Разное
история, война, германия, техника, фотография
[все теги сайта]
Переведено автором публикации.
От автора. Возможны огрехи в переводе, уважаемых танководов и танковедов прошу не сильно ругаться. Прошу отнестись к моему переводу со снисхождением.
Флакпанцер (Flakpanzer) в переводе с немецкого означает «зенитный танк» (“flak” происходит от слова Flugabwehrkanone, буквально «зенитная пушка»; “panzer” образовано от слова Panzerkampfwagen, что означает «бронированная боевая машина», или попросту танк). Эта машина представляет собой переделанный танк, вооружение которого предназначалось не для наземных, а для воздушных целей. Несколько машин с таким названием использовались немецкой армией в годы Второй Мировой войны. После войны похожие машины стояли на вооружении и западногерманского бундесвера, и Народной армии Восточной Германии.
К 1943 году стало очевидно, что Люфтваффе утратила преимущество в воздухе, и потребность во флакпанцире стала крайней. Поэтому немецкие сухопутные войска (Heer) стали делать первые шаги по разработке новых моделей флакпанцирей. С учётом того, что потребуется продолжительное время на доводку новых шасси и что производственных мощностей не хватало, было решено подправить существующие модели и выполнить запрос армии. Наиболее простым и логичным решением было заново использовать уже произведённые шасси. Танки Panzer I и II уже устарели или использовались для других целей. В небольших количествах применялся танк Panzer 38(t) как временное решение, но он требовался для противотанковых самоходных орудий на основе его шасси, и к тому же он казался неподходящим для выполнения этой задачи из-за своего малого размера.
Шасси танка Panzer III использовались для производства StuG III и было, таким образом, недоступно. [StuG III — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено порядка 9250 САУ с 75-мм орудиями)]. Тогда обратили внимание на шасси танков Panzer IV и Panzer V Panther. Шасси танка Panzer IV уже применялось в нескольких модификациях, поэтому для программы Flakpanzer было решено использовать именно его. Некоторое время рассматривали возможность применения шасси Panzer V Panther с двумя 37-миллиметровыми зенитными пушками, но из-за высокого спроса на корпуса танков проект не пошёл дальше деревянного макета.
Первым флакпанцером на шасси танка Panzer IV стала счетверённая зенитная установка 2 cm Flakvierling auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV. Она не получила производственных заказов, но этот прототип был усовершенствован и доведён до большей установки 3.7 cm Flak 43, известной как Möbelwagen («мебельный фургон»). Таких самоходок было произведено около 240. У Möbelwagen была достаточная огневая мощность для уничтожения вражеских самолётов, а экипаж был защищён бронеплитами с четырёх сторон, правда, для эффективного применения пушки плиты приходилось сбрасывать. «Мебельному фургону» требовалось время для приведения в боевое состояние, поэтому он был малоэффективен.
Было понятно, что требовался флакпанцер с башней кругового вращения, закрытый по бокам и с открытым верхом. По этой причине генерал-оберст (генерал-полковник) Гудериан, генерал-инспектор бронетанковых войск (Generalinspekteur der Panzertruppen) отдал прямой приказ инспекции бронетанковых войск (Inspektion der Panzertruppen 6) начать работу над новым флакпанцером.
Более на этом сайте а флакпанцерах не говорится, но вот информация из другого источника .
Второй Flakpanzer III
Введение.
Разработка флакпанцера началась в конце 1943 года, когда Люфтваффе потеряло преимущество в воздухе на всех фронтах (в Северной Африке, Западной Европе и на Восточном фронте), и, чтобы не тратить время на разработку, после предыдущего опыта с FlakPanzer-I на основе шасси танка Panzer-I и Flakpanzer 38(t) на шасси столь же лёгкого танка Panzer 38(t) было решено для унификации ПВО переоборудовать под самоходки шасси существующих танков Panzer III или Panzer IV.
Одно из первых испытаний было проведено со счетверённой автоматической 20-миллиметровой пушкой, позаимствованной у Kriegsmarine (флота) и установленной на шасси танка Panzer III. В дополнение были разработаны импровизированные самоходки Sd.Kfz.10/4, Sd.Kfz.6/2, Sd.Kfz.7/1 и другие решения на полугусеничной основе.
Когда была испытана, а затем поступила в производство самоходка Wirbelwind («Смерч») на базе шасси танка Panzer IV, артиллеристы – Inspectorate 4 – захотели подобную машину для своих штурмовых подразделений, и, поскольку они уже использовали StuG III, было решено приспособить под неё в целях стандартизации шасси танка Panzer III. К октябрю 1944 года военная делегация посетила завод Deutsche-Eisenwerke в Дуйсбурге, чтобы ознакомиться с проектами зенитных башен и захотела для будущего Flakpanzer III, заказанного с ноября 1944 года, ежемесячную поставку четырёх штук на все 30 имевшиеся шасси StuG III. Был размещён также заказ на 90 надстроек для шасси танка Panzer III.
В декабре 1944 года Regierungsbaurat (правительственный строительный совет) послал Беккера (Becker) на завод Ostabau в Сагане (Sagan) для ознакомления с башнями «Оствинд» (Ostwind, «Восточный ветер») и Wirbelwind, и Беккер предложил изменить и башню Ostwind, и башню Wirbelwind, чтобы они подходили под башенное кольцо меньшего танка Panzer III, но от этого предложения отказались. [Речь идёт о конструкторе Альфреде Беккере].
Тем не менее, работа над флакпанцером началась в Sturmgeschützschule [моих «знаний» немецкого хватило на то, чтобы перевести это страшное слово как «штурмовая оборонная школа»] в Бургене, и к началу 1945 года завод Deutsche-Röhrenwerke поставил башню Ostwind с полностью закрытым полом для подгонки, а позже – две зенитные пушки 3.7 cm Flak 43 и две 2 cm Flakvierling 38, кроме того, были приобретены для переделки два шасси.
Эти прототипы были испытаны к марту 1945 года, и инженеры в Бургене заметили, что шасси могли работать без проблем либо с пушкой 3.7 cm Flak 43, либо с пушкой 2 cm Flakvierling 38, поэтому военная приёмка (Heeres Waffenamt) дала разрешение на отправку 18 башен Ostwind, ещё 72 башни были заказаны. Было выпущено только примерно 18 башен (точное число неизвестно) перед тем, как их производство было отменено Альбертом Шпеером (Albert Speer) в соответствии с Программой экстренного производства вооружения.
Конструкция
Машина, по-видимому, использовала шасси самоходки StuG III и надстройку танка Panzer III, и, возможно, применялись бывшие в ремонте или даже учебные машины; подвеска и ходовой механизм были такими же, с торсионной подвеской, шестью малыми катками, двумя передними ведущими колёсами, двумя направляющими колёсами и шестью опорными катками; двигатель был тот же, Maybach HL 120 TRM мощностью 265 л.с. при 2600 об/мин. Самым большим отличием была башня Ostwind, первоначально разработанная для размещения 3.7 cm FLAK 43 и подходящая к кольцу башни танка Panzer IV. Таким образом, команда бургенской школы штурмовой артиллерии сумела приспособить диаметр основания башни в 1680 мм к диаметру башенного кольца танка Panzer III (1520 мм).
Башня была с наклонной бронёй, шестигранной, с приваренными друг к другу броневыми плитами под углом в 30°, с щелью впереди для подъёма пушки калибром 3,7 см. За свою форму самоходка была прозвана «Банкой для печенья» ("Keksdose"). Она была с открытым верхом, для хорошего кругового обзора, но мало защищала от шрапнели. Рулевая тяга связывала поворотный механизм Flak 43 с башенным кольцом танка Panzer III, чтобы использовать угол горизонтальной наводки главного орудия.
Зенитное орудие 3.7 cm FLAK 43 производства Rheinmetall-Borsig питалось восьмизарядными обоймами, при этом нижнюю часть лафета и оригинальный бронещит пришлось снять, чтобы уместить орудие в башне. Угол возвышения был от – 10° до + 90°, скорострельность 250-300 снарядов в минуту (на практике 150-180 выстрелов в минуту), начальная скорость снаряда 820 м/с, эффективный потолок стрельбы 4 800 метров. Общее количество обойм на борту неизвестно. Внутренняя поверхность башни была выложена восьмизарядными обоймами, дополнительно обоймы размещались в ящиках на полу шасси. Защита обеспечивалась единым пулемётом MG 34 и личным оружием.
P.S. Видно, что немцы клепали эти кастрюли от безысходности, когда они уже хватались за любую соломинку. Я, во всяком случае, о подвигах зенитных самоходок не слышал.
|