Разное > Люди
история, дети, жестокость, преступление
[все теги сайта]
Переведено автором публикации.
Немногие случаи в медицине могут сравниться по тяжести и противоречивости с жизнью Дэвида Реймера (David Reimer). Дэвид, родившийся в 1965 году в Канаде, стал подопытным в радикальном эксперименте, целью которого было доказать, что половую принадлежность можно сформировать не биологией, а исключительно воспитанием.
После трагического несчастного случая во младенчестве врачи убедили родителей мальчика воспитывать его как девочку несмотря на то, что он родился мальчиком.
В то время психологи вели дебаты о том, что сильнее, природа или воспитание, и случай Дэвида выдвигали как доказательство теории о том, что пол изменяем.
Годами его жизненный опыт превозносился как свидетельство ущербной теории о гендерной нейтральности, пока не вскрылась правда – обнажившая не только глубокие страдания, но и мрачные последствия того, что теорию и честолюбие поставили выше человеческого достоинства.
Младенчество и неудачное обрезание
Дэвид Реймер родился 22 августа 1965 года в Виннипеге, Манитоба, и был старшим из однояйцевых близнецов. Его родители, Джанет и Рон, назвали его Брюсом, а брата – Брайаном.
Близнецы родились здоровыми, но, когда им было по шесть месяцев, врачи диагностировали у них фимоз, состояние, суживающее крайнюю плоть и могущее вызвать трудности при мочеиспускании.
В возрасте семи месяцев мальчикам было назначено обрезание. Вместо того, чтобы применить стандартный хирургический метод, врач, доктор Жан-Мари Гуо (Jean-Marie Huot), решил применить прижигание электричеством. Итог был катастрофическим – пенис Брюса был сожжён без надежды на исцеление. Его брат Брайан избежал подобной участи, так как его состояние улучшилось естественным путём, без применения хирургии.
Реймеры были в отчаянии. Местные врачи предложили несколько практических решений, и когда родители поняли, что им придётся растить сына с искалеченными гениталиями, они стали искать выход.
В 1967 году Джанет и Рон, смотря телевизор, увидели доктора Джона Мани (John Money), психолога из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), обсуждавшего случаи детей-гермафродитов, которых «переделали» в девочек.
Уверенные заявления Мани о том, что половая принадлежность в младенческом возрасте гибка, дали надежду отчаявшимся родителям. Они уверовали в то, что нашли способ, который даст Брюсу шанс жить «нормальной» жизнью.
Жизнь изменилась
Джон Мани был уже хорошо известен продвижением своей «теории гендерной нейтральности». Он утверждал, что пол не дан от рождения, а формируется преимущественно социальным воспитанием и окружением.
В случае с Брюсом Мани увидел, как ему показалось, блестящую возможность: у ребёнка был однояйцевый брат-близнец, который мог служить контрольным образцом, и это позволяло ему продемонстрировать мощь воспитания, повергающую биологию.
Мани убедил Реймеров согласиться на смену пола. В возрасте 22 месяцев Брюсу удалили яички, и хирурги соорудили ему рудиментарные женские половые органы.
Родители стали воспитывать Брюса как «Бренду». Для внешнего мира Бренда должна была стать маленькой девочкой, при этом брата-близнеца Брайана продолжали воспитывать как мальчика.
С этого момента Джон Мани стал внимательно следить за случаем Брюса, представляя его в медицинской литературе как «случай Джона/Джоан» (“John/Joan case”).
Он сообщал о смене пола как об успехе, описывая Бренду как здоровую, цветущую девочку, которая обожала играть в куклы и проявляла типично женскую манеру поведения.
На самом деле, Бренда была глубоко несчастна. С самого юного возраста она отказывалась носить платьица, предпочитала традиционно мальчишеские забавы и выражала недовольство той ролью, которую ей навязывали.
Как утверждает Джон Колапинто (John Colapinto), опубликовавший в 2001 году биографию Реймера, в занятия с Мани включалось то, что он называл «детской репетиционной половой игрой».
Мани теоретизировал, будто репродуктивное поведение создавало основу пола, и что «игра в толчкообразные движения и совокупление» была ключевым аспектом полового развития у приматов.
Начиная с шести лет, по словам Брайана, близнецов заставляли выполнять половые акты, при этом Дэвид играл женскую роль – Мани велел Дэвиду становиться на четвереньки, а Брайану «становиться сзади и прижиматься пахом к его ягодицам».
Мани также принуждал Дэвида в другой сексуальной позиции «раздвигать ноги», при этом Брайан ложился сверху. В «по крайней мере одном случае» Мани сделал снимок детей, занимавшихся подобными действиями.
Если какой-то ребёнок сопротивлялся таким «играм», Мани приходил в ярость. И Дэвид, и Брайан вспоминали, что Мани был весьма мил, когда рядом были родители, но становился злым, когда оставался с ними наедине.
Когда дети сопротивлялись требованию изучать гениталии друг друга, Мани становился очень агрессивным.
И Дэвид, и Брайан были травмированы таким обращением, при этом Брайан говорил об этом «только с величайшим эмоциональным пылом», а Дэвид не желал публично обсуждать подробности.
Борьба в подростковом возрасте
Когда Бренда стала старше, трещины в теории Мани стали заметнее. В школе одноклассники чувствовали, что с ней что-то не так.
Её дразнили, подвергали нападкам и обзывали «троглодиткой» (“cavewoman”). Попытки сделать её внешность женственной платьями и гормональными лекарствами провалились.
Далёкая от навязанной ей половой принадлежности, Бренда замкнулась в себе и находилась в отчаянии. Когда она вступила в подростковый возраст, эти муки стали невыносимыми.
В 13 лет Бренда открылась родителям, что не может более жить девочкой. Она угрожала покончить с собой, если её заставят продолжать находиться под присмотром Мани. Придя в ужас от такого её решения, родители решили открыть ей правду.
14 марта 1980 года, когда Бренде было 14, ей рассказали о несчастном случае, об операциях и о смене пола. Это открытие было шокирующим для Бренды, но и принесло ей освобождение.
Она поняла, наконец, почему ей было тягостно в навязанной ей женской роли. Решив вернуть себе принадлежность к мужскому полу, Бренда взяла имя Дэвид, символизировавшее новое начало.
Началось лечение препаратами. Дэвид начал тестостероновую терапию, прошёл двойную мастэктомию [удаление молочных желёз], а позже ему сделали фаллопластику, восстановив мужские гениталии. Впервые с младых лет ему позволили жить человеком, которого он ранее не знал.
Взрослый возраст и предание огласке
В последующие годы Дэвид искал стабильности. Он перепробовал много работ, в том числе на бойне, а позднее нашёл работу в профсоюзах.
В 1990 году он женился на Джейн Фонтейн (Jane Fontane) и усыновил троих её детей, создав семью, о которой он давно мечтал.
Он увлекался походами, рыбалкой и коллекционированием антиквариата, и эти маленькие радости поддерживали его после детства, наполненного ужасом.
Однако история Дэвида не могла остаться частной. В 1990-е годы учёный-сексолог Милтон Даймонд (Milton Diamond) убедил его поделиться своим опытом в надежде предотвратить подобные случаи. До той поры доклады Джона Мани всё ещё цитировались как доказательство того, что смена пола может быть успешной.
В 1997 году случай с Дэвидом получил огласку, а через три года журналист Джон Колапинто опубликовал биографию «Каким его сотворила природа: Мальчик, которого воспитывали как девочку» (As Nature Made Him: The Boy Who Was Raised as a Girl).
Книга раскрыла всю глубину страданий Дэвида и опровергла теорию Мани. Она стала бестселлером и вызвала бурные дебаты об этике медицины и психологии.
Дэвид сам пожелал высказаться перед светилами медицины, чтобы подобные эксперименты по смене пола младенцев были прекращены.
Трагический исход
Несмотря на мужество и усилия по восстановлению своей жизни, Дэвид продолжал сталкиваться с личными трудностями. Его прошлое оставило незаживающие раны, которые нелегко было излечить.
В 2002 году брат-близнец Дэвида Брайан умер от сверхдозы психотропного лекарства, и эта утрата подкосила его. Он каждый день приходил на могилу Брайна, убитый горем. [Википедия утверждает, что Брайан Реймер покончил с собой].
Помимо скорби по брату, перед Дэвидом встали новые трудности. Он потерял работу, потерпел финансовый крах, а брак его развалился. Со временем эта ноша становилась всё непосильнее.
Утром 4 мая 2004 года Реймер застрелился из дробовика в своём родном доме под Виннипегом. Ему было всего 38.
За первые тридцать лет после первого доклада Мани об успехе смены пола его точка зрения о податливости пола стала преобладающей в этой области и уверяла практикующих врачей в том, что смена пола во младенчестве в определённых случаях – правильное решение.
Доклад Даймонда и последовавшая книга Колапинто о Реймере оказали влияние на несколько медицинских практик, репутации и даже на нынешнее понимание биологии пола.
Источники фото: In Memory of David Reimer on Facebook / Wikimedia Commons
|