
Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
Сюрреалистичные памятники Югославии, оставшиеся после страны, которой больше не существует. Часть 1
Выложено 08 июня 2025
Переведено автором публикации.
Разбросанные по изрезанным Балканами ландшафтам, колоссальные монументы вырастают из земли, как останки забытой цивилизации.
Эти поразительные, футуристические формы – часто одинокие и пострадавшие от непогоды – некогда значили многое в стране, которой уже нет на картах.
Построенные в 1960-е – 1970-е годы в теперь развалившейся Социалистической Федеративной Республике Югославии, эти сооружения были больше, чем просто памятниками.
Это были лучи идеологии, построенные для того, чтобы проецировать единство, силу и устремлённую вперёд национальную идентичность после Второй Мировой войны.
От залитых солнцем берегов современных Хорватии и Словении до изрезанных горами земель Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Косово и Северной Македонии, эти памятники, известные как споменики, тут и там врываются в пейзаж, как творения другого мира.
Их часто воздвигали прямо на местах зверских убийств или героических событий, их драматические, устремлённые ввысь формы говорят с нами не в реалистической манере, но через абстракцию и символизм.
В отличие от представительного, часто тоталитарного стиля советских мемориалов, югославские памятники придерживаются модернизма.
Их визуальный язык вольно позаимствован у западных архитектурных трендов, что говорит об уникальном положении страны между Востоком и Западом.
Югославия, возглавлявшаяся Иосипом Броз Тито, в отличие от своих соседей по восточному блоку [страны Варшавского Договора] пошла другим путём. Она была социалистическим государством, проводившим политику «самоуправления» и поддерживавшим относительную открытость Западу.
При такой идеологической умеренности общественное искусство стало мощным инструментом. Монументы служили не только как напоминание о сопротивлении фашизму, но также как инструмент политического воспитания.
Они вели тщательно сберегаемый рассказ о единстве разных этнических групп Югославии – сербов, хорватов, боснийцев, словенцев, македонцев, черногорцев, албанцев и других – связанных вместе совместно пережитыми ужасами войны и обещали общее будущее.
Тито видел в этих сооружениях символ новой, современной Югославии – не капиталистической и не советской, но выбравшей собственный путь.
Абстрактные, зачастую огромные, подчёркнуто избегающие этнических и религиозных символов, эти монументы были призваны объединять, а не разделять.
Их формы предполагали движение, надежду и преображение – наглядное олицетворение будущего, которое надеялась построить страна.
Но под этими амбициями лежали нерешённые трения, которые руководство Тито могло подавить, но не могло до конца уничтожить.
После смерти Тито в 1980 году эти разногласия усилились. Хрупкая федерация начала разваливаться, и к 1990-м годам она рухнула в череде жестоких войн, которые подогревались национализмом и этническими конфликтами. [О мерзкой роли США и Запада в целом в развале Югославии автор скромно умалчивает. Впрочем, не будем забывать о том, что Россия отстранилась и бросила страну на произвол судьбы].
Монументы, бывшие прежде символами единства и современности, стали осколками разрушенной мечты. Их значение менялось с изменениями политических веяний – они почитались одними и игнорировались и портились другими.
Сегодня споменики находятся в разных степенях сохранности. Некоторые содержатся как исторические объекты или вмещают в себя небольшие музеи, а другие выкрашиваются, уступая времени и растительности.
Для многих они по-прежнему несут в себе эмоциональный заряд – либо как ностальгические воспоминания о прошлом, полном надежд, либо как печальные свидетели развала страны.
Их странные формы и запоминающиеся образы продолжают вызывать любопытство и стоят как железобетонные отголоски сложной и часто неправильно понимаемой истории.
Источник фото: Wikimedia Commons / Jan Kempenaers / Spomenik Database / RHP
Разбросанные по изрезанным Балканами ландшафтам, колоссальные монументы вырастают из земли, как останки забытой цивилизации.
Эти поразительные, футуристические формы – часто одинокие и пострадавшие от непогоды – некогда значили многое в стране, которой уже нет на картах.
Построенные в 1960-е – 1970-е годы в теперь развалившейся Социалистической Федеративной Республике Югославии, эти сооружения были больше, чем просто памятниками.
Это были лучи идеологии, построенные для того, чтобы проецировать единство, силу и устремлённую вперёд национальную идентичность после Второй Мировой войны.
От залитых солнцем берегов современных Хорватии и Словении до изрезанных горами земель Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Косово и Северной Македонии, эти памятники, известные как споменики, тут и там врываются в пейзаж, как творения другого мира.
Их часто воздвигали прямо на местах зверских убийств или героических событий, их драматические, устремлённые ввысь формы говорят с нами не в реалистической манере, но через абстракцию и символизм.
В отличие от представительного, часто тоталитарного стиля советских мемориалов, югославские памятники придерживаются модернизма.
Их визуальный язык вольно позаимствован у западных архитектурных трендов, что говорит об уникальном положении страны между Востоком и Западом.
Югославия, возглавлявшаяся Иосипом Броз Тито, в отличие от своих соседей по восточному блоку [страны Варшавского Договора] пошла другим путём. Она была социалистическим государством, проводившим политику «самоуправления» и поддерживавшим относительную открытость Западу.
При такой идеологической умеренности общественное искусство стало мощным инструментом. Монументы служили не только как напоминание о сопротивлении фашизму, но также как инструмент политического воспитания.
Они вели тщательно сберегаемый рассказ о единстве разных этнических групп Югославии – сербов, хорватов, боснийцев, словенцев, македонцев, черногорцев, албанцев и других – связанных вместе совместно пережитыми ужасами войны и обещали общее будущее.
Тито видел в этих сооружениях символ новой, современной Югославии – не капиталистической и не советской, но выбравшей собственный путь.
Абстрактные, зачастую огромные, подчёркнуто избегающие этнических и религиозных символов, эти монументы были призваны объединять, а не разделять.
Их формы предполагали движение, надежду и преображение – наглядное олицетворение будущего, которое надеялась построить страна.
Но под этими амбициями лежали нерешённые трения, которые руководство Тито могло подавить, но не могло до конца уничтожить.
После смерти Тито в 1980 году эти разногласия усилились. Хрупкая федерация начала разваливаться, и к 1990-м годам она рухнула в череде жестоких войн, которые подогревались национализмом и этническими конфликтами. [О мерзкой роли США и Запада в целом в развале Югославии автор скромно умалчивает. Впрочем, не будем забывать о том, что Россия отстранилась и бросила страну на произвол судьбы].
Монументы, бывшие прежде символами единства и современности, стали осколками разрушенной мечты. Их значение менялось с изменениями политических веяний – они почитались одними и игнорировались и портились другими.
Сегодня споменики находятся в разных степенях сохранности. Некоторые содержатся как исторические объекты или вмещают в себя небольшие музеи, а другие выкрашиваются, уступая времени и растительности.
Для многих они по-прежнему несут в себе эмоциональный заряд – либо как ностальгические воспоминания о прошлом, полном надежд, либо как печальные свидетели развала страны.
Их странные формы и запоминающиеся образы продолжают вызывать любопытство и стоят как железобетонные отголоски сложной и часто неправильно понимаемой истории.
Источник фото: Wikimedia Commons / Jan Kempenaers / Spomenik Database / RHP

Этот монумент находится в Никшиче (Никшић), городе в Черногории. Информации о нём не нашёл

Этот же монумент с другого ракурса

Эта большая крылатая скульптура находится в Подгариче (Podgari), Хорватия, и вмещает в себя крипту с останками партизан, которые умерли в соседних госпиталях

Сербское восстание против усташей увековечено на Петровой Горе (Petrova Gora) в Хорватии монументом высотой с двенадцатиэтажный дом

Здесь, на горе Космай (Kosmaj), в 1941 году собирались сербские партизаны для планирования боёв с войсками Оси

Этот монумент в Крушево (Kruevo) напоминает о бойцах сопротивления, участвовавших в Илинденско-Преображенском восстании (Ilinden) в 1903 году против Оттоманской империи, а также о партизанах, которые вели народно-освободительную борьбу во Второй Мировой войне

Расположенный на высокой горе в Боснии и Герцеговине, этот монумент напоминает о яростном бое, когда тысячи партизан и мирных жителей, в основном сербов, были убиты или отправлены в концлагеря усташей летом 1942 года

Символизирующий распускающийся цветок, этот монумент посвящён врачам и медицинскому персоналу госпиталей, выхаживавшим партизан в Корчанице (Koranica), Босния и Герцеговина

Под этим монументом на Холме Свободы в Илирска-Бистрице (Ilirska Bistrica) захоронены останки 284 бойцов Югославской армии, освобождавших эту местность во время Второй Мировой войны

Монумент «Цветок» в Ясеноваце (Jasenovac) – это мемориал тысячам жертв, казнённых во время Второй Мировой войны в концлагере Ясеновац, который был создан и работал здесь, на берегах реки Сава, Независимым государством Хорватия и управлялся фашистами-усташами

Этот споменик в городе Сански-Мост (Sanski Most), Босния, был построен не только как мемориал тысячам жертв оккупации странами Оси и угнетения окружающей местности, но и как памятник жертвам восстания санских крестьян, в котором местное население выступило против оккупантов-усташей в первые недели войны

Три поднятых кулака символизируют сербов, евреев и цыган, убитых на этом месте под Нишем (Ni), Сербия, нацистскими оккупантами с начала 1942 по конец 1944 года

Монумент в Коренице (Korenica), Хорватия. Разобран в 2013 году

Остатки монумента. 2013 год
Комментарии
:
Добавить комментарий

![]() |
kolobokchik
[12]
08.06.2025
![]() ![]()
12. В латинском наименовании южного города Сербии отсутствует последняя буква.
![]() |
|
![]() |
kolobokchik
[12]
09.06.2025
![]() ![]()
Все буквы с надстрочными знаками система не воспринимает.
kir,
Этточно. Но можно обычную " s ". Иногда любая дама сгодится, лишь бы было чо на полчасика. ![]() |
|
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1555001
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1555001
Последние просмотры
