Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.


ИНФОРМАЦИЯ ПОКАЗУХИ

Не стесняйтесь, выскажите свое отношение к публикациям. Ставьте рейтинги! Этим вы поддержите авторов и хорошие материалы.


Русские эмигранты и война. Часть 2. Иван Смирнов
Выложено 04 марта 2019
Разное > Люди

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  woodenfrog Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.5 (28)   Комментариев 3
Просмотров 1087


человек,   россия,   война,   ссср,   сша,   авиация
[ теги сайта ]

Продолжаю цикл публикаций о русских эмигрантах и о роли, которую они сыграли в той или иной войне. Конечно, львиная доля событий и судеб будет связана с Великой Отечественной войной (для них – Второй Мировой). Здесь не будет ни слова о самых знаменитых эмигрантах, таких, как Рахманинов или Деникин, или Сикорский, или Алехин – я хочу рассказать о менее известных людях, жизни и судьбы которых, однако, очень и очень интересны.

Судьба этого героя кажется настолько необычной, что кажется вымыслом, плодом чрезмерного воображения обезумевшего романиста. Но это правда.

Иван Смирнов в 1914 году записался в армию добровольцем и был зачислен разведчиком в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо-Западного фронта. Совершил более десятка переходов линии фронта, провёл ряд дерзких разведок, захватил нескольких немецких и австрийских «языков». Там получил свою первую награду – Георгиевский Крест 4-й степени (за пленение австрийского офицера со штабными документами). 8 декабря он получил тяжёлое ранение в ногу и был отправлен в петербургский госпиталь. Неподалёку был аэродром. И Иван, которому едва исполнилось двадцать лет, твёрдо решил стать лётчиком. После окончания Севастопольской военной авиационной школы, в августе 1916 года, направлен в 19-й корпусной авиаотряд. Вскоре был переведён в 1-ю Боевую авиационную группу, где воевал под командованием лучшего русского аса подполковника А.А. Казакова, неоднократно отмечавшего исключительные лётные способности и выдающееся самообладание Ивана Смирнова. Его товарищами и соратниками были известные русские лётчики – Эрнст Леман, Пётр Пентко, Лонгин Липский. Первые боевые вылеты Смирнов выполнял с лётчиком-наблюдателем П.А. Пентко на двухместном «Ньюпоре-X» (лётчик-наблюдатель — специалист по ведению разведки с воздуха в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). А 20 декабря (другие источники указывают дату 2 января 1917 года, очевидно, по новому стилю) состоялась его первая победа в воздухе. В приказе по особой армии от 27 Декабря 1916 года указывалось: «20 Декабря 1916 года 8 самолётов фронтовой авиагруппы Капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полёта они выдержали 4 боя, причём два неприятельских аэроплана были сбиты, один — Прапорщиком Н. К. Кокориным, другой — Старшим унтер — офицером И. В. Смирновым с наблюдателем Штабс-капитаном Пентке. Неприятельские лётчики (три офицера и один унтер-офицер) убиты ружейными пулями в воздухе…».

За уничтожение неприятельского самолёта Смирнов был представлен к первому офицерскому чину прапорщика.

2 мая 1917 года на «Моране-Сольнье тип N» Смирнов сбил известного немецкого лётчика Альфреда Хефта. Лётчик остался жив и попал в плен.

18 мая И. Смирнов одержал единственную из своих неподтверждённых побед, сбив над Большовцом «неприятельский аэроплан».

16 июля 1-я авиагруппа перебазировалась под город Станислав и возобновила свою боевую деятельность. Через два дня Смирнов, летевший на «Ньюпоре-17», «...встретил неприятельский самолёт, атаковал его и заставил уйти со снижением к себе. В районе Свистельников встретил самолёт противника, который атаковал 3 раза, после последней атаки самолёт противника ушёл в своё расположение». За этот бой Иван Смирнов получил давно им заслуженное звание военлёта (военного лётчика).

По имеющимся данным, за год с небольшим участия в боевых действиях в качестве лётчика он стал одним из результативнейших русских асов, по общему числу одержанных побед (10, учитывая неподтверждённую – 11), уступая только подполковнику А.А. Казакову и подпоручику В.И. Янченко.
На «Ньюпоре-10», «Ньюпоре-11» и «Ньюпоре-17» И.В. Смирнов совершил более сотни боевых вылетов.

Всего прапорщик И.В. Смирнов воевал на четырёх типах машин – первую победу он одержал на «Ньюпоре-10», вторую – на «Моране-Сольнье», третью и четвёртую на «Ньюпоре-17», пятую вновь на «Моране-Сольнье», остальные на «СПАДе-7».

За боевые заслуги он был награждён 4-мя «солдатскими» Георгиевскими крестами – «полным бантом» (низшей степени – как полковой разведчик, остальными – как лётчик), орденом Святого Георгия IV степени, французским «Военным крестом» и сербским орденом Белого Орла (кроме него, из лётчиков Антанты такую награду получил только лучший бельгийский ас Вилли Коппенс). И.В. Смирнов представлялся начальником отряда А.А. Казаковым к ордену Святого Владимира IV степени и Георгиевскому оружию, но ввиду революционных событий представления не рассматривались и были возвращены в Главный штаб из Петроградской Георгиевской думы.

После заключения перемирия с немцами анархия в русской армии достигла своего апогея. Потрясённые самоубийством прапорщика Лемана, Смирнов, Липский и Силаев уехали в Каменец-Подольский на «экспроприированном» автомобиле.

Смирнов и Липский добрались до Владивостока, а оттуда перебрались в Сингапур. Но тут уже Советская Россия заключила позорный сепаратный мир с Германией, и лётчиков арестовали как военнопленных.

Бежав из лагеря, пересаживаясь с автомобиля на двуколку, с двуколки на слона, со слона на поезд, с поезда на быков, с быков на паром, с парома на дилижанс, с дилижанса на верблюдов, с верблюдов на волов, они через Рангун, Коломбо и Аден добрались до Египта.

Дальше следы нашего героя теряются, вернее, есть две версии его жизни до 1920 года, но, поскольку ни одна из них не подтверждена, я о них умолчу.

В 1920 году Иван Васильевич устроился на авиазавод фирмы "Хэндли-Пейдж" в Кройдоне. Здесь он некоторое время был простым рабочим, а вот в бельгийской фирме SNETA он снова стал лётчиком. Однако в его ангаре возник пожар, самолёт сгорел, и Смирнов вновь остался без работы.

Иван переехал в Голландию, где устроился пилотом на Королевские Голландские Авиалинии (KLM). Четверть века проработав в этой фирме, он не раз попадал в сложные ситуации. Так, 19 октября 1923 года Смирнов с тремя пассажирами вылетел на "Фоккере F.III" из аэропорта Шипхолл. Из-за сильного ветра и отказа двигателя Смирнову пришлось совершить вынужденную посадку на песчаную отмель канала, названную «пески Гудвина». Разбитую машину уже почти затопило приливом, когда на помощь к терпящим бедствие пришёл случайный бродяга, который и вывел их к ближайшему населенному пункту. После этого случая коллеги Смирнова прозвали его «Граф Гудвин».

В 1928 году Иван Смирнов стал первым пилотом авиакомпании, проложившим авиационный рейс из Амстердама в Индонезию и обратно (18 000 миль). В 1933-34 годах он, летая на «Фоккере Ф-18», прозванном «Пеликаном», имел рекордный налёт на этом маршруте. Продолжал работать там до 1940 года, после чего был направлен в Ост–Индию, заниматься местными авиаперевозками.

В 1940 году Вторая мировая война докатилась до Индонезии, и Смирнова зачислили в нидерландскую военную авиацию в чине капитана.

В декабре 1941 года Япония атаковала Пирл-Харбор, начав тем самым боевые действия против США и Великобритании.

Нападение Германии на Советский Союз, сведения о тяжёлых потерях Красной Армии больно задевали И.В. Смирнова. Вскоре он добровольно вступил в Голландскую армию, став участником Второй мировой войны с 1942 года. Воевал Иван Васильевич в 8-м армейском воздушном корпусе Нидерландской Восточной Индии, затем, после капитуляции Голландии в мае 1940 года, добился зачисления в ВВС США, в 317-ю американскую военно-транспортную группу. Летал между островами Индонезийского архипелага и Австралией, не раз подвергаясь атакам японских лётчиков.

3 марта 1942 года пассажирский самолёт ДС-3, пилотируемый Смирновым, совершал один из последних перелётов между Явой и Австралией накануне оккупации Явы японскими войсками. Перед вылетом представитель ювелирной компании «Де Бирс» передал командиру корабля Смирнову шкатулку с бриллиантами. В полёте тихоходный самолёт был атакован и сбит японским истребителем, несколько пассажиров и второй пилот погибли. Смирнов, раненый 5-ю пулями, сумел приземлить машину на самой кромке побережья так, что погасил горящий двигатель. При этом бесследно пропала шкатулка с 300 граммами крупных бриллиантов, стоимостью свыше 10 млн. долларов (нынешняя стоимость более 100 млн. долларов).

Существует несколько версий судьбы драгоценной шкатулки. По одной из них, принятой следствием после расследования, она пропала после сложной аварийной посадки подбитого самолёта в полосе прибоя. (Самолёт восстановлению не подлежал, в воздушном бою и на посадке погибли 3 пассажира и второй пилот).

По другой версии, в момент приземления самолёта, когда второй пилот погиб, Смирнов бросил драгоценную шкатулку в воду. Позднее он её тайно достал. Пользуясь связями в американской авиации, добился отправки в качестве рейсового пилота в СССР, где анонимно передал большую часть содержимого шкатулки в Фонд Обороны, вложив письмо – «от друзей борющейся России».

Сторонник этой версии известный писатель Феликс Чуев рассказывал автору: В.М. Молотов говорил, что в годы войны было несколько крупных анонимных пожертвований в Фонд Обороны из-за рубежа.

До конца Второй мировой капитан американских ВВС И.В. Смирнов совершил более ста боевых вылетов.

В 1948 году И.В. Смирнов был приглашён пилотом для участия в выдающемся стосуточном мировом туре, проводимом американской компанией для американских бизнесменов. Пассажирский самолёт DC-4, пилотируемый Смирновым, пролетел 80 тысяч километров, шесть раз пересёк экватор, побывал на всех пяти континентах, в двадцати восьми странах, сорока пяти городах.

В 1949 году И.В. Смирнов по настоянию врачей ушёл на пенсию, имея колоссальный официальный налёт – более, чем 30 тысяч часов! По наблюдению Заслуженного военного лётчика СССР Героя России П.С. Дейнекина, высокий налёт иностранных гражданских лётчиков связан с тем, что время их полётов считается с момента запуска двигателей и до момента их выключения, тогда как в советских и российских ВВС налётом считается только время, проведённое лётчиком или членом экипажа в воздухе.

И.В. Смирнов умер в католической клинике города Пальма-де-Майорка 28 октября 1956 года. Перезахоронен в Хеемстеде, в 40 км от Амстердама, рядом с женой.

Иван Васильевич был награжден Отличительным Голландским лётным крестом, стал кавалером рыцарской степени голландского ордена Оранж Нассау (The Order of Orange-Nassau).

Имя И.В. Смирнова высоко чтят в Нидерландах, оно, в частности, было присвоено самолёту DC-3 голландской компании KLM, находящемся в музее Лелистата.









1.     Оценить
Увеличить
Военный летчик-охотник Смирнов. 1915 г.


2.     Оценить
Увеличить

3.     Оценить
Увеличить

4.     Оценить
Увеличить

5.     Оценить
Увеличить

6.     Оценить
Увеличить

7.     Оценить
Увеличить
Русский лётчик-ас Первой мировой войны Иван Смирнов в кабине истребителя Моран-Солнье Монокок весна 1917 г


8.     Оценить
Увеличить

9.     Оценить
Увеличить

10.     Оценить
Увеличить

11.     Оценить
Увеличить

12.     Оценить
Увеличить

13.     Оценить
Увеличить

14.     Оценить
Увеличить
Подбитый самолёт Дуглас ДС-3 авиакомпании KLM, который пилотировал Иван Смирнов


15.     Оценить
Увеличить

16.     Оценить
Увеличить
Ещё одна фотография Ивана Смирнова в американской военной форме


17.     Оценить
Увеличить

18.     Оценить
Увеличить

19.     Оценить
Увеличить
Иван Смирнов и Джо Таули (Joe Towle) обсуждают подробности испытательного полёта Lockheed Constellation. 1943 год


20.     Оценить
Увеличить
Самолёт DC-3 "Иван Смирнов" голландской компании KLM, находящийся в музее Лелистата.


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Текущая лента: Лента новинок раздела 'Разное'
Лента новинок раздела 'Разное'

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:997556 Репа:>50    Aleks-Cheban [12]  04.03.2019    
Не понравился комментарий  +4  Понравился комментарий

Благодарю за интереснейшую публикацию!

ID:1168946 Репа:-1    2525  04.03.2019    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Отношение Союза к эмигрантам и их потомкам было неоднозначным.
Так, во время Зимней войны (СССР и Финляндия) в стане пропагандистов ВС Финляндии много и с удовольствием работали вчерашние эмигранты, о чем не трудно догадаться из содержания агитационных материалов.
На события 1 сентября 1939 года, 22 июня 1941 года реакция эмигрантского движения не была монолитной, часть отказалась от участия в политике (см. Старк Георгий Карлович), кто-то поддержал Союз, несмотря на неприятие советской власти (Оболенский, Юсупов, Бунин, Деникин), а были и те, кто с удовольствием примкнул к фашистам, их фамилий не упоминаю специально.

ID:945561 Репа:-6    Якша  04.03.2019    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Благодарю за интереснейшую публикацию!
 
Aleks-Cheban, Алекс, с днем варенья! Давно и с интересом смотрю и твои публикации...


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
часто смотрят
БОКАЛ ВИНА И ЕЕ УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ...
Pokazuha.ru
часто смотрят
Я не могу оторвать от нее глаз
Pokazuha.ru
часто смотрят
Скоро во многих укромных уголках черноморских пляж...
Pokazuha.ru
часто смотрят
КУПАЕМСЯ, ЗАГОРАЕМ, МЕЧТАЕМ, ЧТОБЫ ЛЕТО НЕ КОНЧ...


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1404300
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта