Разное
история, авиация, фотография
[все теги сайта]
Переведено автором публикации.
До того, как герметичные салоны самолётов изменили авиацию навсегда, полёты на большой высоте были серьёзным и рискованным делом. В 1930-е годы коммерческий самолёт достигал высоты в 10-12 тысяч футов (3-3,6 км), но ещё не было технологий по удерживанию в салоне воздуха, необходимого для дыхания. Так как же пассажиры выживали в разреженном воздухе? Весь полёт они носили неуклюжие кислородные маски, и да, выглядели они так же пугающе, как это звучит.
В 1930-х и в начале 1940-х годов салоны не были герметичными, поэтому полёт на высоте 10-12 тысяч футов означал, что пассажиры и экипаж подвергались опасности разреженного воздуха и низкого уровня кислорода (гипоксии). На фотографиях того времени на пассажирах надеты выступающие, часто неуклюжие, маски. Они более напоминали маски ранней военной авиации, нежели современные небольшие аварийные маски. Они подсоединялись трубками к бортовой системе подачи кислорода, управлявшейся вручную. Кислород обычно тёк постоянно, что было не только неэкономно, но и приводило к обмерзанию холодных салонов.
Важным изобретением в конце 1930-х годов стала медицинская маска Булбуляна (BLB), разработанная в клинике Мейо (Mayo) в 1938 году. [Её сконструировал армянин турецкого происхождения Артур Булбулян, переехавший в США, хирург-стоматолог]. Это была более эффективная конструкция ороназальной (закрывающей рот и нос) маски, тратившей меньше кислорода, и её быстро приспособили для применения в военной и гражданской авиации. Маска была более удобной, чем ранние устройства «трубка-мундштук» или плохо подгонявшиеся маски.
Технология кислородной маски значительно улучшилась в годы Второй Мировой войны, так, усовершенствование маски Булбуляна привело к появлению маски A-14, которая имела встроенную автоматическую систему подсоса воздуха для более эффективного использования кислорода, и предназначалась прежде всего для военных лётчиков.
Начало 1940-х годов ознаменовалось решительными изменениями в связи с появлением первых коммерческих авиалайнеров с герметичными салонами, таких, как Boeing 307 Stratoliner, поступивший в эксплуатацию в 1940 году. Этот технический прорыв позволил самолёту поддерживать в салоне комфортное, почти как на уровне моря, давление на большой высоте, сделав привычную кислородную маску устаревшей для пассажиров.
Требование к пассажирам обязательного ношения кислородных масок исчезло, когда герметичные авиалайнеры стали составлять основу воздушного флота. Кислородные маски перешли из разряда стандартного оборудования в системы аварийного обеспечения, знакомые нам сегодня и применяющиеся только в случае разгерметизации салона.
|