
Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь? | ||
Вы сейчас на необычном развлекательном сервере Pokazuha.ru : | ||
![]() ![]() ![]() ![]() |
Малые народы России-11. Кереки.
Выложено 11 июля 2025
Кереки — самый несчастный народ Севера
По переписи 2010 года к керекам себя отнесли всего 4 человека. В 2021 году неожиданно их стало больше. Но это все не чистокровные кереки, а люди, родившиеся в результате смешанных браков. Ученые с сожалением констатируют, что этот народ исчез с лица земли, хотя еще остались носители культуры, а точнее будет сказать, те, кто знает керекские слова. Язык утерян, фольклор обрывочен, традиции остались только в записях ученых, изучавших кереков в конце прошлого столетия.
Почему же этнограф и писатель Владилен Леонтьев назвал этот практически исчезнувший народ "самым несчастным племенем северо-востока России"?
Спасла Советская власть
Они называли себя анкалгакку ("приморские люди") и жили на Чукотке, в южных ее районах. Близость моря определила образ жизни — кереки не кочевали и старались селиться вдоль Берингова моря от Анадырского лимана до устья реки Опуки. Занимались морским промыслом и охотой, летом жили в ярангах (облегченном ее варианте), а зимой в землянках, укрепленных дерном и песком. Каждое такое жилище было просторным и вмещало в себя несколько семей.
Так получилось, что освоение русскими казаками северо-востока обошло стороной керекские земли. Да и не было особо у них своей, "закрепленной" территории. Западнее и юго-западнее их жили коряки и юкагиры, а север безраздельно принадлежал чукчам. Вот они-то и стали главной причиной исчезновения этой небольшой народности.
Когда в XVII веке чукчи и коряки в жестоких войнах делили территорию, права на оленей и выход к морю, керекам сильно доставалось и от тех, и от других. Они попали словно между двух жерновов. И если коряки с севера Камчатки, воюя с чукчами, больше защищали свою территорию, то чукчи "огнем и мечом" прошлись по небольшим керекским землям. Сам народ из-за своей малочисленности не смог оказать достойного сопротивления. Кереки пытались прятаться в прибрежных пещерах и укромных местах. Но тщетно. Воинственные чукчи убивали мужчин и угоняли в плен женщин.
Следствием этой малоизвестной войны стало резкое сокращение керекского этноса. А когда в конце XVIII века на южные берега Чукотки все-таки пришли русские, они принесли с собой эпидемии, которые подкосили и без того сильно пострадавший керекский народ.
Советская власть их спасла. К моменту ее прихода на Крайний Север духовные и физические силы кереков были подорваны. В 1971 году один из последних чистокровных кереков Михаил Етынкеу так прямо и сказал этнографу Владилену Леонтьеву:
Если бы не Советская власть, то ты сейчас не разговаривал бы со мной — мы все умерли бы с голоду.
В. Леонтьев. "По земле древних кереков".
Спасти она их спасла, но точнее будет сказать, что лишь ненадолго отсрочила конец этого народа. Всё советское время шла активная ассимиляция кереков с чукчами. Так, в 1991 году одна из трех оставшихся носителей языка и культуры кереков Екатерина Хаткана рассказывала этнографам, что в советские годы она вопреки воле своих родителей вышла замуж за чукотского пастуха и была вынуждена убежать из родного поселка. И то, родители и родственники еще долго преследовали ее, пытаясь насильно вернуть обратно в семью. Точно также поступали и остальные молодые кереки. Поэтому к середине XX века ассимиляция этого народа с чукчами фактически подвела черту под историей керекского этноса.
Матриархат и реинкарнация
Что же мы знаем об этом маленьком народе? И вроде немного, но зато сведения эти очень интересные и даже отчасти уникальные. Например, в керекских семьях главной была женщина, что совсем не характерно для народов северо-востока России. Так, писатель Ресин в своих очерках о "чукмарях" (так он называл кереков) писал, что:
«Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин».
Бабушки и жены в семьях традиционно распоряжались продуктами, и всячески направляли и руководили мужчинами. В керекских сказках много случаев, когда богатырь перед тем, как пойти на охоту или на битву с врагом, спрашивает совета именно у бабушки.
Женщины зачастую в керекском племени выступали и в роли шаманов, которые приносили жертвы духам предков, лечили и оберегали своих соплеменников.
Другая интересная особенность кереков заключалась в отношении к детям. Их не только любили и опекали, но и старались исполнять все желания. В керекских сказках дети всегда оказываются умнее своих матерей и отцов. Этнографы это связывают с тем, что по представлению кереков все родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Если рождался сын, то его считали некой реинкарнацией отца матери. Имена малышам всегда подбирались строго из имен предков по материнской линии и никак иначе.
Считается, что именно кереки придумали запрягать ездовых собак цугом (то есть попарно или поодиночке). Другие народы северо-востока (например, чукчи) до знакомства с этим способом всегда запрягали их "веером". И лишь в XIX веке сменили вид упряжи на "керекский".
Рыболовство всегда было главным в пропитании кереков. Они охотились на крупных морских зверей при помощи дубинки с наконечником из моржового клыка, либо при помощи особого гарпуна, который впоследствии получил название "керекская спица". Однако это были примитивные способы ловли, которые сильно ограничивали возможности промысла. Именно поэтому среди кереков в начале XX века начался голод и нужда. С приходом советской власти положение улучшилось — в землянках постепенно появились железные печи, а потом и сами подземные жилища сменили рубленые избы.
Уход с береговых стойбищ в поселки спас народ, но зато ускорил его ассимиляцию. Со смертью последних трех чистокровных кереков в начале XXI века прервалась и история народа. И хоть по последней переписи кереками себя назвали 23 человека, мы же знаем, что при заполнении опросного листа назвать национальность можно любую. Да что там национальность — назовись хоть темным эльфом и тебя так и запишут, а потом в сухих отчетах статистики отнесут в графу "прочие национальности".
Так и с кереками. Назваться им может любой, но вот тех, кто знает почти исчезнувший керекский язык, кто помнит керекские сказки, кто владеет мастерством особых "горловых игр" и знает шаманские ритуалы — таких людей, к сожалению, уже не осталось.
По переписи 2010 года к керекам себя отнесли всего 4 человека. В 2021 году неожиданно их стало больше. Но это все не чистокровные кереки, а люди, родившиеся в результате смешанных браков. Ученые с сожалением констатируют, что этот народ исчез с лица земли, хотя еще остались носители культуры, а точнее будет сказать, те, кто знает керекские слова. Язык утерян, фольклор обрывочен, традиции остались только в записях ученых, изучавших кереков в конце прошлого столетия.
Почему же этнограф и писатель Владилен Леонтьев назвал этот практически исчезнувший народ "самым несчастным племенем северо-востока России"?
Спасла Советская власть
Они называли себя анкалгакку ("приморские люди") и жили на Чукотке, в южных ее районах. Близость моря определила образ жизни — кереки не кочевали и старались селиться вдоль Берингова моря от Анадырского лимана до устья реки Опуки. Занимались морским промыслом и охотой, летом жили в ярангах (облегченном ее варианте), а зимой в землянках, укрепленных дерном и песком. Каждое такое жилище было просторным и вмещало в себя несколько семей.
Так получилось, что освоение русскими казаками северо-востока обошло стороной керекские земли. Да и не было особо у них своей, "закрепленной" территории. Западнее и юго-западнее их жили коряки и юкагиры, а север безраздельно принадлежал чукчам. Вот они-то и стали главной причиной исчезновения этой небольшой народности.
Когда в XVII веке чукчи и коряки в жестоких войнах делили территорию, права на оленей и выход к морю, керекам сильно доставалось и от тех, и от других. Они попали словно между двух жерновов. И если коряки с севера Камчатки, воюя с чукчами, больше защищали свою территорию, то чукчи "огнем и мечом" прошлись по небольшим керекским землям. Сам народ из-за своей малочисленности не смог оказать достойного сопротивления. Кереки пытались прятаться в прибрежных пещерах и укромных местах. Но тщетно. Воинственные чукчи убивали мужчин и угоняли в плен женщин.
Следствием этой малоизвестной войны стало резкое сокращение керекского этноса. А когда в конце XVIII века на южные берега Чукотки все-таки пришли русские, они принесли с собой эпидемии, которые подкосили и без того сильно пострадавший керекский народ.
Советская власть их спасла. К моменту ее прихода на Крайний Север духовные и физические силы кереков были подорваны. В 1971 году один из последних чистокровных кереков Михаил Етынкеу так прямо и сказал этнографу Владилену Леонтьеву:
Если бы не Советская власть, то ты сейчас не разговаривал бы со мной — мы все умерли бы с голоду.
В. Леонтьев. "По земле древних кереков".
Спасти она их спасла, но точнее будет сказать, что лишь ненадолго отсрочила конец этого народа. Всё советское время шла активная ассимиляция кереков с чукчами. Так, в 1991 году одна из трех оставшихся носителей языка и культуры кереков Екатерина Хаткана рассказывала этнографам, что в советские годы она вопреки воле своих родителей вышла замуж за чукотского пастуха и была вынуждена убежать из родного поселка. И то, родители и родственники еще долго преследовали ее, пытаясь насильно вернуть обратно в семью. Точно также поступали и остальные молодые кереки. Поэтому к середине XX века ассимиляция этого народа с чукчами фактически подвела черту под историей керекского этноса.
Матриархат и реинкарнация
Что же мы знаем об этом маленьком народе? И вроде немного, но зато сведения эти очень интересные и даже отчасти уникальные. Например, в керекских семьях главной была женщина, что совсем не характерно для народов северо-востока России. Так, писатель Ресин в своих очерках о "чукмарях" (так он называл кереков) писал, что:
«Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин».
Бабушки и жены в семьях традиционно распоряжались продуктами, и всячески направляли и руководили мужчинами. В керекских сказках много случаев, когда богатырь перед тем, как пойти на охоту или на битву с врагом, спрашивает совета именно у бабушки.
Женщины зачастую в керекском племени выступали и в роли шаманов, которые приносили жертвы духам предков, лечили и оберегали своих соплеменников.
Другая интересная особенность кереков заключалась в отношении к детям. Их не только любили и опекали, но и старались исполнять все желания. В керекских сказках дети всегда оказываются умнее своих матерей и отцов. Этнографы это связывают с тем, что по представлению кереков все родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Если рождался сын, то его считали некой реинкарнацией отца матери. Имена малышам всегда подбирались строго из имен предков по материнской линии и никак иначе.
Считается, что именно кереки придумали запрягать ездовых собак цугом (то есть попарно или поодиночке). Другие народы северо-востока (например, чукчи) до знакомства с этим способом всегда запрягали их "веером". И лишь в XIX веке сменили вид упряжи на "керекский".
Рыболовство всегда было главным в пропитании кереков. Они охотились на крупных морских зверей при помощи дубинки с наконечником из моржового клыка, либо при помощи особого гарпуна, который впоследствии получил название "керекская спица". Однако это были примитивные способы ловли, которые сильно ограничивали возможности промысла. Именно поэтому среди кереков в начале XX века начался голод и нужда. С приходом советской власти положение улучшилось — в землянках постепенно появились железные печи, а потом и сами подземные жилища сменили рубленые избы.
Уход с береговых стойбищ в поселки спас народ, но зато ускорил его ассимиляцию. Со смертью последних трех чистокровных кереков в начале XXI века прервалась и история народа. И хоть по последней переписи кереками себя назвали 23 человека, мы же знаем, что при заполнении опросного листа назвать национальность можно любую. Да что там национальность — назовись хоть темным эльфом и тебя так и запишут, а потом в сухих отчетах статистики отнесут в графу "прочие национальности".
Так и с кереками. Назваться им может любой, но вот тех, кто знает почти исчезнувший керекский язык, кто помнит керекские сказки, кто владеет мастерством особых "горловых игр" и знает шаманские ритуалы — таких людей, к сожалению, уже не осталось.




Керек Кежгынто во время записи сказки в 1971 году. Фото В. Леонтьева из его книги "По земле древних кереков"

Владилен Леонтьев и кереки Екатерина Кальвичанау и Михаил Етынкеу




Керекская женщина-шаман у столба-охранителя


Екатерина Хаткана в 1991 году


Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Pokazuha.ru
часто смотрят
часто смотрят
Еще...
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1556538
Последние просмотры
Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1556538
Последние просмотры
