблизи киноаппарата.

На рисунке 2 (кадр из фильма «Золотой ключик») вы видите огромный воздушный корабль, с которого по верёвочному трапу спускаются на землю матросы. Но «огромный воздушный корабль» — это всего-навсего небольшой макет, установленный перед киноаппаратом. В этом макете сделан вырез, через который видна лишь часть (ширина 2 метра) натурального корабля. Эта часть на деревянных подставках устанавливалась вдали от киноаппарата. При наблюдении в лупу киноаппарата и макет, и узкая полоска корабля составляют как бы единое целое (рис. 3).

Иногда целый ряд чудес на экране можно получить, изменяя скорость вращения ручки киноаппарата или её направление. Поясним это на конкретном примере. В фильме «Каменный цветок» нужно было показать эпизоды, когда на глазах у Данилы, а следовательно, и у зрителей вырастают из земли и тут же распускаются цветы (рис. 4). Для съёмки этого кадра была применена простейшая в технике трюковых съемок так называемая «обратная съёмка». При нормальной съёмке кинооператор вращает ручку аппарата по движению часовой стрелки. Демонстрирующий фильм киномеханик также может вращать ручку кинопроектора только по движению часовой стрелки. Если же при съёмке прокрутить ручку киноаппарата в обратную сторону — против хода часовой стрелки, то на экране всё движение пойдёт вспять, наоборот. При такой съёмке дым будет «влетать», всасываться из воздуха в трубу, голуби полетят хвостами вперёд, а вода из стакана фонтаном вольётся в горлышко графина.

Изготовив фантастические цветы из пушистых гусиных перьев, мы во время съёмки сначала с помощью проволочек втягивали эти цветы в тоненькие трубочки (перья позволяют это сделать), торчащие из пола сцены. А затем и самые трубочки с помощью стоящих под сценой людей втягивали через отверстия в полу под сцену (рис. 5). Обратная съёмка вполне обеспечила нам нужный эффект вырастания цветов.

При нормальной киносъемке оператор снимает в одну секунду 24 кадра . И киномеханик демонстрирует в одну секунду через свой проектор тоже только 24 кадра. Но если при съёмке (на специальных аппаратах) снять в одну секунду 240 кадров, то на экране всё начнет двигаться в 10 раз медленнее.

С помощью такого метода производилась съёмка шторма и гибели кораблей Садко. Для этого вначале, в Одессе, в большом бассейне, размером 30x40 метров, построенном на берегу моря, снимали самый «шторм». Для получения в бассейне волн воду в нём приводили в движение с помощью вращающихся металлических цилиндров, эксцентрично насаженных на ось. Для образования же «девятого вала» — самого большого и самого мощного — в бассейн из специальных баков выливали одновременно по 8— 10 тонн воды. Если бы съёмку такого макетного шторма производить нормальной камерой, то есть снимать в секунду на плёнку по 24 кадра, то никакого эффекта шторма при проекции на экран мы бы не получили. Вот почему мы снимали эти сцены специальной «рапид»-камерой, позволяющей в одну секунду снимать 100—120 кадров. Образующееся на экране замедление и придало нашему макетному шторму подлинное правдоподобие.

Получив такой шторм на плёнке, мы его уже в Москве проецировали на большой прозрачный экран (размером 8x10 метров), перед которым ставили декорацию корабля Садко. Артисты, стоя на палубе качающегося корабля, снимались на фоне спроецированных на экран водяных валов и бушующего моря, а чтобы лучше связать палубу корабля с морем, мы обливали палубу, а следовательно, и артистов, водой из больших баков, стоящих рядом с декорацией корабля (рис. 6). Эта вторая съёмка и дала нам уже новый эффект, новый комбинированный кадр — корабль Садко, застигнутый штормом.

Для того чтобы снять кадр «Выход Ильмень-царевны из воды», мы сначала на специальную плёнку снимали актрису Е. Мышкову, поднимающуюся вверх на особом кране-рычаге из-за небольшой заслонки, стоящей перед киноаппаратом, — снимали с помощью инфракрасных лучей (невидимых невооружённым глазом), излучаемых экраном, стоящим за актрисой во время этой съёмки. В дальнейшем на эту же плёнку доснимали маленький макет, изображающий озеро. То есть, другими словами, на одну и ту же плёнку можно в одном месте снять артиста (в любой позе и любом движении), а затем в другом месте необходимый фон.

Этот способ, изобретённый советским оператором Б. Горбачевым и инженером В. Омелиным, поистине создает неограниченные возможности. Так был снят и кадр «Пронос Вышатой по берегу моря на своих плечах живого коня». Для этого вначале конь подвешивался в воздухе в специальном футляре на длинной балке. Под этим футляром, как бы держа его на плечах, на подвижных мостках стоял артист Н. Малишевский, исполнявший роль Вышаты. Во время съёмки мостки двигались по рельсам навстречу Вышате. При этом он, будучи связанным с конём (в футляре), чтобы не упасть, должен был все время переступать ногами по принципу «белки в колесе». Эта первая часть будущего кадра снималась в Москве, в специальном павильоне «Мосфильма», оборудованном инфракрасным освещением. А затем, много времени спустя, в Ялте, на берегу моря, была доснята вторая часть кадра — окружающий Вышату фон. Этот способ сейчас с успехом применяется при съёмках морского боя в историческом цветном фильме «Адмирал Ушаков», а также в других фильмах.

Кинорежиссер А. Птушко, лауреат Сталинской премии

Мне остаётся только добавить, что Птушко является режиссёром подлинного шедевра, намного опередившего своё время. В 1935 году он снял фильм «Новый Гулливер», в котором живой артист играл с куклами, а число кукол в фильме доходило до трёх тысяч! Роль Пети исполнил московский школьник Володя Константинов. Когда началась война, он ушёл на фронт добровольцем и геройски погиб в 1944 году в бою под Нарвой. 26 марта 1944 года в ходе ожесточённых боев на Нарвском направлении фашистам удалось отрезать части 72-й дивизии в 18 километрах западнее Нарвы. Проводная связь была уничтожена, радиостанция повреждена. Как следует из текста наградного (посмертного) листа, «радист Константинов восстановил радиостанцию и установил связь, на основе которой было организовано управление огнём командующего артиллерией дивизии. При атаке командного пункта КАД радист Константинов, лично участвуя в контратаке, уничтожил 6 гитлеровцев и станковый пулемет. При отходе вынес радиостанцию и на новом КП мгновенно вошел в связь с артполками. Бессменно выполняя свои обязанности, при третьей атаке противника с автоматом в руках погиб, призывая товарищей уничтожать врага».

Фильм «Новый Гулливер» был показан на Венецианском фестивале и получил оглушительный успех. Его закупили для показа более 30 стран. Уолт Дисней звонил Птушко и предложил ему работу в Голливуде, но режиссёр остался в СССР и подарил нам ещё много замечательных фильмов.

Этот checkbox служит для того чтобы отметить
несколько фото в публикации (если например понравились только
2 фото из 20). Используется в:
- добавить в заметки
- послать другу по e-mail
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
Комментарии пользователей ( Добавить комментарий к публикации   Добавить комментарий к публикации )
  • >50
    woodenfrog [публикатор] 28.11.2022 13:14   Пожаловаться      За комментарий:
    Не понравился комментарий 0 Понравился комментарий
    Забыл добавить, мимика кукол в "Новом Гулливере" делалась так: надевали на все куклы в кадре маски, делали кадр, потом меняли маски, делали ещё кадр, и так далее. Титанический труд. А вот чем наградили Владимира Константинова и наградили ли вообще, мне установить не удалось. Везде цитируется только приведённый мной фрагмент наградного листа.

Альтернативные названия публикации ( Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал более подходящее название к этой публикации)

Жалобы ( Добавить жалобу на публикацию Сообщить о нарушениях правил в этой публикации)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!
Pokazuha.ru
многим понравилось
Video file
Pokazuha.ru
многим понравилось


Еще...
 
Главная страница

Понравилось? Поделись с друзьями:
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail 




pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1496853
HTML: <a href="http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1496853">Чудеса кино. Фильмы Александра Птушко </a>
ВВcode: [URL=http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1496853]Чудеса кино. Фильмы Александра Птушко [/URL]

 
   РЕДАКТИРОВАНИЕ названия,содержания, подписей к картинкам
 
 
Перейти на мобильную версию сайта