Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Не стесняйтесь, выскажите свое отношение к публикациям. Ставьте рейтинги! Этим вы поддержите авторов и хорошие материалы.


Давид Олер. Художник из Освенцима. Часть 1
Выложено 22 октября 2017
Разное > Люди

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  woodenfrog Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.7 (32)   Комментариев 6
Просмотров 1348


история,   война
[ теги сайта ]

Французский художник польско-еврейского происхождения, узник концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц) в годы Второй мировой войны. Давид родился в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Правда, есть сведения, что юноша учился не в самой Варшаве, а в Академии изобразительных искусств города Данциг, который до 1919 года принадлежал Германской империи, затем был вольным городом, а после второй мировой войны стал польским Гданьском. В Польше Олер жил до 16 лет, затем переехал в Германию, и ещё подростком выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина.

В 1920-е годы Олер переехал в Париж, вращался среди художников Монпарнаса, был причислен к «Парижской школе». Во Франции Давид сменил в документах свою фамилию на Олер, поэтому настоящая фамилия художника тоже неизвестна.
В Париже молодой художник начал работать в киноиндустрии, в качестве художника, декоратора, скульптора и архитектора он работал в Европейском союзе кинематографистов, а также некоторое время сотрудничал с филиалами в Европе кинокомпаний «Paramount Pictures», «Fox» и «Gaumont». Писал плакаты к фильмам, оформлял съемочные площадки, занимался дизайном. Увы, период 1930-х годов в творчестве художника совсем неизвестен. Многие исследователи его творчества пытались найти работы Олера 30-х годов, но, судя по всему, им удалось найти всего пару картин, написанных явно до войны.

В 1930 году Давид женился на парижской модистке Джульетте Вентура, молодая семья переехала во Францию, и вскоре в семье родился сын Александр. В 1937 году Олер получил французское гражданство, семья поселилась в городке Нуази-ле-Гран, но вскоре началась мировая война.

После нападения Германии на Польшу Франция вместе с Англией 3 сентября 1939 года объявили Германии войну. Художник был призван на военную службу. Он служил в составе 134-го пехотного полка в Лон-ле-Сонье. В начале 1940 года Олер был демобилизован и вернулся домой, а уже 10 мая 1940 года Германия начала наступление на саму Францию, 14 июня без всякого сопротивления Париж был сдан врагу. Две трети территории страны были оккупированы нацистскими войсками.

В это же время Олер был лишён французского гражданства из-за принятия Францией ряда антиеврейских законов. К 1940 году в стране насчитывалось около 150 тысяч французских граждан еврейского происхождения, только в 1930-е годы в страну переехали и получили гражданство свыше 30 000 человек, в основном выходцы из стран Восточной Европы. В июле 1940 года Министерство юстиции создало Совет по пересмотру гражданства, которое было выдано правительством после 1927 года. По решению этого Совета были лишены гражданства 15 000 человек. 3 октября 1940 года был принят «Статус евреев», по которому наряду с множеством запретов евреи не имели права работать и в киноиндустрии. Так Олер остался без работы. Кроме того, евреи в оккупированных зонах были обязаны носить на одежде звезду Давида и надпись «еврей».

20 февраля 1943 года, во время облавы на евреев, Давид Олер был арестован французской полицией в своем доме. По причине еврейского происхождения Олер был отправлен в концентрационный лагерь «Дранси» (Drancy). Еще в 1940 году оккупационные власти конфисковали комплекс зданий в пригороде Парижа, который сначала использовался, как полицейские казармы, а с 1941 года - в качестве транзитного пункта для временного содержания евреев и дальнейшей депортации из Франции и отправки в лагеря смерти. Историки пишут о том, что через Дранси было депортировано 65 тысяч евреев, 63 тысячи из них были убиты, включая 6 тысяч детей. Когда лагерь 17 августа 1944 года освободили союзники, они застали в живых две тысячи человек.

2 марта 1943 года Олера депортировали в Аушвиц (нам более привычно его название – Освенцим). В концлагере под номером 106 144 художник провёл почти два года.

Среди тысяч заключённых, прибывших с Олером в лагерь, он в составе ста человек был отобран в специальную «зондеркоманду», которая работала при крематории и газовых камерах Освенцима. Другими словами, эта группа заключённых была ответственна за извлечение трупов из газовых камер, загрузку их в печи и очистку крематориев от останков. Историки пишут, что первый крематорий в лагере начал работать 13-14 марта 1943 года.

Видеть ежедневно смерть перед глазами, наблюдать за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой смерти, бывать в тех помещениях, где массово убивали людей, видеть, как ученые-нацисты проводят медицинские эксперименты над людьми, как эсэсовцы насилуют и пытают девушек, издеваются над детьми – от этого можно было сойти с ума!

Команда K II (это абреввиатура одного из крематориев на территории лагеря), где работал Давид, как и другие зондеркоманды лагеря, каждые четыре-шесть месяцев обновлялась, немцы ликвидировали старую зондеркоманду и набирали новую – из прибывших заключённых. По воспоминаниям выживших в лагере, новая команда сжигала в крематории трупы своих «предшественников», а затем вела в газовые камеры своих родных и близких, прибывших с ними в одной партии.

После войны Олер говорил, что не попасть на этот «конвейер смерти», не отправиться за теми, кого раньше он вытаскивал из газовых камер и загружал в крематорий, ему помогли художественные навыки и знание иностранных языков.

Давид, действительно, говорил на многих языках: идиш он знал от родителей, учась в Варшаве, освоил польский и русский, немецкий выучил после пребывания в Берлине, ещё знал английский и французский языки. Выжившие в этом лагере смерти, потом свидетельствовали, что знание нескольких языков повышало шансы на выживание. Например, греческий еврей Леон Коэн, который говорил по-французски и немецки, был назначен в «зондеркоманде» K III в декабре 1943 года в качестве «стоматолога». В его обязанности входило вырывать золотые зубы у тех, кого выносили из газовых камер. Остался ли в живых Коэн – неизвестно…

Знание нескольких языков и хотя бы понимание того, что говорят тебе по-немецки часто действительно спасало жизнь. Ведь каратели требовали, чтобы отданные им приказы исполнялись немедленно, и многие заключенные были расстреляны прямо на месте только из-за того, что не понимали этих приказов и не бежали немедленно их исполнять…

Поскольку Олер свободно говорил на английском, немцы заставляли его работать переводчиком. Газеты ведь доставлялись в лагерь лишь с конвоем новой партии депортированных, а польские «вольнонаемные», работающие в лагере, рассказывали не факты, а слухи, поэтому эсэсовцы часто после полуночи слушали радио BBC на английском, чтобы быть в курсе событий на фронтах. Олер должен был переводить то, что говорилось в новостях.

Жизнь Давида, как вспоминал он сам, иногда отличалась от жизни его товарищей по несчастью, вынужденных ежедневно идти в крематории, грузить и сжигать труппы и т.д. Опять же, это "иногда" случалось только благодаря тому, что руководство лагеря знало о художественном образовании Олера. Историки пишут, что Давид «известен, как единственный профессиональный художник из Освенцима».

Его талант художника и дизайнера эсесовцы использовали для оформления писем и открыток своим семьям, на которых он рисовал виньетки, цветы и рамки. Общение с нацистами и хорошая фотографическая память позволили Олеру уже после войны нарисовать портреты некоторых начальников подразделений лагеря, о которых он помнил только имена и иногда звания.

7 октября 1944 года в Освенциме произошло восстание зондеркоманд. Члены одной из команд, понимая, что никакого спасения не будет, и им суждено умереть, решили взорвать крематорий К IV, в котором работали. Взрыв прогремел в три часа дня. Одновременно в другом крематории зондеркоманда бросила в горящую печь живьём двух эсэсовцев, нескольких убили, подожгли помещение и, прорвавшись через забор с колючей проволокой, покинули лагерь и даже пытались переплыть Вислу.

Устроив в лагере тревогу, фашисты расстреляли всех, кто оказался возле взорванного и горящего крематориев, и бросились в погоню за беглецами. Убежавших нашли не без помощи местного населения, всех вернули в лагерь и расстреляли. Из 663 членов всех зондеркоманд были уничтожены 450 человек. Олеру и в этот раз удалось избежать смерти…

"Марш смерти"

К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи ещё шесть месяцев назад, оставили чуть более ста человек. Семьдесят из них демонтировали три из четырёх оставшихся крематориев, остальные тридцать занимались своей "привычной работой" - сжиганием тел заключённых.
В начале января началась спешная эвакуация и заключенных в том числе, получившая название «Марш смерти». Всех, кто был работоспособен, переправляли в такие же концлагеря западнее. Как вспоминал Олер, это была ситуация «пан или пропал», никто не давал гарантию, что ты выживешь, сказавшись больным и оставшись в лагере, и что тебя не расстреляют на новом месте. Впрочем, никто не спрашивал твоего желания!

19 января 1945 Олер покинул Освенцим, его переправили в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Как вспоминал художник, их перевозили в открытых товарных вагонах под снегом и без питания. Прибыв в Маутхаузен, после холодного душа заключённых при температуре минус 12-15 градусов в течение 3 часов держали на улице на снегу, ослабевших тут же расстреливали. К слову, оставшихся в Освенциме через десять дней после отъезда последнего состава «марша смерти» освободили войска Красной Армии.

В Маутхаузене Олер был распределён в Мельк - один из вспомогательных лагерей поблизости, в качестве рабочего копателя в тоннель. В Мельке были вырыты шесть тоннелей из песка и кварца, которые направлялись на немецкие военные заводы, ещё не разрушенные от авианалетов и обстрелов. В Мельк Олер прибыл в начале апреля, а чуть позже был переправлен в ещё один такой же вспомогательный лагерь Маутхаузена – Эбензее, где продолжал работать в туннелях.

Маутхаузен вместе с Мельком и Эбензее был освобождён американскими войсками союзной армии лишь 6 мая 1945 года, за несколько дней до капитуляции Германии. Солдаты армии США не нашли сбежавших накануне эсэсовцев, зато обнаружили почти 14 тысяч (по другим сведениям – больше 16 тысяч) заключённых, среди которых было много умирающих и уже мёртвых.

Жизнь Давида Олера делится на две части - «до» войны и «после». Он был одним из немногих заключенных Освенцима и Маутхаузена, кому было суждено входить в помещения крематориев и газовых камер, но выйти оттуда живым.

Оставшись в живых и вернувшись в Париж, художник решил, что должен поведать миру о страшной судьбе тех, кто погиб, рассказать своими рисунками и картинами о пережитом. Это была не только дань памяти всем жертвам концлагерей, но и желание поведать о зверствах тем, кто о них не знал. Историки даже писали, что обычные граждане Франции, кого не коснулась трагедия и тема концлагерей, ничего не знали о массовом истреблении людей в Освенциме и других лагерях, тем более, не могли себе представить, что ощущает человек, ежедневно входя в помещение крематория.

Благодаря таланту Олера-художника и его памяти, в картинах была воспроизведена вся та ужасная реальность. Он представил публике не только рисунки, изображающие зверства фашистов, но и планы крематориев, виды территорий, объясняя, таким образом, как нацисты управляли этой «фабрикой смерти».

Историки отмечают, что часто на картинах художник изображал и себя в виде свидетеля и участника происходящего, поскольку у одного из персонажей картин присутствует лагерный номер Олера, да и само лицо этого персонажа похоже на художника, а ещё «в образе бестелесного духа, наблюдающего со стороны за страшными сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти».


1.     Оценить
Увеличить
Отправка отобранных в крематорий III


2.     Оценить
Увеличить
Прибытие новых заключённых


3.     Оценить
Увеличить
Телесное наказание члена зондеркоманды


4.     Оценить
Увеличить
Телесное наказание члена зондеркоманды


5.     Оценить
Увеличить
Телесное наказание члена зондеркоманды


6.     Оценить
Увеличить
Пастор и раввин


7.     Оценить
Увеличить
В лагере Мельк. Капо Паулюс


8.     Оценить
Увеличить
Маутхаузен, Мельк, блок 2. Капо Паулюс


9.     Оценить
Увеличить
Вновь прибывшие


10.     Оценить
Увеличить
Наши кости – лучшее удобрение


11.     Оценить
Увеличить
Отбор заключённых


12.     Оценить
Увеличить
Сушка волос отравленных в газовой камере на чердаке


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Разное'
Лента новинок раздела 'Разное'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:538075 Репа:>50    woodenfrog [публикатор]  23.10.2017    
Не понравился комментарий  +7  Понравился комментарий

Была на модерации, из 20 картинок оставили 12 (как и во второй части). При этом я не размещал рисунки с особо жестокими сценами.

ID:884549 Репа:>50    babol [12]  23.10.2017    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Волосы на голове от прочитанного встают дыбом. От увиденного можно сойти с ума.

ID:542735 Репа:>50    vn_79 [12]  23.10.2017    
Не понравился комментарий  -1  Понравился комментарий

Волосы на голове от прочитанного встают дыбом. От увиденного можно сойти с ума.
 
babol, Что еще будет если пропагандистский советский фильм посмотреть... Вроде: "Иди и смотри". И многих, многих других.

ID:838722 Репа:>50    Шурале  23.10.2017    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Что еще будет если пропагандистский советский фильм посмотреть... Вроде: "Иди и смотри". И многих, многих других.
 
vn_79, А в "Иди и смотри" что не так кроме того, что немцы показаны вместо хохлов?

ID:542735 Репа:>50    vn_79 [12]  24.10.2017    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

А в "Иди и смотри" что не так кроме того, что немцы показаны вместо хохлов?
 
Шурале, Я видимо не совсем понятно выразился. Я имел в виду, что данное кинополотно создаёт ещё более сильное впечатление. А слово пропаганда - горький сарказм.

ID:838722 Репа:>50    Шурале  24.10.2017    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Я видимо не совсем понятно выразился. Я имел в виду, что данное кинополотно создаёт ещё более сильное впечатление. А слово пропаганда - горький сарказм.
 
vn_79, Ну да, очень категорично выглядит Ваш комментарий, что, собственно, раньше было Вам не свойственно


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
часто смотрят
Эротика по Skype
Pokazuha.ru
часто смотрят
Ах , мамки и будущие мамки )))-222
Pokazuha.ru
часто смотрят
Для поднятия настроения 1980
Pokazuha.ru
часто смотрят
Когда загораешь, главное не перестараться, а то ...


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1361233
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта