
Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
![]() ![]() ![]() ![]() |
Сюрреалистичные памятники Югославии, оставшиеся после страны, которой больше не существует. Часть 2
Выложено 08 июня 2025
Переведено автором публикации.
Разбросанные по изрезанным Балканами ландшафтам, колоссальные монументы вырастают из земли, как останки забытой цивилизации.
Эти поразительные, футуристические формы – часто одинокие и пострадавшие от непогоды – некогда значили многое в стране, которой уже нет на картах.
Построенные в 1960-е – 1970-е годы в теперь развалившейся Социалистической Федеративной Республике Югославии, эти сооружения были больше, чем просто памятниками.
Это были лучи идеологии, построенные для того, чтобы проецировать единство, силу и устремлённую вперёд национальную идентичность после Второй Мировой войны.
От залитых солнцем берегов современных Хорватии и Словении до изрезанных горами земель Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Косово и Северной Македонии, эти памятники, известные как споменики, тут и там врываются в пейзаж, как творения другого мира.
Их часто воздвигали прямо на местах зверских убийств или героических событий, их драматические, устремлённые ввысь формы говорят с нами не в реалистической манере, но через абстракцию и символизм.
В отличие от представительного, часто тоталитарного стиля советских мемориалов, югославские памятники придерживаются модернизма.
Их визуальный язык вольно позаимствован у западных архитектурных трендов, что говорит об уникальном положении страны между Востоком и Западом.
Югославия, возглавлявшаяся Иосипом Броз Тито, в отличие от своих соседей по восточному блоку [страны Варшавского Договора] пошла другим путём. Она была социалистическим государством, проводившим политику «самоуправления» и поддерживавшим относительную открытость Западу.
При такой идеологической умеренности общественное искусство стало мощным инструментом. Монументы служили не только как напоминание о сопротивлении фашизму, но также как инструмент политического воспитания.
Они вели тщательно сберегаемый рассказ о единстве разных этнических групп Югославии – сербов, хорватов, боснийцев, словенцев, македонцев, черногорцев, албанцев и других – связанных вместе совместно пережитыми ужасами войны и обещали общее будущее.
Тито видел в этих сооружениях символ новой, современной Югославии – не капиталистической и не советской, но выбравшей собственный путь.
Абстрактные, зачастую огромные, подчёркнуто избегающие этнических и религиозных символов, эти монументы были призваны объединять, а не разделять.
Их формы предполагали движение, надежду и преображение – наглядное олицетворение будущего, которое надеялась построить страна.
Но под этими амбициями лежали нерешённые трения, которые руководство Тито могло подавить, но не могло до конца уничтожить.
После смерти Тито в 1980 году эти разногласия усилились. Хрупкая федерация начала разваливаться, и к 1990-м годам она рухнула в череде жестоких войн, которые подогревались национализмом и этническими конфликтами. [О мерзкой роли США и Запада в целом в развале Югославии автор скромно умалчивает. Впрочем, не будем забывать о том, что Россия отстранилась и бросила страну на произвол судьбы].
Монументы, бывшие прежде символами единства и современности, стали осколками разрушенной мечты. Их значение менялось с изменениями политических веяний – они почитались одними и игнорировались и портились другими.
Сегодня споменики находятся в разных степенях сохранности. Некоторые содержатся как исторические объекты или вмещают в себя небольшие музеи, а другие выкрашиваются, уступая времени и растительности.
Для многих они по-прежнему несут в себе эмоциональный заряд – либо как ностальгические воспоминания о прошлом, полном надежд, либо как печальные свидетели развала страны.
Их странные формы и запоминающиеся образы продолжают вызывать любопытство и стоят как железобетонные отголоски сложной и часто неправильно понимаемой истории.
Источник фото: Wikimedia Commons / Jan Kempenaers / Spomenik Database / RHP
Разбросанные по изрезанным Балканами ландшафтам, колоссальные монументы вырастают из земли, как останки забытой цивилизации.
Эти поразительные, футуристические формы – часто одинокие и пострадавшие от непогоды – некогда значили многое в стране, которой уже нет на картах.
Построенные в 1960-е – 1970-е годы в теперь развалившейся Социалистической Федеративной Республике Югославии, эти сооружения были больше, чем просто памятниками.
Это были лучи идеологии, построенные для того, чтобы проецировать единство, силу и устремлённую вперёд национальную идентичность после Второй Мировой войны.
От залитых солнцем берегов современных Хорватии и Словении до изрезанных горами земель Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Косово и Северной Македонии, эти памятники, известные как споменики, тут и там врываются в пейзаж, как творения другого мира.
Их часто воздвигали прямо на местах зверских убийств или героических событий, их драматические, устремлённые ввысь формы говорят с нами не в реалистической манере, но через абстракцию и символизм.
В отличие от представительного, часто тоталитарного стиля советских мемориалов, югославские памятники придерживаются модернизма.
Их визуальный язык вольно позаимствован у западных архитектурных трендов, что говорит об уникальном положении страны между Востоком и Западом.
Югославия, возглавлявшаяся Иосипом Броз Тито, в отличие от своих соседей по восточному блоку [страны Варшавского Договора] пошла другим путём. Она была социалистическим государством, проводившим политику «самоуправления» и поддерживавшим относительную открытость Западу.
При такой идеологической умеренности общественное искусство стало мощным инструментом. Монументы служили не только как напоминание о сопротивлении фашизму, но также как инструмент политического воспитания.
Они вели тщательно сберегаемый рассказ о единстве разных этнических групп Югославии – сербов, хорватов, боснийцев, словенцев, македонцев, черногорцев, албанцев и других – связанных вместе совместно пережитыми ужасами войны и обещали общее будущее.
Тито видел в этих сооружениях символ новой, современной Югославии – не капиталистической и не советской, но выбравшей собственный путь.
Абстрактные, зачастую огромные, подчёркнуто избегающие этнических и религиозных символов, эти монументы были призваны объединять, а не разделять.
Их формы предполагали движение, надежду и преображение – наглядное олицетворение будущего, которое надеялась построить страна.
Но под этими амбициями лежали нерешённые трения, которые руководство Тито могло подавить, но не могло до конца уничтожить.
После смерти Тито в 1980 году эти разногласия усилились. Хрупкая федерация начала разваливаться, и к 1990-м годам она рухнула в череде жестоких войн, которые подогревались национализмом и этническими конфликтами. [О мерзкой роли США и Запада в целом в развале Югославии автор скромно умалчивает. Впрочем, не будем забывать о том, что Россия отстранилась и бросила страну на произвол судьбы].
Монументы, бывшие прежде символами единства и современности, стали осколками разрушенной мечты. Их значение менялось с изменениями политических веяний – они почитались одними и игнорировались и портились другими.
Сегодня споменики находятся в разных степенях сохранности. Некоторые содержатся как исторические объекты или вмещают в себя небольшие музеи, а другие выкрашиваются, уступая времени и растительности.
Для многих они по-прежнему несут в себе эмоциональный заряд – либо как ностальгические воспоминания о прошлом, полном надежд, либо как печальные свидетели развала страны.
Их странные формы и запоминающиеся образы продолжают вызывать любопытство и стоят как железобетонные отголоски сложной и часто неправильно понимаемой истории.
Источник фото: Wikimedia Commons / Jan Kempenaers / Spomenik Database / RHP

Этот монумент был построен в память о партизанах 8-го Далматинского корпуса, отдавших жизни при освобождении Книна (Knin), Хорватия

Монумент на месте битвы на Неретве, известной, как «битва за раненых». Макльен (Makljen), Босния и Герцеговина. Разрушен

Монумент в год открытия (1978)

Этот памятник жертвам битвы на Сутьеске (Sutjeska) в Боснии и Герцеговине строился семь лет

«Спомен-Дом», также известный как «Колашинская ратуша/культурный центр» - памятный комплекс в Колашине (Kolain), Черногория, он напоминает о первом собрании Черногорского антифашистского собрания национального освобождения в 1943 году, а также о борьбе местных жителей во время народно-освободительной войны

Большой амфитеатр был построен в центре этого мемориального комплекса в Ужице (Uice), Сербия, для проведения образовательных презентаций для школ и для пионерских слётов

Этот монумент посвящён памяти местных сербских и албанских бойцов, работавших на шахтах Трепча (Trepa) в Митровице (Mitrovica) и создавших «Горняцкую роту» (Rudarska eta), боровшуюся против оккупации

Этот споменик-парк (мемориальный парк) в Брезовице (Brezovica), Косово, посвящён памяти бойцов партизанского отряда, воевавших в горах Шар-Планина (ar-planina)

Этот монумент в Остре (Ostra) – мемориал павшим солдатам и ветеранам партизанского отряда Чачак (aak), Сербия, по названию местного муниципалитета, все они были его уроженцами

Около трёх сотен отчаянных сербских партизан, вооружённых только вилами, погибли при нападении на усташей в 1942 году на вершине горы в хорватской деревне Ново-Село Паланечко (Novo Selo Palanjeko)

Многие из погибших в Сине (Sinj), Хорватия, были членами рабочего футбольного клуба города Сплит

Монумент в споменик-комплексе Зеница (Zenica) посвящён памяти бойцов партизанского отряда «Зеница», погибших в боях с солдатами Оси и четниками в мае 1942 года
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Pokazuha.ru
многим понравилось
многим понравилось
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1555002
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1555002
Последние просмотры
