Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ | |
|
В Сочи в период 1939-1941гг проходил испытания и выполнял рейсы по маршруту Сочи-Сухуми, единственный в мире пассажирский 150-местный глиссирующий катамаран.
Выложено 31 марта 2018
вода, изобретение, интересные, история, люди, путешествия, ретро, скорость, ссср, техника
[ теги сайта ]
[ теги сайта ]
В 20 — 30-е годы ХХ века в нашей стране активно занимались исследованием эффекта глиссирования для применения в технических разработках. Соответственно и постройке глиссирующего корабля-катамарана предшествовала большая многолетняя работа учёных и конструкторов, которые проводили последовательные эксперименты с постройкой глиссеров разных конструкций, для наработки опыта и определения наилучших показателей. Со временем конструкции глиссеров улучшались, а размеры увеличивались. В какой-то момент на рубеже 20-30-х годов решили создать не менее чем 100-местный глиссер. Разместить 100 пассажиров и при этом обеспечить их комфорт оказалось проблематично в однокорпусном глиссере. К тому же у однокорпусных глиссеров на море были плохие мореходные качества. Решение этих серьёзных проблем было найдено в виде двухкорпусного судна (катамарана). Катамараннная конструкция – это две одинаковые массивные закрытые лодки соединены жестко «мостом».
Для проверки идеи в 1931-1932г был построен и испытывался 12-местный глиссер-катамаран «Автодор-13». Глиссер-катамаран показал преимущество двухлодочной конструкции при эксплуатации на море. Параллельно проводились работы по поиску оптимальной формы днища.
На основе полученных данных приступили к проектированию.Глиссер катамаран получил техническое имя ОСГА-25.ОСГА – это сокращённое название организации, в которой занимались исследованием, проектированием и постройкой новых конструкций – Опытное Строительство Глиссеров и Аэросаней. 25 порядковый номер изделия, причём глиссеры получали нечётную нумерацию, а аэросани- чётную. В последующем судну присвоили имя собственное «Экспресс». Главным конструктором и идейным вдохновителем проекта стал крупнейший специалист по глиссиростроению В.А. Гартвиг.
Для проверки идеи в 1931-1932г был построен и испытывался 12-местный глиссер-катамаран «Автодор-13». Глиссер-катамаран показал преимущество двухлодочной конструкции при эксплуатации на море. Параллельно проводились работы по поиску оптимальной формы днища.
На основе полученных данных приступили к проектированию.Глиссер катамаран получил техническое имя ОСГА-25.ОСГА – это сокращённое название организации, в которой занимались исследованием, проектированием и постройкой новых конструкций – Опытное Строительство Глиссеров и Аэросаней. 25 порядковый номер изделия, причём глиссеры получали нечётную нумерацию, а аэросани- чётную. В последующем судну присвоили имя собственное «Экспресс». Главным конструктором и идейным вдохновителем проекта стал крупнейший специалист по глиссиростроению В.А. Гартвиг.
Это был корабль, опередивший своё время. Он поражал своим внешним видом и своими возможностями. Гладкие обтекаемые самолётные аэродинамические формы, внешне необычная двухлодочная конструкция, скоростные показатели.
На фото В.А. Гартвиг (крайний справа) вместе с коллективом ОСГА.
В 1934г в журнале «За рулём» была опубликована статья о воображаемой поездке из Сухуми в Сочи на этом судне с его описанием и схемой. В качестве иллюстрации в журнале показали модель корабля, которая была выставлена на всесоюзной выставке «Наши достижения» в политехническом музее в Москве.
В журнале «Техника молодёжи» о нём были статьи в 1935, 1936 гг. Упомянули его и в статье о мировом глиссеростроении в 1938 г. В 1937 г. масштабный макет глиссера-катамарана выставлялся на Международной выставке в Париже в знаменитом советском павильоне, к слову французы не верили в реализацию проекта.
Поскольку база ОСГА не позволяла изготовить судно таких масштабов, было принято решение: постройку катамарана вести на мощностях московского авиазавода №1 Им. Авиахима, в Отделе переспективных проектов (ОПП) куда перешла вся группа конструкторов проекта ОСГА-25. В ОПП был выполнен технический проект корабля. Глиссер-катамаран начали строить в 1937 г. по заказу Наркомвода. Главным инженером по строительству был Пламм Я.Л. Схема корабля.
Разработчиками силовой установки глиссера были Симкин А.С и Островский М.Д. Для движения вперёд катамаран был оборудован 4-мя бензиновыми главными двигателями «ГМ-34»(ГАМ-34), по два в каждом корпусе, (эти двигатели в то время выпускались специально только для быстроходных катеров; основой двигателя был авиационный мотор АМ-34). Суммарная мощность, отдаваемая на винты 4-х ГМ-34 составила 2100л.с., по другим данным – 3000 л.с. (номинальная мощность каждого двигателя 750л.с. при 1740 об/мин.)
Для заднего хода устанавливались дополнительно 2 автомобильных двигателя «ГАЗ-М1» по 50 л.с. каждый. Эти двигатели также использовались для пуска основных двигателей и, кроме того, выполняли роль вспомогательных для маневрирования в порту на малых скоростях. Моторы (2 главных и 1 вспомогательный) размещались в машинных отделениях каждой лодки. По условиям центровки машинные отделения (размером 3,2х4,5 м) расположили в передней части лодок.
Каждый мотор приводил в движение свой гребной винт, соответственно винтов было тоже 4 шт, по 2 на лодку. Винты были отлиты из особо прочного сплава ридель-бронзы.
Пульт механика в машинном отделении. Шумоизоляции уделили особое внимание. Переборки и стенки машинных отделений имели 100 мм слой шумопоглощающей изоляции, иллюминаторы сделали не открывающимися. И в результате, во всех пассажирских помещениях, можно было разговаривать, не повышая голоса, уровень шума составил не более 70дБ. На берегу шум от глиссера был слышан за 600-700 м.
Рулевая рубка расположена на верху судна. Она является центром управления. С неё прекрасно видно весь корабль и горизонт вкруговую. В рубке установлено и навигационное оборудование, новейшее на тот момент. На фото: Крайняя левая переговорная трубка, далее ручка газа, датчик оборотов, машинный телеграф. По центру расположена рулевая колонка.
Конструкцией судна вход пассажиров предусмотрен через двери (если так можно назвать) центральной надстройки с левой или правой лодки. Войдя внутрь, люди сразу попадали на «мост», а далее согласно купленным билетам располагались в помещениях в надстройке корабля, либо спускались на нижний уровень. Пассажирские каюты нижнего уровня размещались симметрично в каждой лодке. Здесь к услугам пассажиров предлагались мягкие диваны с подлокотниками, резиновые пневматические подушки, термометры, осветительные плафоны и система принудительной вентиляции воздуха. Из каждой каюты имелся аварийный выход на корму лодок. (Не фото, иллюстрация).
Лучшая из пассажирских кают – салон, который расположен на междулодочном мосту. Здесь же располагался и буфет. В салоне установлен длинный стол и вращающиеся кресла для пассажиров. (Тоже иллюстрация).
А это уже фотография салона. Интерьер салона имел подчеркнуто вертикальные членения облицовки — как бы выделяя секции, из которых собран корабль. Динамичные по форме кресла имели сложную кривую трубчатого металлического каркаса, которая как бы взвивалась снизу и опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна идея крепления столиков буфета к потолку. Дизайн интерьера разработал В. Мещерин.
На фото готовый корабль в заводском цехе авиазавода. При проектировании и строительстве глиссера-катамарана использовано много новшеств (технологии, материалы). Некоторые, казалось бы, обычные вещи делались по специально разработанным проектам, например складные сварные якоря для Экспресса. Было налажено серийное производство отдельных деталей — кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторявших в своей форме тот же каплеобразный аэродинамический силуэт. Для возможности перевозки, ведь корабль изготавливался не на верфи, а на авиационном заводе, корпус судна запроектировали и выполнили разборным. Размеры составных частей катамарана должны были быть в пределах железнодорожного габарита. Строительство глиссирующего катамарана было осуществлено в период 1937-1938 гг. 25 декабря 1938 г. завод сдал глиссер.
Затем корабль разобрали на части и отправили примерно на 40 платформах и вагонах в Сочи. К тому времени, возле строящегося морпорта Сочи, уже построили специально для него эллинг и слип. На фото катамаран на двух-путном слипе в Сочи.
В Сочи, в эллинге, корабль вновь собрали, провели проверку работоспособности всех механизмов и оборудования корабля. Затем состоялся первый спуск судна на воду. С 28 января 1939 г. по 30 июня 1939 г. проводились регулировочные испытания, судно училось «ходить». В конце лета закончились и заводские испытания. Во время испытаний была установлена максимальная скорость глиссера без нагрузки 96 км/ч, а максимальная скорость судна с полной нагрузкой составила 86 км/ч. При испытаниях для получения максимальной весовой нагрузки корабль грузили ящиками с камнями в общей сложности 12 тн.
Расчётная же (эксплуатационная) скорость глиссера-катамарана для перевозки пассажиров – 70км/ч. В сентябре 1939 г. комиссия Наркомморфлота приступила к ходовым испытаниям глиссера. А уже в октябре госкомиссия во главе с начальником сочинского пароходства И.С. Запорожским приняла глиссер-катамаран. Портом приписки глиссера катамарана «Экспресс» стал морпорт Сочи. За период испытаний глиссер прошёл 2200 км.
Характеристики: пассажировместимость: 150 чел. (по другим данным 130 чел); команда: 12 чел; водоизмещение полное: 42 тн; грузоподъёмность полная/полезная: 19/13 тн; длина судна (максимальная): 24,17 метра; ширина судна: 12,3 метра; осадка судна: 1,42 метра; эксплуатационная скорость: 70 км/ч; максимальная скорость без нагрузки/с полной нагрузкой 96/86 км/ч.
Глиссирующий катамаран ОСГА-25 «Экспресс» на первый официальный рейс с пассажирами вышел 17 апреля 1940 г. по маршруту Сочи-Сухуми. Время в пути составляло 2,5 часа. Судно в пути делало несколько запланированных остановок в Гаграх, Новом Афоне и Гудауте. Кроме пассажиров в Сухуми перевозились небольшие партии грузов, например мороженое. Судно также совершало непродолжительные экскурсионные рейсы, базируясь на порт Сочи. В ходе единственной мирной навигации 1940 г. «Экспресс» прошел 22000 км и перевез 18500 пассажиров.
С началом Великой Отечественной Войны катамаран «Экспресс» был выведен из эксплуатации и переведен в Туапсе. Двигатели с него были сняты и установлены на торпедные катера. В 1942 году, при приближении линии фронта к Туапсе, катамаран «Экспресс» был взорван, чтоб не достался врагу. В довоенный период были планы дальше развивать и усовершенствовать глиссирующие суда, с замахом на океанские просторы, но война помешала осуществлению этих планов. А в последующие годы, не смотря на имеющиеся чертежи и опыт строительства глиссер-катамарана, для прибрежного междугороднего сообщения, стали развивать перспективные скоростные суда на подводных крыльях. Но это уже совсем другая история…
polygon
[12]
12.04.2018
+1
Куда оружие ставить, как им управлять? И зачем предоставлять врагу такую большую цель?
Павел,
Его можно было использовать, как десантный корабль.
| |
|
Альтернативные названия:
Я придумал(a) другое название
Я придумал(a) другое название
Жалобы:
Сообщить о нарушениях
Сообщить о нарушениях
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1377141
Последние просмотры Написать нам
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.
Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1377141
Последние просмотры Написать нам
Добавить комментарий